О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Вокруг меня должны быть профессионалы с адекватной оплатой труда"

Интервью с генеральным директором ОАО "Аэропорт "Толмачево" А.Чертенковым

Аэропорт "Толмачево" в последнее время постоянно на виду. Масштабная реконструкция привокзальной территории, строительство международной зоны, совершенствование сервиса для пассажиров - все это требует довольно много времени, нервов и сил. К тому же, в подчинении у генерального директора ОАО "Аэропорт "Толмачево" больше тысячи человек, каждый со своими "тараканами". Корреспондент НГС.НОВОСТИ поинтересовался у Алексея Чертенкова, как он, в свои 37 лет, умудряется со всем этим справляться и строить карьеру эффективного менеджера.

Алексей Николаевич, с вас могут брать пример молодые амбициозные люди, желающие построить такую же стремительную карьеру в подобном возрасте. Есть какой-то рецепт для них? Может быть, с детства нужны установки лидера?

Насчет возраста я бы с вами поспорил. Недавно отмечал день рождения и задумался о том, что вроде молодой-молодой, а уже к сорока приближаюсь и скоро стану не таким молодым. Так что все это относительно, и к моему возрасту многие гораздо больших высот достигают.

Кто-то из великих сказал: "Не дай Бог жить в эпоху перемен", но для тех, кто дерзает и развивается, наоборот, в эпоху перемен предоставлено очень много возможностей. К сожалению, сейчас надо признать, что столь стремительные взлеты, если у тебя кто-то не является богатым и обеспеченным другом, братом, сватом, папой или мамой, сделать гораздо тяжелее. Но не невозможно.

У меня не было занимающих высокие должности родителей, я self-made в самом прямом смысле. Наверное, все-таки было немаловажным, что я оказался в нужное время в нужном месте. Но этого не достаточно. Думаю, у каждого из нас была возможность оказаться в нужном месте и в нужное время, но не каждый сумел это почувствовать.

А вы смогли?

Вопрос, откуда начать отсчет своей карьеры, очень сложный. Я для себя определился - моим звездным часом был момент, когда я, водитель бензовоза одной крупной топливной компании, начинал каждое свое утро с получения временного пропуска в головном офисе. И так мне не хотелось быть водителем, уходить из комфортного, симпатичного здания в пыльный и грязный гараж, что я под всяческим предлогом отлынивал от этого. И каждый раз находилась причина остаться - я выполнял просьбы всех, кому было не лень. И как-то меня заметил генеральный директор, который, проходя мимо, спросил: "Ты у нас, кажется, водителем устраивался? В технике соображаешь? Мы бензовозов партию новых взяли, съезди, помоги моему заму по технической части их оценить". Этот момент я и считаю ключевым.

Карьерный рост сделал за год, поднялся с водителя до первого заместителя гендиректора. Таким был мой приход в бизнес. Но меня не устраивало, что я в этой компании был всего лишь наемным менеджером, да еще и заместителем. Я ведь с детства любил командовать - и в детском саду, и в школе и во дворе…

Так что после реорганизации компании я ушел в самостоятельный бизнес, и вместе с братом создал собственное предприятие: начал строить сеть автозаправочных станций.

В каком возрасте вы стали продвинутым предпринимателем, и какой профиль был у вашего самостоятельного бизнеса?

В двадцать шесть лет. Я занимался ГСМ.

А как от топлива пришли в авиацию?

Работая на рынке ГСМ, я познакомился со своим - до сих пор одним из лучших друзей - заместителем генерального директора АК "Сахалинские авиатрассы" Андреем Игоревичем Лобкиным (экс-генеральный директор аэропорта "Толмачево", мэр Южно-Сахалинска, - прим. ред.). А в конце 1999 года, как постоянно ищущая натура, я решил выйти из топливного бизнеса, передать в управление друзьям свою трейдерскую компанию - крупнейшую на приморском рынке реализации ГСМ и искать для себя что-то новое. Поделился своими соображениями с Андреем, у которого тогда были перспективы возглавить аэропорт Южно-Сахалинска, и он предложил мне стать его замом. Купило меня это предложение тем, что я, всегда считающий себя государственником, захотел работать на федеральном предприятии и быть в команде своего друга. Так я вошел в авиацию и стал гендиректором дочерней компании АК "Сахалинские авиатрассы", занимающейся грузоперевозками. Ничего тогда в этом деле не понимал и не соображал, но лиха беда начало.

А у Андрея родилась еще одна идея - он решил стать депутатом облсовета. Вот это действительно был интересный период в жизни, очень короткий, но настолько интересный! Выборы должны были быть 22 октября, а документы мы начали готовить за два дня до крайнего срока их сдачи: бегали, собирали сами эти две тысячи подписей, все сдали, провели опросы общественного мнения и выяснили, что реально Лобкина в народе мало кто знает!

То есть вы руководители работой избирательного штаба Андрея Лобкина?

Да. И, несмотря на крайне неблагоприятные рейтинги, мы все равно выбрали его в облсовет! Вот так я практически "с нуля" сходил в политический пиар и горжусь своим успехом. После этого Андрей Лобкин стал гендиректором аэропорта Южно-Сахалинска. Я перебрался за ним и понял, что все - теперь или в авиацию, или больше никуда. Она затягивает…

И вместе с Лобкиным вы приехали и в Новосибирск, и он же рекомендовал вас на нынешнюю должность?

Да, без его рекомендации я не стал бы гендиректором "Толмачево".

Насколько "нужные люди", которые могут продвинуть и пролоббировать, актуальны для вас?

В России телефонное право никто не отменял. Я стараюсь быть самодостаточным, но пользуюсь советами знакомых. Потому что без этого в Российской Федерации не обойтись. У меня, кстати, есть принцип - как можно меньше злоупотреблять связями, иначе потом расслабишься оттого, что за тебя все решают другие. Или есть другой вариант - что ты всем в конце концов надоешь, потому что любят, в основном, успешных и состоятельных. А твои проблемы, по большому счету, мало кому нужны.

Складывается впечатление, что вы - авторитарный руководитель. Приемлемо ли для вас "идти по трупам", кого-то подсиживать в бизнесе?

Никого не подсиживал и по трупам не ходил.

Вы - признанный генератор идей на своем предприятии. Сложно быть самым умным?

Если бы вы знали, что 80% моих идей остаются в голове: иногда - до более позднего времени, иногда - навсегда.

В стране сейчас очень мощный кадровый голод и идеи, к сожалению, передавать особо некому. Отсюда у меня и жесткость, и авторитаризм.

Я не всегда таким был, но по мере развития понял, что чаще всего твои идеи недопонимают, перевирают или просто хоронят. И в какой-то момент осознал, что надо гнуть очень жесткую линию по реализации тех или иных вопросов, которая способна привести действительно к какому-то результату. Это плохо, согласен, потому что, когда люди слепо следуют твоей идее, возможны и перегибы и недогибы. Но главное - результат есть.

В самосовершенствовании вам приходится пользоваться теоретическими наработками, к примеру, штудировать книги "Как стать эффективным менеджером"?

Пытался, читал, и понял, что эти книги не для меня. Я сам готов такое писать и делиться своим опытом. Фактически в этих книгах я видел свои мысли и действия и, если поначалу это тешило самолюбие, то потом стало скучно.

Тогда озвучьте свои правила эффективного менеджмента…

Никогда не ставил себе задачи их сформулировать… Но важно одно - поставил цель, и упрямо грызи ее до последнего. Если начнешь сворачивать, юлить, не доводить до конца, то менеджер из тебя не получится. Если же окажется, что твоя цель ведет тебя не туда, то надо уметь красиво отскочить от этой идеи: при этом так, чтобы никто не заметил отклонений от первоначального плана.

И еще очень важна команда - сильный менеджер собирает вокруг себя такую же команду. Она должна быть высокопрофессиональной, подбор по принципу личной преданности я не приветствую. Профессионал и так всегда будет предан профессиональному руководителю, при адекватной оплате.

Приятно ли вам быть богатым человеком?

Наверно, это не плохо. Но счастья не добавляет. Скорее, дает нужную независимость, которая гарантирует все, чего ты хочешь достигнуть в бизнесе....
Авторские права на данный материал принадлежат «НГС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка