Источник: газета «Красная звезда»
Опубликовано: 13.08.2007, 16:48

ПАК ФА: тендерные условия


Назначенный в мае с.г. новый главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин указал на необходимость тендерных условий при отборе предложений моторостроителей на втором этапе выполнения проекта ПАК ФА. В коротком общении с представителями СМИ 22 мая (перед выездным заседанием Военно-промышленной комиссии по ПАК ФА) главком сказал, что работа над силовой установкой ПАК ФА разбита на два этапа. Первый этап - глубокая модернизация существующего мотора АЛ-31Ф, установленного на самолетах семейства Су-27. Второй этап должен завершиться созданием полностью нового двигателя. По мнению специалистов, главная задача первого этапа состоит в достижении тяги 14,5 - 15 тонн (при сохранении весогабаритных параметров АЛ-31Ф), второго - 16 тонн (при увеличении потока воздуха до 130 кг/с).

По просьбе журналистов Александр Зелин прокомментировал прозвучавшее 16 мая заявление технического директора - генерального конструктора НПО "Сатурн" Михаила Кузьменко о временном прекращении работ над двигателем ПАК ФА из-за недостатка бюджетного финансирования. "Эти утверждения носят тактический характер", - сказал главком. По его мнению, немедленное выделение средств "будет преждевременным". "Дайте нам сначала завершить первый этап!" - воскликнул Зелин.

"Есть генеральный разработчик данного самолета - ОКБ "Сухого". Именно он определяет кооперацию и состав участников проекта", - продолжал главком. Он далее отметил, что процесс выбора поставщиков "идет на тендерной основе и все вопросы заранее проговариваются". Вместе с тем Зелин согласен с необходимостью заранее предусмотреть финансирование необходимых работ по очередным этапам создания силовой установки ПАК ФА "так, чтобы не ожидать каких-то конечных результатов, а прогнозировать работу на много лет вперед".

Хотя проект ПАК ФА окутан тайной, некоторая информация по ходу его проведения стала доступна общественности. На первом этапе лидерство по силовой установке захватил НПО "Сатурн". Совместно с УМПО он продвигает "Изделие 117". Этот двигатель был выбран ОКБ им. П.О. Сухого для оснащения истребителя Су-35 нового облика. Прототип Су-35 поднимется в воздух в этом году позднее. Также известно, что "Сухой" планировал использовать "Изделие 117" на опытных ПАК ФА.

"Изделие 117" впервые публично демонстрировалось на международном аэрокосмическом салоне "МАКС-2005". На сопроводительном плакате было написано: "Изделие 117". Программа глубокой модернизации АЛ-31Ф. В соответствии с программой Правительства РФ НПО "Сатурн" осуществляет разработку двигателя нового поколения. Двухконтурный турбореактивный форсированный двигатель ("Изделие 117С") предназначен для самолета Су-35, а при доработке мотогондол и САУ самолета может быть установлен на Су-27 и Су-30. "Изделие 117" по степени технического совершенства соответствует поколению 4++ и является этапом отработки технологий двигателя для перспективных высокоманевренных боевых самолетов".

По данным производителя, тяга "Изделия 117" составляет 14.500 кгс по сравнению с 12.500 - 12.800 кгс для АЛ-31Ф. Прирост тяги достигнут в том числе и за счет увеличения диаметра входного отверстия вентилятора с 905 мм до 932 мм. Кроме того, "Изделие 117" имеет новый компрессор, созданный с широким использованием опыта и технологий АЛ-41Ф не пошедшего в серию истребителя МФИ ("Изделие 1.44"). Серийный вариант, который обозначается "Изделие 117С", должен иметь ресурс до капительного ремонта 1.000 часов и общий назначенный ресурс 4.000 часов. По сравнению с 500 и 1.000 часами соответственно для АЛ-31Ф. Иногда экспериментальные (несертифицированные на заявляемый ресурс) моторы называют "Изделие 117А". Их уже опробовали на летающей лаборатории Су-27М с бортовым номером 710. В настоящее время полеты приостановлены до выяснения причин повышенной вибрации (можно предположить, что причина - в неустойчивой работе компрессора) и для соответствующей доработки. Опытный образец "Изделия 117" вскоре должен быть установлен на специальный стенд ЦИАМ для испытаний на подтверждение заявленных параметров.

Конкуренцию сатурновцам составляет ФГУП "ММПП "Салют". Он предлагает собственные варианты развития АЛ-31Ф. "Салют" последовательно разработал АЛ-31Ф-М1, -М2 и -М3, каждый из которых имел тягу выше предыдущего. ВВС России сертифицировали АЛ-31Ф-М1 в декабре 2006 г. и приняли его на вооружение как "АЛ-31Ф, серия 42". Этот мотор предназначен для оснащения модернизированных истребителей Су-27СМ.

Генеральный директор ММПП "Салют" Юрий Елисеев заявил 22 мая, что его компания начала стендовые испытания АЛ-31Ф-М3 и уже получила тягу 15.300 кгс. Стендовые испытания АЛ-31Ф-М2 завершились осенью прошлого года, с достижением тяги 14.200 кгс.

Елисеев также заявил о начале работ по этапу, следующему за АЛ-31Ф-М3. В частности, начинается изготовление нового компрессора высокого давления с шестью ступенями вместо девяти на серийном АЛ-31Ф. Соответствующий вариант мотора будет целиком состоять из новых модулей, разработанных в ММПП "Салют" в период с 2001 г., когда начались работы над АЛ-31Ф-М1. В их число входят новая камера сгорания, созданная по схеме "двойная стенка" (с температурой стенки ниже на 150 град. за счет улучшенного охлаждения, причем температура газов сохраняется), и турбины, ранее опробованные на -М2 и -М3.

Главной особенностью АЛ-31Ф-М3 является использование нового вентилятора с диаметром входа 924 мм. Он отличается лопатками с широкой хордой и отсутствием бандажного кольца. Число ступеней компрессора низкого давления сокращено с четырех до трех, но при этом степень повышения давления возросла с 3,6 до 4,2.

Прототип ПАК ФА должен впервые подняться в воздух в конце 2008 г. Самолет "второго этапа", двигатель которого еще предстоит выбрать, может совершить первый полет в 2012 г. Полномасштабное серийное производство ПАК ФА окончательного серийного облика с силовой установкой второго этапа предположительно начнется в 2015 г.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 13 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 13 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МФИ, Су-27, Су-35, Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", Опытно-конструкторское бюро им. П.О. Сухого, Научно-производственное объединение "Сатурн", Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, Су-30, Зелин Александр, Елисеев Юрий, Самолетостроение (в процессе тестирования)