Источник: газета «Бизнес & FM»
Автор: Анна Бажина
Опубликовано: 17.08.2007, 12:37

"Продвигать бренд "Сухого" достаточно сложно"

Sukhoi SuperJet-100 далеко не единственный перспективный гражданский проект ГСС


На открывающемся на следующей неделе авиасалоне МАКС-2007 могут быть подписаны контракты по одному из самых перспективных проектов гражданской авиации Sukhoi SuperJet 100. О дальнейших направлениях и разработках "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) обозревателю B&FM Анне Бажиной рассказал генеральный директор ГСС Виктор Субботин.

Помимо SuperJet-100 у вас есть проект бизнес-джета Supersonic Business Jet. Расскажите о нем.

Разработкой этого самолета мы занимаемся совместно с компаниями Falcon и Boeing. Идея такого проекта зародилась давно, еще во время моей работы в "большом" "Сухом" я занимался этим. Сейчас идеи можно воплотить в жизнь. Три фирмы будут разрабатывать конфигурацию самолета, определять двигатели, которые будут на нем стоять, сроки, стоимость самолета и его разработки.

В чем будут преимущества такого самолета перед существующими бизнес-джетами?

Это будет самолет со сверхзвуковой крейсерской скоростью, обладающий значительной, трансконтинентальной дальностью - он сможет покрывать практически все маршруты. Для бизнеса это удобно. Но на американском континенте существует запрет на полеты со сверхзвуком. Поэтому у самолета необычная конфигурация, которая направлена на то, чтобы снизить уровень звукового удара, что позволило бы получить разрешение от госдепартамента на полеты над территорией США. Задача не самая простая, но, как показали исследования, решаемая. Аналогов такому самолету сейчас не видно. Я думаю, в кооперации с Boeing может получиться хороший продукт.

Вы планировали со временем выпускать линейку самолетов. Кроме 95-местной версии, какие модели появятся?

Сейчас разрабатывается 95-местная и 75-местная версии SuperJet 100. Мы планируем довести вместимость до 110-120, а может быть, и до 130 мест. Посмотрим, насколько можно увеличить эту платформу, и тогда будем принимать решение о создании еще одного участника этого семейства. Есть еще мысль создать на базе 95-местного самолета бизнес-версию с увеличенной дальностью и тем самым закрыть нишу дозвуковых самолетов бизнес-класса. Наконец, есть идея по грузовой версии самолета.

Авиакомпании уже проявляют заинтересованность в этих модификациях?

Есть заинтересованность в 75-местном самолете, но на сегодняшний день такая версия не настолько востребована, чтобы начать производство. Мы собираем заказы; когда их будет достаточно, начнем производство.

У вас уже есть твердые заказы на 71 самолет. Может ли количество заказчиков увеличиться в ближайшее время?

Сейчас мы в основном работаем с российскими перевозчиками: "Дальавиа", AiRUnion, ГТК "Россия", "Аэрофлот-Норд". В рамках международного авиасалона в Ле-Бурже мы получили первый заказ от западной компании - итальянской ItAli. У нас есть планы по работе с индийскими, индонезийскими компаниями. И если не в этом году, то в следующем обязательно подпишем соглашения.

Как вам удается привлекать зарубежных заказчиков?

На Западе совершенно другие подходы к коммерческому самолетостроению. И правила игры на этом рынке совсем другие. Там обязательно, чтобы была развитая, доказанная, подкрепленная ресурсами послепродажная поддержка самолетов. Кроме того, им нужен инструмент финансирования продаж. На Западе просто так денег сам никто не платит, все через лизинговые компании. А лизинговые компании должны в нас поверить, в то, что "Сухой" может сделать такой самолет и гарантировать те характеристики, которые заявляет.

Недавно вы подписали соглашение с лизинговой компанией "ВТБ-лизинг". В чем будет заключаться ваше сотрудничество?

Сама система лизингования распространяется не только на самолеты. Мы через такую систему закупаем и оборудование для завода в Комсомольске-на-Амуре. В этом участвует "ВТБ-лизинг". Если он "созреет" до самолетов и будет обладать достаточными ресурсами и опытом, почему бы и нет?

То есть вы не исключаете возможности сотрудничества с другими лизинговыми компаниями?

Нет никаких приоритетов и эксклюзивности. Авиакомпания может выбирать себе любую лизинговую компанию, которая предложит ей более выгодные условия.

Бренд "Сухого" не помогает в переговорах с зарубежными заказчиками?

Продвигать на рынок бренд "Сухого", который никогда не занимался коммерческой авиацией, достаточно сложно. Хоть "Сухой" и имеет определенный опыт в авиастроении, елает лучшие в мире истребители, но какие будут гражданские самолеты, никто не знает. Поэтому нужны дополнительные усилия. Мы с Boeing подписали соглашение на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, компания будет оказывать нам серьезную поддержку по организации этого процесса. Мы также создаем совместное предприятие с итальянской Alenia Aeronautica, чтобы использовать ресурсы обеих компаний для продвижения нашего самолета. Alenia получит 25% плюс одну акцию в ГСС. Мы подписали соглашение на авиасалоне в Ле-Бурже, но это долгая процедура, все должно быть одобрено Госдумой.

ВЭБ также планировал войти в состав акционеров компании. Когда это может произойти?

После завершения сделки с Alenia компания входит в программу как партнер и будет иметь право наложить вето на любое решение совета директоров, поскольку у нее 25% плюс одна акция. Как только завершатся все процедуры по Alenia, я думаю, с ВЭБом начнутся конкретные переговоры.

Alenia Aeronautica поможет вам в продвижении продукта. Для чего вам партнер ВЭБ?

Если у нас появятся проблемы с деньгами, решать их, имея такого акционера в компании, будет значительно проще.

Кто-то еще может получить долю в ГСС?

Теоретически, конечно. Но это будет зависеть от решений совета директоров.

В конце марта вы успешно разместили дебютный выпуск облигаций. По итогам размещения планировалось принять решение о размещении евробондов и IPO.

До завершения сделки с Alenia Aeronautica мы никаких решений не примем и действий в этом направлении не совершим.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 17 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 17 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Россия", Нордавиа - региональные авиалинии, Дальавиа, SSJ-100, Самолетостроение (в процессе тестирования)