О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летим "на сухую". Авиапассажирам разрешат проносить на борт самолета не более 100 граммов

Высокий туристический сезон, когда люди во всем мире стремятся выехать в теплые страны, уже практически на исходе. Вместе с тем, новые правила перевозки жидкостей в салоне самолета волнуют многих

Высокий туристический сезон, когда люди во всем мире стремятся выехать в теплые страны, уже практически на исходе. Вместе с тем, новые правила перевозки жидкостей в салоне самолета волнуют многих. Не только (и не столько) из-за того, что люди переживают, как бы не оказаться в полете без собственноручно приготовленного компота или, боже упаси, детского питания. Те, кого волнуют вопросы диетические, уже давно знают обо всех правилах и нововведениях и заранее заботятся о том, как пронести в самолет необходимое. Основная масса беспокоящихся - обыкновенные пассажиры, летящие на отдых, и имеющие привычку начинать "отдыхать" уже в аэропорту, изрядно закупившись в duty free спиртным. "Дегустация" продолжается и на борту самолета, и к моменту доставки до места туристы уже выглядят "наотдыхавшимися". С одной стороны, ничего особо дурного в том, что взрослый человек таким способом снимает стресс - а многие полетов боятся - нет. В конце концов, каждый отвечает за себя и свое здоровье сам. С другой - злоупотребившие часто доставляют беспокойство другим пассажирам, а то и экипажу. Нередки случаи, когда рейсы приходилось задерживать, чтобы снять с борта перепившего дебошира.

В частности, на искоренение этой печальной практики был направлен подготовленный в недрах Минтранса законопроект, законодательно ограничивающий провоз жидкости в ручной клади пассажиров. Этот документ разрешает проносить в салон самолета максимум 100 мл жидкости в одной емкости. Запрет касается как минеральной воды в пластиковой бутылке, так и аэрозоля или духов. При этом емкости, максимальный объем которых выше этой цифры, даже если они заполнены частично, к перевозке не принимаются. Кроме того, все емкости должны свободно помещаться в одну закрывающуюся прозрачную пластиковую упаковку. Общий объем жидкостей не должен превышать 1 литра. Что касается напитков, купленных в зоне беспошлинной торговли, то продегустировать их в самолете теперь не получится. Документ предусматривает их перевозку в ручной клади только в запечатанных пакетах. Исключение имеют лекарства, детское питание и "специальные диетические потребности".

Весной этого года подготовленный Минтрансом приказ был направлен на экспертизу в Минюст. И, как заявил несколько дней назад заместитель начальника службы авиационной безопасности "Аэрофлота" Азат Зарипов, документ может быть зарегистрирован в Минюсте уже на этой неделе. Напомним, что с ноября 2006 г провоз жидкостей запрещен в Евросоюзе - такие меры были приняты после того, как в августе 2006г спецслужбы обнаружили в багаже террористов в лондонском аэропорту "Хитроу" "жидкие взрывчатые вещества", из которых, якобы, можно было изготовить бомбу чуть ли не в туалете. Сейчас в аэропортах ЕС законы чрезвычайно строги. На борт самолета нельзя проносить питьевую воду в пластиковых бутылках, аэрозоли, а также спиртные напитки. Алкоголь, который пассажиры приобретают в магазинах duty free после регистрации, запаковывается в пакеты со специальной маркировкой, и к употреблению не разрешается. При этом пассажиры должны иметь чек или иной документ, подтверждающий покупку. Дисциплинированные европейцы, впрочем, не высказывают по этому поводу особого недовольства. В США, славящихся строгостью своих "авиазаконов", действуют аналогичные требования.

