О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проблемы туристов поднимаются в цене

Ростуризм подвел первые итоги деятельности отечественной туриндустрии в условиях нового закона. В ведомстве считают, что за прошедшие два месяца нарушений стало меньше

Ростуризм подвел первые итоги деятельности отечественной туриндустрии в условиях нового закона. В ведомстве считают, что за прошедшие два месяца нарушений стало меньше. Однако общества защиты прав потребителей не столь оптимистичны в своих оценках: поток жалоб от обиженных клиентов прежний, кроме того, потребители до сих пор не знают о своих правах.

"Практика показала, что закон "Об основах туристической деятельности" помогает контролировать деятельность компаний и предотвращает правонарушения", - заявила на прошлой неделе заместитель руководителя Ростуризма Надежда Назина.

В ведомстве считают, что теперь компании стали более ответственными, поскольку обязаны иметь финансовый задел (10 млн. руб. для туроператоров, работающих в сфере международного туризма, 500 тыс. руб. - для работающих на внутренних направлениях), который в случае необходимости пойдет на возмещение ущерба клиентам. Благонадежность компании можно проверить по регистрации в едином федеральном реестре.

"На сегодняшний день более 3,5 тыс. компаний вошли в единый госреестр туроператоров", - рассказала г-жа Назина. По ее же словам, благодаря новым правилам количество жалоб со стороны потребителей резко сократилось.

"Не могу сказать, что в наше агентство стало поступать меньше жалоб от клиентов туркомпаний, - не соглашается с представителем ведомства заместитель гендиректора Агентства по защите прав потребителей Ирина Соколова. - В основном все претензии, как и в предыдущие годы, связаны с задержкой рейсов и сменой отелей".

По статистике, ежегодно из-за задержек авиарейсов страдают 250 тыс. европейцев и порядка полумиллиона россиян. Причем в последний год резко возросло количество задержек чартеров более чем на 6 часов: теперь это 3,2% от общего числа таких рейсов.

Как пояснила Надежда Назина, с 1 июня все пострадавшие могут предъявлять претензии непосредственно туроператору, у которого была куплена путевка, а не представителям авиакомпании-перевозчика. "Операторы и агентства продают туристический продукт, в который входят и перевозка, и проживание, и питание, поэтому они несут ответственность за все", - подчеркнула она. В свою очередь туроператор имеет право подать иск на авиакомпанию, которая осуществляла перелет.

Правда, шансов получить реальную компенсацию за причиненные ему неудобства у пассажира даже в этом случае немного. Во-первых, задержка рейса должна произойти "по техническим причинам". Во-вторых, согласно действующему Воздушному кодексу РФ, ответственность авиакомпании перед каждым пассажиром ограничивается всего 25 руб. за каждый час простоя.

Для сравнения: подобная компенсация в Евросоюзе составляет 250 - 600 евро. Причем, если задержка рейса составляет более 2 часов, авиакомпания обязана обеспечить пассажирам бесплатную еду и напитки, а если необходимо - и номер в отеле. В случае задержки более 5 часов авиаперевозчик обязан либо компенсировать стоимость билета и выплатить штраф, либо бесплатно доставить клиента к месту назначения самолетами другой авиакомпании.

Правда, в России забрезжил "луч света". В Минтрансе разработали и направили в начале июля на регистрацию в Минюст "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов", которые должны заменить ныне действующие (принятые в 1985 году).

Ожидается, что новый документ вступит в силу уже в августе. Он обяжет авиакомпании лучше заботиться о пассажирах в случае задержки рейсов - как регулярных, так и чартерных. Если вылет в силу разных причин откладывается, перевозчик будет обязан предоставить пассажирам с детьми до семи лет "комнату матери и ребенка". При задержке рейса более чем на 2 часа ожидающие получат напитки, а больше 4 часов - ещe и горячее питание. Если же вынужденное нахождение в аэропорту продлится 8 и более часов, то компания должна будет бесплатно расселить пассажиров в гостиницы.

Пока же правила не вступили в силу, туристы не спешат идти с жалобами в Роспотребнадзор и Ростуризм, потому что не верят в успех разбирательства.

"Учитывая качество турпродукта, сегодня каждый второй турист может подавать требование о возмещении затрат, - говорит адвокат Общества защиты права потребителей на отдых Игорь Казарин. - Но, к сожалению, большинство не знают законов и боятся расходов на юристов. Между тем обратившись, например, в наше общество, можно получить защиту своих интересов в суде бесплатно, деньги берутся с проигравшего тур­оператора.

Кроме того, правозащитники отмечают, что именно в связи с новым законом о туристической деятельности сегодня стоит обращаться с претензиями к туроператорам. Дело в том, что компании теперь сами заинтересованы в досудебном разрешении конфликтов с потребителем. Доведение спора до суда бьет не только по имиджу компании, но и в большинстве случаев автоматически предполагает ее исключение из реестра, так как выплата компенсации будет произведена из средств компании, что, соответственно, повлечет уменьшение ее финансового обеспечения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка