О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Международные авиасалоны: упор на перспективные проекты

Вышел в свет очередной ежегодный аналитический обзор международных авиационно-космических выставок, которые давно стали зеркалом научно-технического совершенства авиатехники и серьезным инструментом авиастроительного бизнеса

Володин В.В., Юргенсон А.А. Авиационная и ракетная техника на международных авиационно-космических салонах 2006 года/ Под общей редакцией Дмитриева В.Г. - М.: ЦАГИ, 2007. - 112 с., ил.

Вышел в свет очередной ежегодный аналитический обзор международных авиационно-космических выставок, которые давно стали зеркалом научно-технического совершенства авиатехники и серьезным инструментом авиастроительного бизнеса.

Выставочные дуэты

В представлении неискушенного зрителя авиасалон - это место, где можно увидеть новые самолеты и вертолеты. Конечно, имиджевый характер выставок никто не отменял. И коммерческая составляющая тоже важна, поскольку привлеченная публика позволяет покрывать хотя бы часть затрат на это недешевое мероприятие. Однако изготовители авиатехники не просто демонстрируют успехи: в первую очередь они показывают перспективные разработки, чтобы заинтересовать потенциального покупателя.

Никто давно не готовит "сюрпризы" рынку. Производители самолетов и вертолетов доказывают свою способность соблюдать график создания новых проектов. Они ищут партнеров и инвесторов, выясняют требования возможных заказчиков. В настоящее время предварительный процесс формирования рынка обязателен для каждой авиастроительной корпорации. Контракты на покупку нового самолета заключаются еще на стадии конструирования. Достаточно вспомнить соревнование двух конкурентов - Boeing и Airbus, чтобы понять всю важность "раскрутки" будущей модели.

Еще один важный аспект - конкурсный. На выставках демонстрация военной техники нередко обусловлена проходящими или намечаемыми правительственными тендерами. Особенно это характерно для авиасалонов Азиатско-Тихоокеанского региона.

2006 год вдохнул новые силы в затухавшую последнее время выставочную деятельность. Для этого некоторые салоны поменяли время и место проведения. Например, южноафриканский Africa Aerospace and Defense (ADD) передислоцировался с авиабазы под Преторией в район Кейптауна, что привело к увеличению количества участников в полтора раза. Из Сингапура в Гонконг - фактически в КНР - переезжает "Эйша Аэроспейс": ведь Китай сейчас является основным рынком сбыта авиатехники в Азии. И это при том, что в Поднебесной в конце 2006 года прошла своя выставка - "Эйршоу Чайна" в Чжухае. Две эти выставки образовали своего рода чередующийся "дуэт", поскольку авиасалон в Гонконге в дальнейшем будет проходить по нечетным годам.

Точно таким же "дуэтом" можно назвать две самые крупные в Европе и мире выставки - в Ле Бурже (Франция) и Фарнборо (Великобритания), собирающие до полутора тысяч участников. Второй эшелон составляют ILA в Берлине и "Эйша Аэроспейс" в Сингапуре - порядка тысячи участников. Кстати, по этому показателю к ним приближается МАКС. Следующий эшелон образуют региональные выставки - от 400 до 600 участников. И наконец, местные выставки, в том числе узко специализированные, где число участников колеблется от нескольких десятков до приблизительно четырех сотен. Например, FIDAE в Чили или "Гидроавиасалон" в российском Геленджике.

Выставки становятся своего рода конференциями, на которых обсуждаются перспективы развития мировой авиации.

В космос - с самолета

В космической сфере явно укрепилось такое направление, как авиационно-космические комплексы (АКК). Воздушный старт позволяет удешевить запуск малых и средних спутников, производить его в любой точке планеты и не зависеть от наземной структуры - космодрома.

Так, в Сингапуре был официально представлен проект АКК "Ишим", разрабатываемый казахстанской компанией КазКосмос. В качестве авиационного носителя в нем задействован российский МиГ-31. Этот же истребитель-перехватчик используется ОКБ им. Микояна в комплексе МиГ-31С/РН-С, а НИЦ "Астра" при Московском авиационном институте - МиГ-31/"Микрон".

На создание "Ишима" Астана хочет ассигновать 140 млн. долл., что позволяет довести его до стадии реализации. Примечательно, что трехступенчатую ракету для вывода полезной нагрузки в космос делает Московский институт теплотехники. В состав казахстанского АКК также будет входить воздушно-измерительный комплекс на базе транспортного самолета Ил-76МД.

Китайцы на выставке в Чжухае представили свой проект перспективного авиационно-космического комплекса с авиационным носителем и транспортным средством в виде многоступенчатой ракеты. Внешне ракета напоминает американский носитель "Пегас". Возможно, первая ступень многоразовая, поскольку снабжена аэродинамическими органами управления и небольшим крылом.

В 2006 году более ясен стал облик американского перспективного АКК "Фалкон". Он предназначен для вывода на орбиту груза до 450 кг. Ракету-носитель планируется разместить в тяжелом военно-транспортном самолете С-5А или под фюзеляжем "Боинга-747". Из грузового отсека РН будет извлекать специальный вытяжной парашют. После чего она самостоятельно должна сориентироваться в стартовое положение - вертикальное - и стартовать.

Атакуют БЛА

Стремительно развивается сектор беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Беспилотники нацелились почти на весь круг задач пилотируемой авиации, за исключением, пожалуй, транспортных. Начинается переход к БЛА третьего поколения, которые должны будут выполнять полетные задания без участия наземного оператора. Для высотных авиакомплексов оперативного уровня характерны высоты 18-20 тыс. м и более. Продолжительность полета достигает 24-32 часов. Взлетная масса, как правило, превышает 10 тонн, приближаясь к 15-18.

Активно применяются технологии "стелс", снижается радиозаметность. Главным компонентом оборудования БЛА становятся радиолокационные станции в комплексе с оптико-электронными датчиками. Таким образом, летательный аппарат становится всепогодным, облачность не мешает сканировать поверхность. В принципе, беспилотник выполняет те же функции, что и разведывательный спутник, только с меньших высот. Но обходится это гораздо дешевле.

Новый подход продемонстрировала сингапурская фирма STAero. Она представила на выставке "Айша Аэроспейс-2006" проект так называемого опционно-пилотируемого БЛА под условным обозначением АА15Т. Для переброски аппарата на дальние расстояния в нем может находиться экипаж из двух человек.

Оперативные БЛА проектируются не просто как отдельные летательные аппараты. Это элементы комплексов, куда могут входить спутники, наземные и воздушные центры обработки информации. Появились беспилотники палубного базирования. Сейчас прорабатывается возможность их использования в качестве средства защиты от противокорабельных ракет.

Настоящий расцвет происходит в секторе БЛА вертолетного типа. Они не требуют специальных взлетно-посадочных устройств и условий. Как правило, это очень легкие аппараты с малой продолжительностью полета, используемые на поле боя, для обзора близлежащей местности. Но уже встречаются проекты тяжелых беспилотных вертолетов, способных нести большую массу аппаратуры, выполняющих не только разведывательные функции. Например, они могут использоваться в качестве временных ретрансляторов.

Быстро прогрессируют разведывательно-ударные комплексы с БЛА. Их задача не только патрулировать пространство и вести разведку, но и наносить удары по выявленным целям. Особенно это важно в антитеррористических операциях. Такие БЛА оснащаются высокоточным оружием.

В области боевых беспилотных самолетов (ББС) появились новые игроки. Во-первых, европейцы решили показать, что они не отстают от американцев. Во-вторых, азиатские страны с развивающейся авиационной промышленностью торопятся нагнать конкурентов. Особенно активен Китай, старающийся освоить все перспективные ниши.

ББС разрабатываются параллельно с концепцией их применения. Например, фирма "Локхид Мартин" представляет проект беспилотного варианта истребителя 5-го поколения F-35. Предлагается его использовать в рамках боевой системы, включающей два истребителя F-22 и четыре ББС. Первые служат для сбора информации с последних и управления ими. Это позволит не только убрать с F-35 пилотские кабины, но и сложный комплекс информационных датчиков, что сделает самолет дешевле на 30%.

Ориентир - спрос

Предложение на авиарынке очень чутко следует за спросом. Начинается переход к истребителю 5-го поколения. В ряде стран в ближайшие 5-10 лет начнется замена самолетов береговой охраны. Не спадает интерес к учебно-боевым машинам.

Итальянская фирма "Аэромаки" на выставках 2006 года приступила к поиску партнеров в производстве УБС М-346. Это не что иное, как адаптированный к запросам НАТО совместный российско-итальянский проект Як-130. Снабженный американскими двигателями, он позиционируется в первую очередь как легкая боевая машина, вооруженная ракетами "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

На "Эйршоу Чайна-2006" Китай представил летный образец учебно-тренировочного самолета L-15. Утверждается, что его аэродинамическая компоновка полностью оригинальна. В учебном варианте машина двухместная, в боевом - имеет одну пилотскую кабину. Сейчас она проходит комплексные летные испытания.

Фирма "Грипен Интернэшнл" предлагает два варианта истребителя JAS.39 "Грипен". Они соответствуют требованиям Дании и Норвегии, которые могут отказаться от приобретения американских F-35. Изготовитель не разглашает технические характеристики, считая их информацией исключительно для заказчика.

В последнее время практически для каждого покупателя создается отдельная модель того или иного самолета в соответствии с требованиями. Могут устанавливаться различные двигатели, системы вооружения, авионика. Так, на "Эйша Аэроспейс-2006" впервые был продемонстрирован F-16D Block 52+ сингапурских ВВС. Этот самолет приобретается рядом стран, и все они получат в чем-то различные модели.

Короче говоря, международные авиационно-космические выставки - это, если можно так выразиться, точки, где "сверяет часы" вся мировая авиапромышленность....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка