Источник: сайт «ugmk.info»
Автор: Александр Яровой
Опубликовано: 07.08.2007, 16:49
Комментариев: 7252

Ан-140: курс на Самару?


Одним из наиболее знаковых вопросов минувшей недели в сфере отечественного авиапрома стало обсуждение кризисного положения Харьковского государственного авиационного производственного предприятия. С восстановлением производства, в первую очередь Ан-140, связывается вопрос выживания завода. Тем более, что о возможности разработки и строительства новых модификаций машины вновь заговорили в России.

Ан-140 потенциально может претендовать на эксплуатацию в Украине в ходе обновления парков авиакомпаний. Существуют и международные соглашения по его производству, в частности, в Иране, на мощностях завода HESA (г. Исфахан). Интерес к самолету проявляется и со стороны России. Так, на "Авиакоре" (г. Самара) уже который год идет "неспешное" освоение сборки Ан-140.

Однако, в развитии производственной площадки управляющий менеджмент "Авиакора" готов, по крайней мере, на словах, пойти дальше Ирана. У последнего с АНТК им. Антонова подписан договор о лицензионном производстве Ан-140 в Иране с поэтапным его осуществлением (сейчас там собирают самолеты из полученных от ХГАПП самолетокомплектов).

По заявлению гендиректора ООО "Авиаресурс-Холдинг" (холдинговая компания, держатель акций "Авиакора") Сергея Лихарева, ранее возглавлявшего "Авиакор", самарский завод и АНТК ведут переговоры о создании совместной структуры, которая возьмет на себя ответственность за дальнейшее развитие программы Ан-140 в России. В частности, совместное конструкторское предприятие (если оно будет создано) получит право разрабатывать новые модификации машины и вносить в них изменения по требованиям заказчиков.

От иллюзии к иллюзии

Ставку на развитие программы Ан-140 делали при экс-гендиректоре ХГАППа Павле Науменко. Параллели, конечно, не совсем уместны, но после ударного периода, в 2001-2005 гг., во время которого были построены 11 самолетов (плюс самолетокомплекты для Ирана и России), программа оказалась свернутой. И не только на ХГАПП, но и на "Авиакоре", который, в свою очередь, может похвастаться только одной собранной "стосороковкой", эксплуатируемый авиакомпанией "Якутия".

Серийное производство Ан-140 в Украине практически прекращено. ХГАПП отчаянно спасают от банкротства местные и центральные органы исполнительной власти. Но при этом на заводе остается живучим дух неуемного оптимизма П.Науменко. Предприятие, возможно, уже поделили кредиторы - Проминвестбанк, Альфа-банк, ПУМБ, Мегабанк - а новое руководство завода, чуть ли не в слово в слово повторяет оптимистичные заявления в духе предыдущего руководителя.

Уже в этом году Иран, по словам гендиректора ХГАПП Сергея Задорожного, планирует заказать 16 самолетокомплектов Ан-140 на сумму $20 млн. А за пять лет авиазавод планирует продать свыше 40 самолетов Ан-74, 37 самолетокомплектов Ан-140 и 46 самолетокомплектов Ан-148 (имеется в виду центроплан, сборка которого ведется на предприятии). Создается впечатление, что основным источником планирования на заводе остались презентации П.Науменко, который не уставал повторять, что еще год-два, и совокупный выпуск Ан-140 превысит 50 единиц, да и Ан-74 займет свою нишу.

Но если задаться вопросом, за счет каких ресурсов и, главное, кто выполнит все планы С.Задорожного? По его же данным, численность рабочих сейчас составляет 1,4 тыс. человек. И если предприятие начнет работать с прибылью только к 2010 г., то и оставшиеся "разбегутся". Хотя завод может выжить за счет бюджетных дотаций. Но полезны ли "инъекции в протез"? Предоставление ХГАПП бюджетных средств в размере 100 млн. грн. на погашение процентов по банковским кредитам - капля в море, т.к. завод должен в 10-15 раз больше.

Кроме того, Ан-140 в Украине сегодня почти не эксплуатируются, т.к. сертификат эксплуатанта авиакомпании "Аэромост-Харьков" - а в ее парке четыре Ан-140 - приостановлен решением Госавиационной администрации. Два самолета были переданы в компанию из "Одесских авиалиний" в связи с невыплатой последней лизинговых платежей. Оставшиеся три машины, одна принадлежит авиакомпании "Мотор Сич" и две ММК им. Ильича, не делают "погоды" в авиаперевозках.

Наполеоны от "Авиакора"

Даже при реализации планов по сотрудничеству АНТК и "Авиакора" никуда не деться от ХГАПП. Именно завод является основным поставщиком самолетокомплектов и специалистов для сборки Ан-140 в России. Харьковские бригады строили и поднимали первый (и пока единственный) самарский Ан-140. Когда завод "покатился вниз", это сказалось и на производственной программе "Авиакора". Самарскую "стосороковку" передали заказчику во II половине 2005 г., тогда же были озвучены планы о закупке "Якутией" еще нескольких машин и других заказах. Спрос на самолет оценивался в пределах 10-20 единиц. Однако все планы остались нереализованными.

Создание иностранной структуры с участием АНТК обусловлено рядом сложностей. Украинское КБ является предприятием государственной формы собственности. А госпредприятиям по украинскому законодательству запрещено создавать совместные предприятия с иностранцами. Учреждение в Германии фирмы Ruslan SALIS (для предоставления услуг по авиаперевозкам в интересах НАТО) потребовало в свое время специального правительственного решения. Принималось оно уже после совместной с "Волга-Днепр" победы "Авиалиний Антонова" (структурное подразделение АНТК) в тендере Агентства по материально-техническому обеспечению НАТО. В случае же с "Авиакором" появляются довольно серьезные вопросы, и первый - кому в конечном итоге будет принадлежать право интеллектуальной собственности на продукт?

Например, на самолеты Ан-28, производство которых было передано в Польшу, авторские права непонятным образом оказались утрачены. Нынешний продукт PZL Mielec, М-28.5 Skytrack, созданный на базе Ан-28, уже не имеет никакого отношения ни к АНТК, ни к бренду "Антонов". Другой пример - "вольная" трактовка иранских производителей прав интеллектуальной собственности в части названия самолета. Ан-140, выпущенные в Иране, названы IrAn-140, хотя права менять название машины, пусть даже собранную по лицензии, никто иранцам не давал.

Поэтому в случае равных интеллектуальных прав АНТК и "Авиакора" на самолет через пару-тройку лет необходимость упоминания украинской принадлежности продукта отпадет сама собой. Со всеми вытекающими последствиями: полная "русификация" Ан-140, устранение разработчика от процесса (АНТК, наверное, даже сопротивляться не будет), и "присвоение" всех прав на интеллектуальную собственность "Авиакором".

Кстати, отсутствие каких-либо перспектив у "стосороковки" в Украине никак не связано с его рыночной "ненужностью". Просто после освоения серийного производства самолета на ХГАПП (за средства предприятия) разработчик о нем "забыл", с легкостью переложив все проблемы, связанные с эксплуатацией литерных самолетов на производителя.

А отсутствие приемлемой и прозрачной лизинговой схемы продажи самолета (четыре машины были проданы через "Укртранслизинг", две - "Одесским авиалиниям" и две "Аэромост-Харьков", на этом лизинг закончился) стало причиной "отторжения" Ан-140 от рынка. К тому же украинским спрос - не больше десяти-пятнадцати машин в обозримом будущем - тоже не смог бы "воодушевить" харьковчан на лоббирование лизинга Ан-140 среди украинских эксплуатантов.

Кроме того, при создании Ан-140 и конструкторы, и производители заявляли о дальнейших модификациях семейства: транспортной, патрульной. За время, прошедшее от начала серийного производства самолета как в Украине, так и в Иране, России, новые модификации так и не появились, а именно к ним есть достаточно устойчивый интерес. Иран, подписывая договор о лицензионном производстве в Исфахане Ан-140, рассчитывал на появление специальных модификаций. В этом случае надежды иранского руководства так и не осуществились.

Но, все же, если КБ при "Авиакоре" все-таки появится, на сотрудничество с Самарой в будущем переориентируется и Иран. Вероятно, первоочередной задачей российского "АНТК" станет именно транспортник и патрульный самолет.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 7 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «ugmk.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакор-авиационный завод, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, МОТОР СИЧ, Альфа, Авиаресурс, Ан-148, Волга-Днепр, Ан-74, Ан-28, Ан-140, Самолетостроение, МОТОР СИЧ, Якутия, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines) (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

Тут, смотрю, "Авиакор" нашел ишшо себе работу:
https://www.kommersant.ru/doc/3534896
...
...ну да, ну да... малых-то "тушек" было построено 850шт - вона... 3 года назад поминал о "достижизмах" скромного ХАЗа:
https://www.aviaport.ru/conferences/40928/170.html#p343103
... ну и сейчас осталось немало - ежели посмотреть:
https://russianplanes.net/planelist/Tupolev/Tu-134
...а именно моложе 40 лет и с налетом менее 45000час - то лётных 99 и на хранении 136... т.е. всего 235шт...
...
...конкретно же У НАС - 189шт:
- лётных - 83... в том числе 78 в Госавиации, из коих в ВВС 52 и МА ВМФ 8...
- нелётных - 106... в том числе 74 в Госавиации, из коих в ВВС ишшо 62, а в МА ВМФ - ишшо 3... регулярно, понимаешь, любуюсь:
https://www.aviaport.ru/conferences/40911/3195.html#p497405
https://www.aviaport.ru/conferences/40911/3194.html#p481793
https://www.aviaport.ru/conferences/40911/3193.html#p480861
https://www.aviaport.ru/conferences/40911/3188.html#p470157
https://www.aviaport.ru/conferences/40911/3187.html#p465833
https://www.aviaport.ru/conferences/18979/468.html#p460293 ...полагаю - достаточно...
...
...ну а возвращаясь к Самаре - не Минском же, в конце концов, единым:
http://avia407.by/uslugi/remont-samoletov
...да и не все же в Минск можно гонять - скажем, таких красавцев:
https://www.aviaport.ru/conferences/41139/25.html#p333605
...

...уточнилась нескллько и ситуация на ХАЗе - не так все уж лучезарно:
https://diana-mihailova.livejournal.com/1556428.html
...4 цеха, из коих один литейный - таки далеко не весь завод...
...

...ну да продолжу "за инциденты" - 2-я декада января:
...

12 декабря:
...
- Океания... в Западном Самоа "жостко" приземлился вот такой "малыш" Rockwell 690B Turbo Commander:
https://a.radikal.ru/a15/1801/0c/c24e5f2e6237.jpg
...да так, шо "ножки разъехались"... тут вот проиллюстрировано:
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=204274
...
- Европа... в Латвии "вертался взад" опосля взлета вот сей финский ATR-72-500:
https://b.radikal.ru/b20/1801/71/620be2f24cdf.jpg
..."забарахлил" левый движок - от греха:
http://avherald.com/h?article=4b39991f&opt=0
...

13 января:
- снова Европа... в Германии прервал взлет вот сей CRJ-900:
https://b.radikal.ru/b43/1801/ab/d0520c1308b9.jpg
...лопнул один из пневматиков:
http://avherald.com/h?article=4b39a06e&opt=0
...

14 января:
...
- опять Европа... в Ирландии не смог выпустить закрылки на посадке вот сей британский Dash 8Q-400:
https://b.radikal.ru/b43/1801/ab/d0520c1308b9.jpg
...садился с "гладким" крылом:
http://avherald.com/h?article=4b3a370e&opt=0
...
- Пиндостан... где "вертался взад" опосля взлета вот сей местный ERJ-145:
https://c.radikal.ru/c10/1801/5f/f2ce351655d4.jpg
...ТОЖЕ "забарахлил" движок:
http://avherald.com/h?article=4b3baa57&opt=0
...
- таперича Канада... где аварийно садился на пол-пути вот сей совершенно канадский Dash 8-100:
https://a.radikal.ru/a38/1801/03/9be57bef43fc.jpg
...в продольном канале расстыковалась одна из трасс проводки - обошлось:
http://avherald.com/h?article=4b40be06&opt=0
...

15 января:
- таперича Южная Америка... в Бразилии аварийно садился вот сей местный ATR-72-600:
https://b.radikal.ru/b13/1801/b4/1b6572f6878b.jpg
...с искрами и дымом в салоне:
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=204567
...

...прервусь...
ах, заместо британского Q400 не то показал - вот он:
https://a.radikal.ru/a17/1801/fd/9a8a81707bef.jpg
...
Снова "медвежий угол" - вестимо Канада - отозвался с опозданием...
...26 декабря "вертался взад" ополся взлета вот сей CRJ-100:
https://b.radikal.ru/b26/1802/e2/4dd60bb3d968.jpg
...проблемы с сервоуправлением:
http://avherald.com/h?article=4b46d131&opt=0
...
...уточню декабрь 2017-го:
...
Месяц, декада____инцидентов___потеряно ВС, шт___жертв, чел__в т.ч. потерянные ВС разработки СССР/СНГ (кроме уничтоженных на стоянках в боевых действиях)...
...
- декабрь 2017-го
1-я_____________11_____________1______________3
2-я______________9_____________2______________4
3-я_____________17_____________1______________1...
...
...всего_________37_____________4______________8
...

...и продолжу 2-ю декаду января:
...

16 января:
...
- Азия... в Бангладеш подломался на посадке реликтовый "грузовичок" BAe-748 - такой вот:
https://b.radikal.ru/b18/1802/b7/ea0d67ef3e9d.jpg
...вернее, "сложилась" левая основная ножка, слетев на рулежке с замков выпущенного положения:
https://aviation-safety.net/database/record.php?id=20180116-0
...
- Европа... в Великобритании вот сей местный Dash 8Q-400:
https://d.radikal.ru/d41/1802/b2/cecd3e7c5807.jpg
...прервал заход на посадку из-за невыпуска закрылков и перелетел на аэродром с ВПП подлиннее:
http://avherald.com/h?article=4b3c3615&opt=0
...
- снова Европа... снова Великобритания... где "вертался взад" лайнер поменьше - этот SAAB-340:
https://a.radikal.ru/a15/1802/7b/f555fad62b14.jpg
...в наборе отказал один из движков - садились на одном:
http://avherald.com/h?article=4b3b9bfa&opt=0
...
- таперича Канада... где тоже "вертался взад" уже такой Dash 8Q-400:
https://a.radikal.ru/a34/1802/00/ed9209b03a22.jpg
...прошла индикация незапертого положения одной из дверей:
http://avherald.com/h?article=4b44c89e&opt=0
...
- ну и Пиндостан... на посадке вылетел с обледенелой ВПП вот сей "малыш" Embraer EMB-505 Phenom 300:
https://c.radikal.ru/c43/1802/f1/670eb3c1c96f.jpg
...без особых последствий:
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=204563
...
...ишшо раз прервусь...
...
СиЛА меняет свои Ан-28 на L-410: http://www.ato.ru/content/pervym-grazhdanskim-poluchatelem-l-410-s-uzga-stala-sila?slink=frs&pos=1

Один из 6-ти уже сдан в аренду Хабаровским авиалиниям. Остальные будут выведены по мере поступления L-410 от ГТЛК.
Все машины сборки УЗГА.
Посторонним'у...
...ну, сия замена логична... самым "молодым" Ан-28 из "СиЛА", почитай, 27 лет... самым старым - 29...
...пора и менять, хотя по ВПХ "элка" похуже будет...
...

...засим продолжу "за" 2-ю декаду января-месяца:
...

17 января:
...
- снова Азия... в Турции разбился военный "грузовик" CN-235M-100 - вот этот:
https://a.radikal.ru/a41/1802/92/8fc0b9b034a4.jpg
...на снижении столкнулся с холмом... 3 бывших на борту погибли:
https://aviation-safety.net/database/record.php?id=20180117-0
...
- снова Пиндостан... где "вертался взад" вот сей местный ERJ-145:
https://d.radikal.ru/d09/1802/15/4a218ceffa10.jpg
...сразу после взлета "учинилось" задымление салона:
http://avherald.com/h?article=4b3c2a6c&opt=0
...
- опять Пиндостан... лайнер покрупнее - вот такой CRJ-900:
https://a.radikal.ru/a39/1802/4d/eaa23542787c.jpg
...тоже садился аварийно из-за задымления... но кабины экипажа... да и в аэропорту назначения:
http://avherald.com/h?article=4b3ce718&opt=0
...

18 января:
...
- опять Европа... в Германии "вертался взад" опосля взлета вот сей латышский Dash 8Q-400:
https://b.radikal.ru/b07/1802/46/5158d622b964.jpg
...прошла индикация незапертого положения одной из дверей:
http://avherald.com/h?article=4b3ebb30&opt=0
...
- ишшо Пиндостан... неудачно отгонял движки вот сей "старичок-грузовичок" Convair CV-580F:
https://d.radikal.ru/d39/1802/21/099e9f8b47d2.jpg
...основное шасси сорвалось с замков выпущенного положения и... вряд ли 65-летний борт будут восстанавливать:
https://aviation-safety.net/database/record.php?id=20180118-0
...
...ишшо прервусь...
...
...ну и закончу...
...

19 января:
- таки опять Европа... в Болгарии на рулежке "цапанул" пропеллером за ВПП примерно такой местный военный C-27J:
https://c.radikal.ru/c31/1802/17/34ea9e515885.jpg
...и, ежели верить вот сему:
http://www.monitor.bg/a/view/79567-%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%82-%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%B7%D0%B0%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5/
...ТАМ это уже третий случай с этими лайнерами... впрочем, и в Пиндостане летом такое же было:
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=196630
...

20 января:
- Африка... в Сомали столкнулись два местный лайнера - EMB-120ER, паркуясь, "въехал" в L-410UVP... эдак вот:
https://a.radikal.ru/a22/1802/16/a9d3ff66677a.jpg
...обошлось без возгорания... потому - "чинибельно":
https://aviation-safety.net/database/record.php?id=20180120-0
...

...засим - итожим:
...
Месяц, декада____инцидентов___потеряно ВС, шт___жертв, чел__в т.ч. потерянные ВС разработки СССР/СНГ (кроме уничтоженных на стоянках в боевых действиях)...
...
- январь 2017-го
1-я_____________10____________нет_____________1
2-я_____________20_____________3______________3
...
...я тут поминал насчет самых старых Ан-24 в эксплуатации:
https://www.aviaport.ru/conferences/40928/289.html#p510509
...недавний инцидент под Благовещенском, послуживший сему причиною, будет разобран позже...
...
...дык, реально летающий самый старый Ан-24 в СНГ - на Украине... правда, не в "коммерции", а в местных ВВС:
http://cdn.spotters.net.ua/files/images/0000115392_small.jpeg
...ежели верить сему:
https://russianplanes.net/reginfo/17757
...лайнеру - аккурат полвека... стыдоба, конечно...
...
...хотя ежели верить вот сему ишшо:
http://biz.liga.net/print/pervye-litsa/transport/stati/3725993-kuda-poletyat-ukrainskie-samolety-strategiya-novogo-glavy-antonova.htm
...цитирую:
"...очень важно получить госзаказ на Ан-148, а также на два Ан-140 для Нацгвардии, что позволит загрузить работой Харьковский завод..." - то, как знать, может и на Украине появится Ан-140 в местной военной ливрее...
...
...а то у нас-то таких - 5шт в ВВС и 4шт в ВМФ... ага...
...
Правда, насчет помянутого выше "...позволит загрузить работой Харьковский завод...", похоже - не совсем просто:
https://korrespondent.net/business/companies/3940294-kharkovskyi-avyazavod-obeschaet-pohasyt-dolhy-po-zarplatam-v-2023-hodu
...

...ну и "добъём" по инцидентам январь-месяц - 3-я декада:
...

21 января:
- Канада... где случился прерванный взлет у сего вот местного Beechcraft 1900D:
https://a.radikal.ru/a01/1802/1f/4a62bc770cb6.jpg
...на разбеге съехал влево... "там" зашумело... экипаж с перепугу вырубил левый движок и прервал взлет... ничё - минимальные повреждения устранили за пару дней:
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=205908
...

23 января:
...
- таперича Европа... в Финляндии на взлете "стрёмно" пришлось вот сему местному ATR 72-500:
https://b.radikal.ru/b32/1802/07/f6f4a5194cc1.jpg
...релально пришлось "уворачиваться" от выехавших на ВПП двух тракторов да "воздуходувки":
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=204945
...
- Пиндостан... попал на "крейсере" в турбулентность вот этот ERJ-145:
https://d.radikal.ru/d27/1802/84/9822490b105a.jpg
...травмирован бортпроводник - таки инцидент:
http://avherald.com/h?article=4b40b58e&opt=0
...

24 января:
- снова Канада... снова Beechcraft... но чуток другой - вот сей медицинский B200 Super King Air:
https://b.radikal.ru/b33/1802/3c/4d3e4e96929f.jpg
...в наборе потерял кок правого винта - "вертался взад":
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=205799
...

25 января:
- таперича Африка... где в Нигерии серьёзно побился вот сей местный "бизнес-джет" Gulfstream G200:
https://d.radikal.ru/d42/1802/0b/5a6588458bba.jpg
..."слетел" на посадке с ВПП... сломал правую "ножку", "помялся"... но - "чинибельно":
https://aviation-safety.net/database/record.php?id=20180125-0
...

...ну, прервусь - футболы, понимаешь...
...
...ну и добъем январь-месяц...
...

26 января:
...
- Австралия... где "вертался взад" с конца набора вот сей местный "медицинский" Cessna 560 Citation V Ultra:
https://d.radikal.ru/d02/1802/7f/a2d0a9044be2.jpg
...дым в салоне... ну, от греха:
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=205088
...
- таперича Азия... в Иордании на стоянке был поврежден аэродромным грузовичком вот сей местный CRJ-900:
https://d.radikal.ru/d40/1802/64/47d849e66422.jpg
...левую КАПу пришлось восстанавливать:
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=205104
...
- снова Европа... в Польше прервал взлет вот сей "грузовичок" SАAB-340F:
https://c.radikal.ru/c24/1802/67/85e9c6b174bb.jpg
...что-то "тяжело" отрывал переднюю стойку, из-за чего экипаж совершенно справедливо предположил, шо "загрузили" с выходом за Хпп - пришлось "перепаковаться":
http://avherald.com/h?article=4b42d7f5&opt=0
...

28 января:
...
- опять Пиндостан... на взлете разбился вот сей "малыш" Aero Commander 680F:
https://a.radikal.ru/a11/1802/58/52a94151d639.jpg
...некстати отказал один из движков... летчик "не вытянул", но остался жив... болото "смягчило":
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=205346
...
- снова Пиндостан... где "вертался взад" с набора вот сей местный CRJ-200:
https://c.radikal.ru/c29/1802/ef/3d93e70c69b5.jpg
...отказ САРД - ничего не поделаешь:
http://avherald.com/h?article=4b443b4b&opt=0
...

29 января:
- таперича Новая Зеландия... где со 2-го захода садился вот сей Dash 8-300:
https://d.radikal.ru/d13/1802/45/9a8b5dde2910.jpg
..."преодолевали" ложную индикацию невыпуска шасси... ну, "Дэши"... уже классика:
http://avherald.com/h?article=4b4411ca&opt=0
...

Засим, итожим:
...
Месяц, декада____инцидентов___потеряно ВС, шт___жертв, чел__в т.ч. потерянные ВС разработки СССР/СНГ (кроме уничтоженных на стоянках в боевых действиях)...
...
- декабрь 2017-го
1-я_____________11_____________1______________3
2-я______________9_____________2______________4
3-я_____________17_____________1______________1...
...
...всего__________37____________4______________8
...
- январь 2017-го
1-я_____________10____________нет_____________1
2-я_____________20_____________3______________3
3-я_____________11_____________1______________нет...
...
...всего__________31____________4______________4
...
...что ж - декабрь-январь стали вполне "миролюбивыми", но февраль, к сожалению - другой...
...
...естественно, январь 2018-го - пардон...
...
...а февраль - один иранский ATR-72 сделал сию зиму грустной...
...вона - нечасто сии лайнеры в эксплуатации-то останавливают:
https://eadaily.com/ru/news/2018/02/23/iran-zazemlil-passazhirskie-laynery-atr-posle-aviakatastrofy
...
...ну а мы все судим-рядим, как нам "обустроить" то, шо в СССР называлсь МВЛ - т.е. местными воздушными линиями:
http://argumenti.ru/society/2018/02/564172
...ибо сие помимо всего прочего - и вопрос социальных стандартов...
...