Именно борьбой с терроризмом в Минтрансе объясняют появление на свет нового законопроекта. Теперь такие же ограничения будут введены и у нас - как на международные, так и на внутренние рейсы. Аэропорты уже готовятся к нововведению. В пятницу в "Шереметьево" прошло заседание по этому вопросу. Как сообщают СМИ, там, как и в других двух ведущих столичных аэропортах, будет проведена разъяснительная работа со службой авиабезопасности и представителями магазинов duty free. Уже даже закуплена специальная упаковка для жидкостей. Между тем, в "Домодедово", считающемся самым "европейским" из наших аэропортов, такие правила уже работают. Согласно им обслуживают транзитных пассажиров, которые из Москвы летят через один европейский город в другой.

Но в целом новые ограничения усложняют и без того непростую процедуру досмотра пассажиров. Аэропортам придется увеличивать штат сотрудников служб безопасности. Это коснется и авиакомпаний, ведь не секрет, что недовольство аэропортовым сервисом пассажиры часто переносят на перевозчика. По расчетам представителей служб безопасности аэропортов, в среднем на каждого пассажира будет приходиться по 3-4 минуты лишнего времени. Если учесть, что в сезон обилие пассажиров и без того приводит к огромным очередям на досмотре, то что будет, когда нам придется показывать сотрудникам служб безопасности каждую бутылку и баночку с лосьоном? Очевидно, что придется создавать дополнительные пункты досмотра и привлекать персонал. Это, в свою очередь, приведет к росту затрат аэропортов, которые те будут компенсировать за счет увеличения сборов с перевозчиков. Последние же будут восполнять эти дыры в своем бюджете - как вы думаете, откуда? Правильно, из наших с вами карманов. Неудивительно, если это увеличит цену на авиаперевозки на 5-10 проц.

Впрочем, пока представители ведущих столичных аэропортов уверяют, что новые меры безопасности не потребуют ни дополнительных вложений, ни лишнего времени на регистрацию. Багаж пассажиров и ручную кладь будут осматривать точно так же, как и сейчас. Да и нового оборудования не понадобится. Правда, непонятно, как при этом аэропортовцы будут умудряться изыскивать и изымать запрещенные бутылки, бутылочки и флаконы.

Европейский опыт, между тем, показывает, что подобные ограничения неминуемо несут за собой сложности. Пассажирам уже в аэропорту надо объяснить, как и что следует запаковывать. Кроме того, на контроле безопасности неизбежны неприятные потери, ведь жидкости больше 100 мл, даже если это дорогая косметика или алкоголь, просто выкидываются. Согласно данным ЕС, в одном только аэропорту Амстердама каждую неделю службой безопасности конфисковывается порядка 1600 литров алкогольных напитков и продуктов парфюмерной промышленности. Все это чревато проблемами вплоть до задержки рейсов. Ведь не каждый согласится просто так расстаться с коллекционным коньяком либо любимыми духами. Да и оказаться в полете даже без собственной бутылки минеральной воды - большое неудобство для пассажира.

Впрочем, как известно, суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Поэтому возможно, что строгий досмотр будет выполняться спустя рукава, и пронести на борт можно будет хоть целый ящик пива или чего покрепче. По крайней мере на внутренних рейсах, отправляющихся из перегруженных в сезон терминалов буквально ежеминутно. Иначе неприспособленные для организации досмотра по-европейски службы досмотра ввергнут аэропорт в настоящий коллапс. И, увы, в нынешней ситуации это будет оптимальным решением, которое поддержат и граждане. Бог с ним, с терроризмом, тут главное - улететь вовремя…

Между тем Евросоюз, напротив, смягчает правила провоза жидкостей в ручной клади. По крайней мере, в октябре вступают в силу новые правила, упрощающие пассажирам из третьих стран ввоз на территорию ЕС жидкостей, приобретенных в аэропортах вне Евросоюза. Правда, эти послабления будут распространяться на аэропорты тех стран, которые пройдут проверку на соответствие стандартам ЕС. Ранее транзитные пассажиры были обязаны сдавать жидкости и алкогольные напитки, приобретенные вне пунктов контроля ЕС, в багаж....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка