Источник: сайт «ugmk.info»
Автор: Александр Яровой
Опубликовано: 07.08.2007, 16:49
Комментариев: 7474

Ан-140: курс на Самару?


Одним из наиболее знаковых вопросов минувшей недели в сфере отечественного авиапрома стало обсуждение кризисного положения Харьковского государственного авиационного производственного предприятия. С восстановлением производства, в первую очередь Ан-140, связывается вопрос выживания завода. Тем более, что о возможности разработки и строительства новых модификаций машины вновь заговорили в России.

Ан-140 потенциально может претендовать на эксплуатацию в Украине в ходе обновления парков авиакомпаний. Существуют и международные соглашения по его производству, в частности, в Иране, на мощностях завода HESA (г. Исфахан). Интерес к самолету проявляется и со стороны России. Так, на "Авиакоре" (г. Самара) уже который год идет "неспешное" освоение сборки Ан-140.

Однако, в развитии производственной площадки управляющий менеджмент "Авиакора" готов, по крайней мере, на словах, пойти дальше Ирана. У последнего с АНТК им. Антонова подписан договор о лицензионном производстве Ан-140 в Иране с поэтапным его осуществлением (сейчас там собирают самолеты из полученных от ХГАПП самолетокомплектов).

По заявлению гендиректора ООО "Авиаресурс-Холдинг" (холдинговая компания, держатель акций "Авиакора") Сергея Лихарева, ранее возглавлявшего "Авиакор", самарский завод и АНТК ведут переговоры о создании совместной структуры, которая возьмет на себя ответственность за дальнейшее развитие программы Ан-140 в России. В частности, совместное конструкторское предприятие (если оно будет создано) получит право разрабатывать новые модификации машины и вносить в них изменения по требованиям заказчиков.

От иллюзии к иллюзии

Ставку на развитие программы Ан-140 делали при экс-гендиректоре ХГАППа Павле Науменко. Параллели, конечно, не совсем уместны, но после ударного периода, в 2001-2005 гг., во время которого были построены 11 самолетов (плюс самолетокомплекты для Ирана и России), программа оказалась свернутой. И не только на ХГАПП, но и на "Авиакоре", который, в свою очередь, может похвастаться только одной собранной "стосороковкой", эксплуатируемый авиакомпанией "Якутия".

Серийное производство Ан-140 в Украине практически прекращено. ХГАПП отчаянно спасают от банкротства местные и центральные органы исполнительной власти. Но при этом на заводе остается живучим дух неуемного оптимизма П.Науменко. Предприятие, возможно, уже поделили кредиторы - Проминвестбанк, Альфа-банк, ПУМБ, Мегабанк - а новое руководство завода, чуть ли не в слово в слово повторяет оптимистичные заявления в духе предыдущего руководителя.

Уже в этом году Иран, по словам гендиректора ХГАПП Сергея Задорожного, планирует заказать 16 самолетокомплектов Ан-140 на сумму $20 млн. А за пять лет авиазавод планирует продать свыше 40 самолетов Ан-74, 37 самолетокомплектов Ан-140 и 46 самолетокомплектов Ан-148 (имеется в виду центроплан, сборка которого ведется на предприятии). Создается впечатление, что основным источником планирования на заводе остались презентации П.Науменко, который не уставал повторять, что еще год-два, и совокупный выпуск Ан-140 превысит 50 единиц, да и Ан-74 займет свою нишу.

Но если задаться вопросом, за счет каких ресурсов и, главное, кто выполнит все планы С.Задорожного? По его же данным, численность рабочих сейчас составляет 1,4 тыс. человек. И если предприятие начнет работать с прибылью только к 2010 г., то и оставшиеся "разбегутся". Хотя завод может выжить за счет бюджетных дотаций. Но полезны ли "инъекции в протез"? Предоставление ХГАПП бюджетных средств в размере 100 млн. грн. на погашение процентов по банковским кредитам - капля в море, т.к. завод должен в 10-15 раз больше.

Кроме того, Ан-140 в Украине сегодня почти не эксплуатируются, т.к. сертификат эксплуатанта авиакомпании "Аэромост-Харьков" - а в ее парке четыре Ан-140 - приостановлен решением Госавиационной администрации. Два самолета были переданы в компанию из "Одесских авиалиний" в связи с невыплатой последней лизинговых платежей. Оставшиеся три машины, одна принадлежит авиакомпании "Мотор Сич" и две ММК им. Ильича, не делают "погоды" в авиаперевозках.

Наполеоны от "Авиакора"

Даже при реализации планов по сотрудничеству АНТК и "Авиакора" никуда не деться от ХГАПП. Именно завод является основным поставщиком самолетокомплектов и специалистов для сборки Ан-140 в России. Харьковские бригады строили и поднимали первый (и пока единственный) самарский Ан-140. Когда завод "покатился вниз", это сказалось и на производственной программе "Авиакора". Самарскую "стосороковку" передали заказчику во II половине 2005 г., тогда же были озвучены планы о закупке "Якутией" еще нескольких машин и других заказах. Спрос на самолет оценивался в пределах 10-20 единиц. Однако все планы остались нереализованными.

Создание иностранной структуры с участием АНТК обусловлено рядом сложностей. Украинское КБ является предприятием государственной формы собственности. А госпредприятиям по украинскому законодательству запрещено создавать совместные предприятия с иностранцами. Учреждение в Германии фирмы Ruslan SALIS (для предоставления услуг по авиаперевозкам в интересах НАТО) потребовало в свое время специального правительственного решения. Принималось оно уже после совместной с "Волга-Днепр" победы "Авиалиний Антонова" (структурное подразделение АНТК) в тендере Агентства по материально-техническому обеспечению НАТО. В случае же с "Авиакором" появляются довольно серьезные вопросы, и первый - кому в конечном итоге будет принадлежать право интеллектуальной собственности на продукт?

Например, на самолеты Ан-28, производство которых было передано в Польшу, авторские права непонятным образом оказались утрачены. Нынешний продукт PZL Mielec, М-28.5 Skytrack, созданный на базе Ан-28, уже не имеет никакого отношения ни к АНТК, ни к бренду "Антонов". Другой пример - "вольная" трактовка иранских производителей прав интеллектуальной собственности в части названия самолета. Ан-140, выпущенные в Иране, названы IrAn-140, хотя права менять название машины, пусть даже собранную по лицензии, никто иранцам не давал.

Поэтому в случае равных интеллектуальных прав АНТК и "Авиакора" на самолет через пару-тройку лет необходимость упоминания украинской принадлежности продукта отпадет сама собой. Со всеми вытекающими последствиями: полная "русификация" Ан-140, устранение разработчика от процесса (АНТК, наверное, даже сопротивляться не будет), и "присвоение" всех прав на интеллектуальную собственность "Авиакором".

Кстати, отсутствие каких-либо перспектив у "стосороковки" в Украине никак не связано с его рыночной "ненужностью". Просто после освоения серийного производства самолета на ХГАПП (за средства предприятия) разработчик о нем "забыл", с легкостью переложив все проблемы, связанные с эксплуатацией литерных самолетов на производителя.

А отсутствие приемлемой и прозрачной лизинговой схемы продажи самолета (четыре машины были проданы через "Укртранслизинг", две - "Одесским авиалиниям" и две "Аэромост-Харьков", на этом лизинг закончился) стало причиной "отторжения" Ан-140 от рынка. К тому же украинским спрос - не больше десяти-пятнадцати машин в обозримом будущем - тоже не смог бы "воодушевить" харьковчан на лоббирование лизинга Ан-140 среди украинских эксплуатантов.

Кроме того, при создании Ан-140 и конструкторы, и производители заявляли о дальнейших модификациях семейства: транспортной, патрульной. За время, прошедшее от начала серийного производства самолета как в Украине, так и в Иране, России, новые модификации так и не появились, а именно к ним есть достаточно устойчивый интерес. Иран, подписывая договор о лицензионном производстве в Исфахане Ан-140, рассчитывал на появление специальных модификаций. В этом случае надежды иранского руководства так и не осуществились.

Но, все же, если КБ при "Авиакоре" все-таки появится, на сотрудничество с Самарой в будущем переориентируется и Иран. Вероятно, первоочередной задачей российского "АНТК" станет именно транспортник и патрульный самолет.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 7 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «ugmk.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакор-авиационный завод, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, МОТОР СИЧ, Альфа, Авиаресурс, Ан-148, Волга-Днепр, Ан-74, Ан-28, Ан-140, Самолетостроение, МОТОР СИЧ, Якутия, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines) (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

leutenant: ...насчет Уфы - может быть...
...правда, сия "Гидравлика" завсегда была серийным заводом ступинских ВСУ... коий ничего мощнее ТА-12 не делал
*****************************************
Ваши сомнения оказались заразны - мне подумалось: а не на УМПО ли эти турбины сделали; попросту так, по-соседски?
...ну для УМПО пределов-то, как известно - нет...
...

...засим, добью таки 1-ю декаду февраля:
...

- 4 февраля:
...
- Пиндостан... с ВПП "слетел" на посадке местный "малыш" Beechcraft Beechjet 400A - эдак вот:
https://c.radikal.ru/c38/1803/03/a712d71726b6.jpg
...переломал "ножки"... бывает:
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=205692
...
- опять Пиндостан... где вот у сего местного CRJ-900:
https://c.radikal.ru/c43/1803/f6/932a968e96c9.jpg
...пропала "связь"... таки - инцидент:
http://avherald.com/h?article=4b4aef62&opt=0
...

6 февраля:
- снова Пиндостан... снова вылет с ВПП вот у сего "грузовичка" Swearingen SA-227-AC Metro III:
https://b.radikal.ru/b27/1803/10/7698b66b4ceb.jpg
...но без последствий для его "хилых "ножек":
http://avherald.com/h?article=4b4a20d3&opt=0
...

8 февраля:
- Азия... в Японии вот примерно такой "пиндосовский" MV-22B Osprey:
https://a.radikal.ru/a30/1803/3d/76b025e47985.jpg
...потерял воздухозаборник правого движка... смешно:
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=205899
...

...итожим:
...
Месяц, декада____инцидентов___потеряно ВС, шт___жертв, чел__в т.ч. потерянные ВС разработки СССР/СНГ (кроме уничтоженных на стоянках в боевых действиях)...
...
- февраль 2018-го
1-я_____________10____________нет_____________нет...
...
leutenant: ...ну для УМПО пределов-то, как известно - нет...
****************************
Да, завод крепенький. Главное, Лесунов (мир праху его) команду управленцев в своё время собрал отличную. Куда только оттуда людей не дёргали - а грамотно рулить на УМПО остаётся кому.
Вон Пустовгаров (я его ещё по "лесуновским" временам помню) КумАПП как прилично поднял. Сейчас, глядишь, и на казанском вертолётном дела при нём веселее пойдут.
...как же - помнится, осенью 2011-го на Фонтанке, 10:
http://wikimapia.org/#lang=en&lat=59.944082&lon=30.338734&z=17&m=b
...в соответствии с известной песенкой "водку пил"... на 75-летии в/ч 26923 - "в миру" в/ч 48230-Б... с того же 2011-го - 4-й ЦНИИ МО РФ...
...
...в числе собеседников был почтеннейший Сергей Викторович:
http://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=3688
..коий заверил, что в Кумертау производство Ка-27/-28 ждет только отмашки... тогда только производились Ка-32...
....
...но с той поры:
- освоили Ка-226.80 и стали поставлять в Минобороны
...
- начали модернизацию Ка-27 в Ка-27М:
http://www.russianhelicopters.aero/ru/kumapp/news/11759.html
http://www.russianhelicopters.aero/ru/kumapp/news/12664.html
...сейчас уж "эМок" - 20шт...
...
- поставили в Китай Ка-32:
http://www.russianhelicopters.aero/ru/kumapp/news/11795.html
http://www.russianhelicopters.aero/ru/kumapp/news/12653.html
...
- поставили Ка-226Т в ВМФ:
http://www.russianhelicopters.aero/ru/kumapp/news/12016.html
http://www.russianhelicopters.aero/ru/kumapp/news/12616.html
...
...вот только - ничего принципиально нового...
...а ведь на закате СССР на замену Ка-27 с ППС "Осьминог" был уж готов уже эскизный проект Ка-40 с ППС "Кобза" киевского НИИ "Квант" - победили в 3-летней борьбе питерский НПО "Ленинец"... ежели б не развал страны - уж 20 лет бы как летал...
...вона - только в прошлом году вроде как снова "зашевелилось":
https://topwar.ru/119981-perspektivnyy-rossiyskiy-morskoy-vertolet-minoga-hotyat-sdelat-transformerom.html
...
leutenant: ...вот только - ничего принципиально нового...
***************************************
Коллега, вообще-то КуАПП - это СЕРИЙНЫЙ завод. И предъявлять ему претензии по части "ничего принципиально нового" - это как-то некошерно...
С этим в КБ Камова, а точнее - к вашим экс-коллегам на Чкаловской. Они определяют, что нового нужно военной авиации.

...вона - только в прошлом году вроде как снова "зашевелилось":
Перспективный российский морской вертолет "Минога" хотят сделать трансформером » Военное обозрение
***************************************
Это шевеление языком, причём перманентно с глаголами исключительно будущего времени, что, надо признаться, уже порядком достало.
К тому же по данной вами ссылке русским по белому написано: "генеральный конструктор АО "Камов" Сергей Михеев предположил, что серийное производство нового палубного вертолета начнется примерно через десять лет".
А "через десять лет" в наших реалиях означает, что ни хрена нового мы с вами можем и не дождаться.
Ну, что ж первым делом пластиковые окна...
http://timeua.info/post/kharkov/haz-chto-ostanetsya-posle-samoletov--10849.html
https://www.facebook.com/KharkovStateAircraftManufacturingCompany/?hc_ref=ARRiBDIqmudkvIUoM4V4VPirt3L9HINkfXlNadHQ6rTwPkdB26rSOGEjYBMIu79cz9Y
Сравним Ан-140 с перспективным Ил-114-300. Обсуждать Ил-114 и Ил-114-100 не будем.
Вместимость Ил-114-300 на 15 процентов больше.
То есть вес пустого Ан-140 12800 кг умножаем на 15 процентов
что близко заявленному весу пустого на Ил-114-300,
так что в расчёте на одного пакса примерный паритет.
Однако при увеличении вместимости до 68 мест, 60 мест это для того чтобы показать заявленную дальность, что при длине салона Ил-114-300, вполне возможно, очевидно 20 процентов лучше, в расчёте на одного пакса.

Далее сравним ВПХ Ан-140 и Ил-114-300.
Ил-114-300
Длина разбега, м 730
Длина пробега, м 440

Ан-140
http://militaryrussia.ru/i/284/623/JOFF2.jpg

Колея И-114 8 метров

http://militaryrussia.ru/i/284/623/FnJBX.jpg
Бодайбо?

Ах да эта плотность грунта
Ну так подождём результатов испытаний, думаю с равным весом, требования к грунту будут идентичны, тем более что скорость посадки Ил-114 185 км в час

А Ан-140 202 км в час! Лучше?


Гм...
...ну, "за картинки" ответил здесь:
https://www.aviaport.ru/conferences/15237/96.html#p513985
...

...далее - "медвежьим углом" сработал Пиндостан... вона - 8 февраля аварийно садился местный ERJ-175... вот сей:
https://a.radikal.ru/a04/1803/5f/d4b466350d6a.jpg
...отказ ПОС... ну, обошлось:
http://avherald.com/h?article=4b534728&opt=0
...
...стало быть - 1-я декада уточнилась:
...
Месяц, декада____инцидентов___потеряно ВС, шт___жертв, чел__в т.ч. потерянные ВС разработки СССР/СНГ (кроме уничтоженных на стоянках в боевых действиях)...
...
- февраль 2018-го
1-я_____________110____________нет_____________нет...
...

...таки продолжим - декада 2-я:
...

13 февраля:
...
- Океания - в Фиджи "вертался взад" опосля взлета вот сей местный ATR-72-600:
https://d.radikal.ru/d37/1803/e4/4ec7d29293cf.jpg
...прошла индикация пожара одного из движков... оный был вырублен и "потушен"... даже была выполнена одномоторная посадка:
http://avherald.com/h?article=4b4eb8bb&opt=0
...
- Пиндостан... где с убранным шасси сел вот сей "малыш" Beechcraft B300 Super King Air 350:
https://b.radikal.ru/b27/1803/48/08a701e62494.jpg
...ну, забыли выпустить... таки - "чинибельно":
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=206179
...

14 февраля:
- Канада... где аварийно садился на пол-пути вот сей местный Dash 8Q-400:
https://d.radikal.ru/d21/1803/de/da63680f5d1e.jpg
...ТОЖЕ индициировался пожар правого движка... оный затушили, вырубили... и садились на одном:
http://avherald.com/h?article=4b57e708&opt=0
...

15 февраля:
...
- Азия... "вертался взад" опосля взлета в Благовещенске вот сей "якутский" Ан-24:
https://a.radikal.ru/a34/1803/c9/c13f28756646.jpg
...падение давления масла в правом движки - пришлось вырубать... и садиться на одном:
http://avherald.com/h?article=4b4f6004&opt=0
...
- снова Пиндостан... где аварийно садился на пол-пути вот сей местный CRJ-200:
https://d.radikal.ru/d08/1803/dc/96cd7791abe4.jpg
..."зафистулил" отбор воздуха от одного из движков... таки - от греха:
http://avherald.com/h?article=4b5012a2&opt=0
...
...прервусь...
...
...продолжу:
...

16 февраля:
...
- снова Азия... в Иране "жостко" сел вот сей местный Fokker 100:
https://b.radikal.ru/b15/1803/32/5837b74309e2.jpg
...сломал левую ножку:
https://aviation-safety.net/database/record.php?id=20180216-0
...
- Европа... в Самаре "вертался взад" опосля взлета примерно такой же "ямаловский" CRJ-200:
https://b.radikal.ru/b22/1803/2f/3a6a02d6fb91.jpg
...не убралась передняя стойка шасси:
http://www.vsluh.ru/news/incident/327492
...

18 февраля:
...
- опять Азия... в Южно-Сахалинске на рулежке не вписался по ширине "авроровский" Dash 8-200 - эдак вот:
https://a.radikal.ru/a14/1803/5c/c9e759810e88.jpg
...повредил правую законцовку "апстолб":
https://sakhalin.info/news/147161
http://www.interfax-russia.ru/FarEast/print.asp?id=910588&sec=1672&type=news
...
- таки снова Азия... в Таиланде "вертался взад" опосля взлета вот сей местный Dash 8Q-400:
https://d.radikal.ru/d02/1803/56/a7c87bad213e.jpg
...отказал один из движков - садились на одном:
http://avherald.com/h?article=4b51ed62&opt=0
...
- еще Азия... еще Иран - трагедия вот с этим местным ATR-72-210:
https://d.radikal.ru/d20/1803/c9/e16129424250.jpg
...столкнулся с горой... погибло 66:
https://aviation-safety.net/database/record.php?id=20180218-0
...
- опять Пиндостан... слетел с рулежки примерно такой "малыш" Cessna 560XL Citation Excel:
https://b.radikal.ru/b24/1803/04/8a1e4ae6eeff.jpg
...без особых последствий:
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=206322
...
- таки снова Пиндостан... где аварийно садился вот сей местный CRJ-900:
https://d.radikal.ru/d14/1803/36/55097bb0484b.jpg
...чевой-то задымилось в ручной клади... пришлось и покидать лайнер аварийно:
http://avherald.com/h?article=4b52173f&opt=0
...
...снова прервусь...
...
...и закончу...
...

19 февраля:
- очередной раз Азия - в Японии "слетел" с ВПП на посадке местный Dash 8Q-400 - эдак вот:
https://a.radikal.ru/a33/1803/5c/a22997f78908.jpg
...без особых последствий:
http://avherald.com/h?article=4a3b2aae&opt=0
...

20 февраля:
...
- таки снова Азия... где в Непале "вертался взад" опосля взлета вот сей местный Dornier 228:
https://d.radikal.ru/d01/1803/01/134c533b74ee.jpg
..."забарахлил" правый движок - пришлось вырубать и возвращаться на одном:
http://avherald.com/h?article=4b52b1d3&opt=0
...
- и по-прежнему Азия... уже Казахстан, где прервал набор и сел на первый попавшийся аэродром вот сей местный Fokker 100:
https://d.radikal.ru/d23/1803/69/59be069db5cf.jpg
...отказ САРД... в горной местности - таки не шутка:
http://24.kz/ru/news/incidents/item/222807-samolet-bek-air-sovershil-ekstrennuyu-posadku-v-taraze
...
- и, напоследок - Пиндостан... где ТОЖЕ "вертался взад" чуток другой лайнер - вот сей CRJ-700:
https://b.radikal.ru/b16/1803/26/54c4191e1a38.jpg
...правда, и по другой причине - не встала на "обмерзший" замок убранного положения передняя стойка шасси... таки - инцидент:
http://avherald.com/h?article=4b534a31&opt=0
...

...грустно "итожим":
...
Месяц, декада____инцидентов___потеряно ВС, шт___жертв, чел__в т.ч. потерянные ВС разработки СССР/СНГ (кроме уничтоженных на стоянках в боевых действиях)...
...
- февраль 2018-го
1-я______________11___________нет_____________нет
2-я______________16___________1_______________66
...