Treli.ru
13 августа 2007, 18:43
На что "Аэрофлот" тратит полмиллиарда долларов в год?
Как вы считаете - сколько стоит авиабилет Москва - Сочи - Москва? Бизнес-класс? Я уверен, что не коснись вы этого лично, то никогда бы не угадали. 18 тысяч рублей? 25 тысяч? 40 тысяч? - Нет и нет. Это удовольствие стоит 61 тысячу 433 рубля
Конечно, можно сказать, что авиаперевозки - тяжелый бизнес, с высокой конкуренцией, с рентабельностью всего 3 процента… И, мол, поэтому "Аэрофлот" не может быть щедрым. Оттого и цены такие. Да, так можно сказать. Да так думают многие, и я тоже, до недавних пор. Однако есть и оборотная сторона.
Вот сейчас Березовскому, который в свое время был связан с "Аэрофлотом", инкриминируют хищение и отмывание 50 миллионов долларов. Когда я об этом узнал, то подумал - как же он должен быть оскорблен, когда при таком богатстве его обвиняют из-за каких-то пятидесяти миллионов. Что эта сумма для него? - Мелочь.
Но недавно у меня состоялась беседа с одним высокопоставленным чиновником из гражданской авиации. После которой все встало на свои места. Все стало очевидно.
Дело в том, что существуют так называемые "пролетные деньги" - каждый день "с неба" падает более миллиона долларов. Каждый день! Этих денег падает столько, что можно было бы всех граждан России возить бесплатно!
Но что же такое - "пролетные деньги"?
Все началось сорок лет назад, еще в СССР. Иностранным авиакомпаниям было крайне невыгодно летать по азиатским маршрутам вокруг Советского Союза, а полеты над его территорией были изначально запрещены. Но, в итоге, стороны нашли общий язык. Наши выдвинули свою стоимость пролета над Союзом. И было заключено соглашение. Но не с государством, а именно с "Аэрофлотом", в составе которого была абсолютно вся гражданская авиация советского периода. В этом соглашении было прописано, что "Аэрофлот" и иностранный перевозчик имеют право полетов по евроазиатскому маршруту, и доходы от полетов делят поровну. На первый взгляд, все выглядит честно… Но, на самом деле - летали иностранцы, а деньги получали наши. По пути, иностранные самолеты садились в Шереметьево - на дозаправку. Сборы за взлет-посадку, опять же, получал "Аэрофлот". Позже, в восьмидесятые годы, появились лайнеры, способные летать в Азию без дозаправки. "Аэрофлот" потерял сборы в "Шереметьево", но сохранил эти самые "пролетные" доходы.
И эти платежи осуществляются до сих пор. По разным оценкам, за год их набегает от 400 до 500 миллионов долларов. А с семидесятых годов этих платежей набралось порядка 5 миллиардов долларов! И возникает вопрос - а где деньги? Где эти самые полмиллиарда ежегодно?
И почему их по-прежнему получает только "Аэрофлот"? Сегодня у "Аэрофлота" лишь 22 процента рынка - не честнее ли эти сборы разделить между всеми компаниями-авиаперевозчиками? Нет, ничего подобного, потому что пятьдесят один процент акций "Аэрофлота" - у государства.
Но дальше - больше.
А вы знаете - кто является председателем совета директоров "Аэрофлота"? - Виктор Петрович Иванов. Тот самый помощник президента, о сотрудниках которого я уже много рассказывал - Боеве, Каланде, Высоцком…
А вы знаете - какими суммами управляет Виктор Петрович в "Аэрофлоте"?
Авиакомпания на внутренних рейсах за год заработала около 300 миллионов долларов. А с неба упало "пролетных денег" - 500 миллионов долларов. Кстати, теперь понятно, что "Аэрофлот" может бесплатно возить всех россиян на внутренних рейсах? И, при этом, даже остаться в прибыли - 200 миллионов долларов.
Но факт в том, что денег приходит ну очень много. "Аэрофлот" может себе на них позволить гораздо больше, чем любая другая авиакомпания. И позволяет - покупает иностранные самолеты. Причем - на льготных условиях. Такую льготу, на ввоз иностранных самолетов, "Аэрофлот" получает под честное слово, под обещание купить и российскую технику. А на деле? Как ни пытаются власти заставить "Аэрофлот" выполнять свои обещания и приобрести отечественные самолеты, сколько бы этим не занимался и сам Герман Греф - пока не получается.
Зато у "Аэрофлота" хорошо получается, приняв деньги от иностранцев, тут же отнести их назад, выкупая западные лайнеры. Хотя, здесь все гораздо понятно - о присутствии слова "откат" при покупке иностранного самолета признаются некоторые специалисты из авиаперевозок. Хотя, может быть - они заблуждаются?
Но, самое главное - в другом. Очевидно, что если мы будем вкладывать огромные деньги на покупку западной авиационной техники, то никакого смысла в развитии отечественного самолетостроения нет. Системный кризис в российской авиационной промышленности, требующий гигантских инвестиций, их не получает. Хотя, вот они - эти 500 миллионов могли бы туда пойти. Однако нет. Правительство может биться, переживать, кричать, что от этого зависит обороноспособность страны - наплевать. "Аэрофлот" российской техники не покупает.
Зато этими "пролетными деньгами" "Аэрофлот" успешно подавляет всякую конкуренцию. При трехпроцентной рентабельности в отрасли, конкурировать с ним, имеющим 500-милионный "балласт", попросту невозможно.
Но пользование "балластом" у "Аэрофлота" может закончиться. И не потому, что Россия откажется от "пролетных" доходов. Нам выгодно, чтобы иностранцы летали через нашу территорию - это поднимает уровень наших аэропортов (которые могут использоваться в качестве резервных), наземных служб, и приносит ощутимый доход. В свою очередь, западные авиаперевозчики уже давно добиваются отмены этих сборов - и по линии Европарламента, и на переговорах по ВТО. Наши стоят насмерть. А тем временем, иностранные авиакомпании начинают уходить с транссибирского маршрута, и организовывают полеты в Центральную Азию через Казахстан и Узбекистан. Это несколько дальше, чем через Россию. Но все равно - дешевле, потому что эти страны не берут таких платежей.
В результате, несут потери наши аэропорты. Такие как Толмачево в Новосибирске - там еще несколько лет назад вели переговоры с иностранными компаниями. Но из-за "Аэрофлотовских" "пролетных" эти компании ушли в Азию, контракт сорвался.
Не лучшие времена переживает и "Шереметьево". "Аэрофлот" строит свой терминал, и в скором времени перейдет на него. Получается странная коллизия. "Шереметьево", где в председателях тоже - чиновник государственного масштаба, министр транспорта Левитин, не может договориться с "Аэрофлотом", который возглавляет другой государственный чиновник - Виктор Петрович Иванов. Вы только вдумайтесь - гигантские компании, ими руководят чиновники высочайшего государственного ранга, и они между собой не могут договориться! Почему? - Понять невозможно!
И все-таки - так куда делись "пролетные деньги"? Почему Березовскому инкриминируют всего 50 миллионов, если только "пролетных" - 500 миллионов долларов в год? А он управлял компанией несколько лет. С кем же он делился? Куда ушли эти деньги?
Ну например, если бы нам сказали, что эти деньги тратятся государством на аэронавигацию…
Понятно - нет вопросов. Однако нет.
Во всем мире, с авиакомпаний взимаются аэронавигационные сборы. И предназначены эти платежи для того, чтобы наземная техника обеспечивала безопасность полетов, была современной и исправной.
За наземную структуру Росаэронавигация отвечает господин Нерадько и ему можно только посочувствовать. Даже в Московском зональном центре аэронавигации, сравнительно благополучном, бывали перебои с работой компьютеров, по несколько минут. Что тогда говорить о всей нашей необъятной стране, со множеством богом забытых точек, где оборудование не менялось еще с советских времен? За ним смотрят одиночки-энтузиасты, давным-давно заброшенные туда на вахту… Нет смены, нет помощников. Режим работы непонятный - как люди могут, без смены, отдыхать? Но, об этом никто ничего не говорит.
"Аэрофлот" платит Росаэронавигации? - В прошлом году, с "пролетных", было выделено 45 миллионов. И то - после того, как государственный орган был вынужден попросить у "Аэрофлота", чтобы ему оказали финансовую помощь! Дайте, сколько не жалко! И Виктору Петровичу Иванову из 500 миллионов было не жалко 45… А где остальные-то деньги? Куда они уходят? Ведь всего набежало около пяти миллиардов долларов!
Ну ладно - часть украл Березовский. Ну ладно - часть пропили до нас… А доходы последнего периода? Когда компания была под руководством высокого кремлевского чиновника, который, кстати, лезет во все дела… Управляет судами, через Каланду и Боева. Управляет космической отраслью, через Высоцкого.
При этом, правительство разрабатывает план спасения отрасли, говорит о концентрации ресурсов. А Виктор Петрович Иванов, делегированный в "Аэрофлот" тем же правительством, проводит совершенно противоположную политику, направляя ресурсы вообще неизвестно куда!
А ведь на эти деньги можно было бы создать самую современную авиационную индустрию! Много чего можно было бы… Но пока - билет на маршрут Москва - Сочи - Москва компании "Аэрофлот" стоит 61 тысячу 433 рубля. Вот так…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Treli.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В Тайване заявили, что ракета случайно упала с самолета ВВС во время учебного полета
Апрель 19, 2024
Польская авиакомпания LOT отменила ближайшие рейсы в Тель-Авив и Бейрут