О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиадвигатели: четвертый холдинг под вопросом

В России создадут четыре холдинга, которые будут заниматься разработкой и производством авиационных двигателей. Таким образом государство стремится повысить конкурентоспособность отрасли

В России создадут четыре холдинга, которые будут заниматься разработкой и производством авиационных двигателей. Таким образом государство стремится повысить конкурентоспособность отрасли.

Россия, а прежде и СССР, всегда отставали от Запада в разработке и производстве двигателей для гражданских самолетов.

"В настоящее время большинство серийно выпускаемых российских авиадвигателей для гражданской и транспортной авиации уступают зарубежным по экономичности, экологичности и уровню шума", - сказано в аналитическом исследовании ИК "ФИНАМ", посвященном идее создания четырех холдингов.

И логично было бы начать объединение с заводов и КБ, которые конструируют именно такие моторы.

Однако первый холдинг создали на базе предприятий, которые своими разработками давно утерли нос западным конкурентам.

Владимир Путин подписал в субботу указ о формировании холдинга на базе московского ФГУП "Салют". Полностью государственный "Салют" специализируется на разработке и производстве двигателей для истребителя Су-27, а также обслуживает двигатели предыдущих поколений "сушек".

"К "Салюту" будет присоединено Омское моторостроительное объединение им. Баранова, которое впоследствии будет трансформировано в филиал. Кроме того, государство передаст в уставный капитал формируемого холдинга государственные пакеты акций четырех компаний, связанных с производством двигателей:25,5% ОАО "НПО "Эга", 38% ОАО "КБ "Электроприбор", 25,5% ОАО "Агат" и 38% ОАО НИИТ", - говорится в исследовании "ФИНАМ".

Председатель военно-промышленной комиссии Владислав Путилин ранее сообщил, что в России появится всего четыре холдинга по разработке и производству двигателей для самолетов. Кроме того, что уже создан на базе "Салюта", сначала сформируют второй холдинг на базе питерского ОАО "Климов". К "Климову" присоединят московский завод им. Чернышева. Но поскольку "Климов"на 100% принадлежит Российской самолетостроительной корпорации "МиГ", далее новую структуру будут создавать уже на базе РСК "МиГ". Этот холдинг, по мнению аналитиков "ФИНАМ", в будущем может войти в Объединенную авиастроительную корпорацию.

Третий холдинг создадут из авиапредприятий Самарской области: заводов имени Кузнецова, "Металлист-Самара" и "Моторостроитель", которые находятся в крайне плачевном финансовом состоянии. Создание управляющей компании позволит начать процедуру оздоровления этих заводов.

Последний, четвертый холдинг - самый загадочный. В него, по словам Путилина, должны войти "предприятия Перми, Рыбинска и Уфы". Речь идет об ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "НПО "Сатурн" и ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение".

Интрига в том, что "Пермский моторный завод" и рыбинский "Сатурн" - прямые конкуренты по ремонту двигателей серии Д-30. Их разные модификации устанавливают на самых распространенных в России самолетах Ту-154, а также Ил-62 и грузовых Ил-76. Разрабатывались двигатели в Перми, но сейчас серийное производство сосредоточено в Рыбинске.

Кроме того, эти предприятия соперничают на рынке поставок "Газпрому" газоперекачивающих установок, которые делают на основе авиадвигателей. РАО "ЕЭС России" тоже использует на своих электростанциях для выработки электроэнергии газотурбинные установки обоих производителей.

При этом всего лишь четыре года назад речь шла о создании в России двух центров по производству современных авиационных двигателей для гражданских самолетов - в Перми и Рыбинске. В Перми предполагалось довести до ума двигатель серии ПС-90, разные модификации которого стоят на Ил-96, Ту-204 и Ту-214. Это собственная разработка пермского предприятия.

Кстати, обе компании сами являются холдингами, объединяющими в своей структуре несколько производственные мощности, конструкторские бюро и прочие структуры.

Вот, что сказал dp.ru по этому поводу аналитик ИК "ФИНАМ" Константин Романов:

"Компании, которые планируется влить в четвертый холдинг, лучше всего приспособились к работе в условиях рыночной экономики, -. - Уфимское моторостроительное объединение, например, преуспело в выпуске двигателей для военных самолетов. НПО "Сатурн" будет производить двигатели для самолёта SSJ. На мой взгляд, нет необходимости объединять в холдинг подобные компании.

Если для каких-то проектов им нужно будет объединить ресурсы, например, для создания двигателя пятого поколения, они могут сделать это сами. Вообще, компании, которым удалось преуспеть на рынке, сами не очень хотят объединяться с менее успешными компаниями, поскольку это подразумевает деление рынка и обмен технологиями.

Катализатором их объединения могло бы стать государство, которое бы выдавало им, например, беспроцентные кредиты для масштабных инновационных проектов. Ведь сегодня в секторе создания двигателей для гражданских самолетов мы существенно отстаем от Запада.

Что касается первых трех холдингов, то, объединившись, эти компании станут более конкурентоспособными. Это или полностью государственные компании, или государство владеет крупным пакетом акций. То есть фактически собственник просто перераспределяет свои пакеты акций для повышения эффективности".

В самих компаниях, которые по воле государства вскоре могут сдать частями одного целого, пока не склонны говорить о перспективах.

"Мы пока не можем давать комментарии о создании холдинга, куда может войти наше НПО, - сказала dp.ru представитель НПО "Сатурн" Любовь Калинина. - Никаких официальных документов на этот счет пока нет"....
Авторские права на данный материал принадлежат «DP.Ru // Деловой Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка