Независимое военное обозрение
10 августа 2007, 13:12
Вертолет - и боец, и спасатель
Американский геликоптер АН-64 Apache заслуживает всяческого уважения. Но вместе с тем нужно признать, что данная винтокрылая машина способна лишь уничтожать противника, она не годится для спасения своих военнослужащих
Apache, конечно, можно предъявить и кое-какие другие претензии, однако самая серьезная среди них - отсутствие пространства в кабине для перевозки людей и грузов. Вот почему американским пилотам приходится проявлять чудеса находчивости и самоотверженности, оказывая помощь в вывозе пострадавших с поля боя, выполняя иные уникальные операции.
Например, 30 июня в районе Рамади (Ирак) экипаж Apache из 1-го батальона 149-го авиационного полка 36-й боевой авиационной бригады, рискуя собственной жизнью, эвакуировал раненого солдата, который находился в критическом состоянии. Когда выяснилось, что ждать прибытия медицинского геликоптера надо более 40 минут, командир экипажа вертолета Кевин Пурти предложил второму пилоту Алену Кристу уступить свое место в передней кабине. Пилоты втроем загрузили истекающего кровью военнослужащего, а оператор расположился на левом переднем подвесном контейнере, который проходит вдоль кабины экипажа и предназначен для размещения оборудования, и пристегнулся ремнями к стойке шасси. Это был опасный полет над территорией противника, но экипаж достойно справился с задачей и доставил раненого в госпиталь, где его уже ждали врачи. По существу, вертолетчики спасли солдата от верной смерти.
В Афганистане было несколько случаев, когда аналогичным способом экипажи Apache подбирали своих же сбитых товарищей и доставляли на базу. Один из таких рейсов даже можно посмотреть в интернете. Перевозить раненых и совершивших вынужденную посадку пилотов пристегнутыми к стойке шасси, на подвесном контейнере - не лучший способ эвакуации. Однако что делать, если другого выхода нет. Сразу вспоминается наша легендарная теперь уже "двадцатьчетверка", как были правы создатели транспортно-боевого вертолета Ми-24, оставив ему грузовую кабину. Сколько жизней она спасала и перевезла грузов? Не сосчитать!
Кстати, этот недостаток - отсутствие внутреннего пространства - присущ не только Apache. Практически все новые боевые вертолеты не имеют возможности для перевозки. Как показала жизнь, никакое преимущество в летно-технических характеристиках несоизмеримо с возможностью спасти человеческую жизнь. Геликоптеры, участвующие в миротворческих операциях, в том числе и боевые, обязаны иметь такую возможность, то есть быть приспособленными для перевозки раненых и грузов.
Правда, сегодня уже наметилась тенденция снижения потребности в узкоспециализированных боевых вертолетах и переноса акцента на многоцелевые винтокрылые машины. Боевые вертолеты будущего должны стать более "человечными", и тогда не нужно будет пилотам геликоптеров изворачиваться, ставить на кон и собственную голову, и дорогостоящую технику, проявлять излишний героизм....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 17, 2024
Аэрофлот проведет специальные акции в день юбилея программы "Аэрофлот Бонус"
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 18, 2024
ОДК подключит около полутысячи станков к промышленному интернету вещей в 2024 году
Апрель 18, 2024
"Газпромнефть-Аэро" провела мастер-класс в школе-интернате Ленинградской области