Источник: газета «Комсомольская правда - Новосибирск»
Автор: Анатолий Шестаков
Опубликовано: 09.08.2007, 11:54

Як-130 наберется сил в Омске

Производство двигателей для самолета доверят ОМПО имени Петра Баранова


Как стало известно "Ъ", омское моторостроительное производственное объединение (ОМПО) имени Петра Баранова будет производить авиадвигатели для новейшего российского учебно-боевого самолета Як-130. На днях на московском моторостроительном производственном предприятии (ММПП) "Салют" завершились стендовые испытания силовой установки. Ожидается, что еще до начала серийного производства Як-130 объем заказов омского завода на производство двигателей составит около $150 млн.

О завершении стендовых испытаний двигателя АИ-222-25 для самолета Як-130 "Ъ" сообщил помощник главнокомандующего ВВС России Александр Дробышевский. "Двигатели были собраны на "Салюте", после испытаний они переданы в летно-испытательный центр. По согласованию с украинскими разработчиками двигателя это дает возможность приступить к серийному производству на территории России", - рассказал господин Дробышевский. По оценке военных, двигатели АИ-222-25 обеспечивают "максимальную безопасность выполнения полетов и высокую боеготовность при длительном сроке службы и низких эксплуатационных расходах".

По словам генерального директора "Салюта" Юрия Елисеева, производить новые двигатели будут в Омске. "Уже сегодня большое количество узлов и деталей АИ-222-25 передано объединению имени Баранова. Объемы заказов будут увеличиваться по мере того, как будут подписываться контракты на поставку Як-130", - подчеркнул господин Елисеев. В планах руководства "Салюта" - передать производство АИ-222-25 в Омск. "Мы должны согласовать этот вопрос с разработчиками двигателя - запорожским МКБ "Прогресс" и объединением "Мотор Сич". Если найдем понимание, то в течение трех лет завезем в Омск оборудование для полного производственного цикла, передадим необходимую документацию и подготовим специалистов", - отметил Юрий Елисеев.

Як-130 - один из самых перспективных современных учебно-тренировочных самолетов, который может использоваться в качестве легкого штурмовика. Самолет способен нести до 3 т боевой нагрузки. Максимальная взлетная тяга двигателя АИ-222-25 составляет 2,5 тыс. кг. Тяга двигателя в крейсерском режиме на высоте 10 км - 300 кг. Изначально двигатели для Як-130 разрабатывались в запорожском моторостроительном конструкторском бюро "Прогресс" и должны были выпускаться на украинском объединении "Мотор Сич". Однако после того, как самолет решили принять на вооружение российских ВВС, производство авиадвигателей перенесли на территорию России.

Сколько именно двигателей будет ежегодно собирать ОМПО имени Петра Баранова, не раскрывается. Между тем, по данным пресс-службы "Салюта", российские ВВС уже заказали 60 Як-130, 16 самолетов до 2009 года поставят в Алжир, еще на 82 машины поступили заявки от других государств. "До 2020 года будет выпущено до 2,5 тыс. самолетов. Для российских ВВС двигатели будут собираться в Омске, по международным контрактам двигатели будут собирать совместно с украинским заводом по принципу 50 на 50", - напомнил Юрий Елисеев.

По прогнозам моторостроителей, уже к началу серийного производства портфель заказов на одномоторный Як-130 составит около трехсот единиц. По сведениям "Ъ", один АИ-222-25 стоит около $1 млн. Таким образом, омский завод уже к 2010 году получит заказов на сумму более $150 млн. Заместитель генерального директора по производству ОМПО имени Петра Баранова Михаил Шумячкин считает, что проблем с производством нового авиадвигателя в Омске не будет. "Мы его уже сейчас делаем на 40-50%. Освоить полный цикл не составит труда", - уверен Михаил Шумячкин.

Впрочем, Як-130 может и не стать монополистом на рынке учебно-боевых самолетов. Побороться за контракты российских военных намерены и конкуренты ММПП "Салют" из научно-производственного предприятия "Сатурн" (Рыбинск, Ярославская область). "Сейчас нашим авиадвигателем АЛ-55И заинтересовалось КБ имени Микояна, которое хочет использовать его на своем МиГ-АТ. Это самолет того же типа, что и Як-130. Эту машину в августе покажут на МАКС-2007, и тут уж выбор за заказчиками. Хотелось бы отметить, что АЛ-55И - полностью российская разработка", - подчеркнула руководитель пресс-службы НПО "Сатурн" Любовь Калинина.

Государственные испытания Як-130 планируется завершить в ноябре 2007 года, начало серийного производства запланировано на 2008 год.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 9 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Комсомольская правда - Новосибирск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Як-130, МиГ-АТ, Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", Научно-производственное объединение "Сатурн", МОТОР СИЧ, Елисеев Юрий, Самолетостроение, МОТОР СИЧ, Мотор Сич (Motor Sich Airlines) (в процессе тестирования)