Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Александр Реутов, Сергей Строкань
Опубликовано: 20.08.2007, 12:20

Далеко идущие вылеты

Россия нашла адекватный ответ США в воздухе


Российская стратегическая авиация приступила к первому боевому дежурству после пятнадцатилетнего перерыва. О возобновлении на постоянной основе ее полетов, прерванных после распада СССР, заявил по итогам учений ШОС "Мирная миссия-2007" президент РФ Владимир Путин. В Белом доме возвращение России к практике времен противостояния двух сверхдержав назвали "внутренним решением русских". Западные эксперты сочли его новым жестом Москвы, призванным продемонстрировать ее растущую военную мощь и готовность к адекватным ответам Западу в духе холодной войны.

Заявление о том, что "с ноля часов 17 августа Россия возобновила боевое дежурство своей стратегической авиации в отдаленных районах мира" российский президент Владимир Путин сделал в пятницу в Челябинской области на полигоне Чебаркуль, подводя итоги завершившихся здесь антитеррористических учений стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как следует из заявления российского лидера, прерванные в 1992 году полеты дальней авиации РФ возобновляются с семи аэродромов в разных частях страны. Боевое дежурство, которое будет осуществляться на регулярной основе и носить стратегический характер, во взаимодействии с военно-морским флотом РФ будут осуществлять 20 стратегических ракетоносцев.

Как следует из заявления российского лидера, возвращение к практике боевых дежурств дальней авиации стало для Москвы вынужденным шагом. "РФ в одностороннем порядке прекратила полеты своей стратегической авиации в отдаленных районах боевых действий. Нашему примеру, к сожалению, последовали не все страны", - подчеркнул Владимир Путин, указав на то, что это создало проблемы для безопасности России. "Поэтому мною принято решение о возобновлении полетов российской стратегической авиации на постоянной основе", - пояснил российский президент, выразив надежду, что "наши партнеры с пониманием отнесутся к возобновлению полетов".

Впрочем, из того же заявления Владимира Путина вытекало, что возобновление полетов стало для Москвы шагом сколь вынужденным, столь и долгожданным. "Наши летчики, я считаю, засиделись, они осуществляли полеты от случая к случаю, во время, к примеру, стратегических учений. Летчики, еще раз повторю, засиделись, но теперь они рады, что у них начинается новая жизнь", - отметил российский президент.

Из сделанного на следующий день заявления командующего дальней (стратегической) авиацией ВВС России генерал-майора Павла Андросова стало ясно, что это решение готовилось уже давно. "Выполнено около 50 вылетов самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78 с налетом более 400 часов", - заявил генерал-майор. (Всего на вооружении дальней авиации 79 стратегических бомбардировщиков: 64 - Ту-95МС и 15 - Ту-160.) По его словам, полеты выполнялись над акваториями Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, Черного моря во взаимодействии с истребительной авиацией (Су-27) и самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией А-50. "Стратегические самолеты Ту-160 и Ту-95МС находились в воздухе по 13 часов с крейсерской скоростью до 900 км/ч", - пояснил генерал Андросов. "Полеты планируем выполнять регулярно, так как они являются основным видом подготовки и тренировки экипажей стратегических и дальних бомбардировщиков, находящихся на вооружении дальней авиации", - добавил командующий.

Именно "о боевом дежурстве на регулярной основе" говорил и президент Путин. Оно помимо постоянной боевой готовности самолетов и экипажей стратегической авиации на земле подразумевает периодические полеты групп бомбардировщиков в те или иные регионы планеты. Такая схема использовалась и во времена СССР. Лишь однажды в 1980-х годах на короткое время было введено постоянное боевое патрулирование. В ответ на активизацию стратегических бомбардировщиков ВВС США у северных границ СССР самолеты дальней авиации перешли на постоянное дежурство в воздухе в четырех зонах над нейтральными водами Арктики. Экипажи стратегических ракетоносцев находились в воздухе по 18 часов и более. Это продолжалось 26 месяцев - с января 1985 года по апрель 1987-го. Однако в конце концов от постоянного присутствия в воздухе самолетов стратегической авиации пришлось отказаться, в том числе и по финансовым причинам.

Реакция Вашингтона на возобновление полетов российской стратегической авиации, напоминающих о временах противостояния двух сверхдержав, оказалась неожиданно спокойной. Отвечая на вопрос, рассматривает ли командование вооруженных сил США данный шаг Москвы как угрозу безопасности США, заместитель пресс-секретаря Белого дома Гордон Джондро ответил: "Не думаю, что наши военные испытывают по этому поводу обеспокоенность". Назвав возобновление боевых дежурств дальней авиации РФ "внутренним решением русских", господин Джондро дал понять, что оно не стало для Вашингтона неожиданным. Демонстрируя желание не обострять проблему, официальный представитель Белого дома подчеркнул, что Соединенные Штаты имеют "очень хорошие рабочие отношения" с российским правительством и с военными.

Тем не менее скрыть свое завуалированное раздражение Вашингтону не удалось. "Если Россия ощущает, что нужно достать некоторые из этих старых самолетов из нафталина и заставить их летать снова, - это ее решение", - заявил официальный представитель госдепа Шон Маккормак. Напомним, что незадолго до этого господин Маккормак раскритиковал Россию за полет стратегических бомбардировщиков Ту-95МС к острову Гуам, на котором расположена крупнейшая в Тихом океане американская военная база и вскоре могут быть развернуты объекты ПРО, назвав эту акцию "практикой времен холодной войны".

Сдержанная реакция официальных лиц в Вашингтоне, судя по всему, объясняется рядом обстоятельств. И дело не только в том, что полеты российской дальней авиации над Тихим и Атлантическим океанами происходили в последние недели все чаще, в связи с чем не стали для Вашингтона неожиданностью. Во-первых, щекоча нервы стратегам США и НАТО, Москва при этом не противоречат никаким международным договоренностям. Во-вторых, подобные полеты сами по себе не нарушают военно-стратегический баланс, а служат скорее очередным шагом в продолжающейся "войне жестов" между Москвой и Вашингтоном.

В то же время западные эксперты и СМИ рассматривают последнее заявление Москвы как очередную попытку обратить внимание Запада на растущую военную мощь России и продемонстрировать ее готовность к поиску "адекватных ответов", если договориться по ПРО и другим ключевым проблемам разоружения Москве и Вашингтону не удастся. А бывший посол США в РФ Джеймс Коллинз, в настоящее время возглавляющий программу изучения России и Евразии Фонда Карнеги, высказывает предположение, что очередной ход Москвы в игре на обострение имеет еще и предвыборную подоплеку: "Владимир Путин действует так, чтобы никто не заподозрил его в мягкости по вопросам национальной безопасности в сезон выборов", - сказал господин Коллинз. По его мнению, с одной стороны, Владимир Путин пытается договориться с Западом, с другой - он указывает на возможность военного ответа России с ее заметно возросшей мощью.

Некоторые эксперты обращают внимание на то, что подобные шаги Москвы рикошетом бьют по администрации США, которая уделяла слишком большое внимание "Аль-Каиде" и Ираку, недооценив "российскую угрозу". Такое мнение высказал британской The Sunday Telegraph некий отставной сотрудник Белого дома в администрациях Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего. "Я очень боюсь, что скоро проснусь и обнаружу, что мы проиграли холодную войну. Или, точнее, как во всем остальном, мы выиграли войну и проиграли мир", - признался ветеран Белого дома.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 20 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-27, Ту-160, Ту-95МС, А-50, Ил-78, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Пони (в процессе тестирования)