Источник: газета «Известия»
Автор: Дмитрий Литовкин
Опубликовано: 20.08.2007, 13:54

Русские летят


С ноля часов 17 августа Россия возобновила боевое дежурство своей стратегической авиации в отдаленных районах мира. Об этом заявил президент Владимир Путин после учений Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) "Мирная миссия-2007". Полеты были прекращены в 1992 году. Возобновление полетов через 15 лет - знаковое событие не только для России, но и для всего мира. Шаг за шагом Москва не только доказывает способность отстоять свой суверенитет, но и возвращает свои геополитические позиции.

- Наши летчики засиделись: стратегическая авиация есть, а полетов практически нет. Они осуществлялись от случая к случаю до сих пор только в ходе крупных учений, а крупных учений, как вы знаете, мы за последние 15 лет проводили очень мало. Летчики, повторяю, засиделись. Как мне известно, они рады тому, что у них начинается новая жизнь. Пожелаем им удачи, - сказал Владимир Путин, объявляя о своем решении возобновить полеты стратегической авиации.

- Мы всегда показывали свои возможности тем, кто нас провоцирует на всякие конфликты, - прокомментировал "Известиям" это решение главком ВВС в 1991-1998 годах Петр Дейнекин. - Экипаж дальней авиации, которой я командовал, с начала "холодной войны" постоянно выполнял полеты на разведку авианосных ударных соединений США. Мы долетали до Фарерских островов на Западе и до Филиппин в Тихом океане. В последние годы таких полетов по экономическим причинам не было, вот американцы и забыли, что мы можем делать.

По словам генерала Дейнекина, "летать за угол" (как называют эти полеты летчики дальней авиации) наши ВВС начали в 80-х годах прошлого века в ответ на размещение американских крылатых ракет большой дальности в Северной Италии, на юге Германии и Англии.

Осуществлять стратегические полеты будут бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 - главный резерв верховного главнокомандующего на случай ядерной войны. В структуре ответно-встречного ядерного удара им отводилась роль "киллеров", которые делают "контрольный в голову" - после удара РВСН и стратегических атомных подводных лодок ВМФ воздушные ракетоносцы "добивают" выжившую военную инфраструктуру противника. Впрочем, они могли бы выступить и основным ударным средством. Координаты наземных пусковых установок известны противнику. Несложно выследить и стратегическую субмарину в океане. Но вот понять, где находятся стратегические ракетоносцы, практически невозможно.

Взлетев с аэродрома "Энгельс" под Саратовом, наши Ту-95МС (натовцы называют его "Медведь") и Ту-160 (в натовской классификации - "Черный Джек", а мы называем этот самолет "Белый лебедь") могут легко долететь до побережья США, Великобритании, внезапно оказаться в Индийском океане или у берегов Австралии. Под них специально были сделаны так называемые аэродромы "подскока" - промежуточные базы, где экипаж может отдохнуть, технические службы пополнят запасы топлива, проведут обслуживание машин. Сегодня таких площадок три: под Воркутой, Владивостоком, белорусскими Барановичами. Четвертая будет создана на нашей авиабазе "Кант" в Киргизии. Эти площадки позволят самолетам улетать от наших границ на 12 тысяч километров, а то и дальше.

На борту каждой машины - смертоносный арсенал: корректируемые авиабомбы и крылатые ракеты большой дальности. Например, в прошлом году наши Ту-160 получили новейшую крылатую ракету Х-555. По некоторым данным, дальность ее полета составляет около 3,5 тысячи километров. В полете машина не только меняет высоту, но может лететь и над поверхностью земли, огибая рельеф. Против нее бессильны не только современные зенитно-ракетные комплексы, но и создающаяся американская система НПРО. На цель ракету выводит головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой систем навигации ГЛОНАСС. Точность попадания в цель - плюс-минус несколько сантиметров. Владимир Путин присутствовал на одном из заключительных этапов испытаний Х-555. Тогда четыре выпущенные с бомбардировщика ракеты точно попали в "форточку" заброшенного дома на полигоне "Пембой" под Воркутой, где по сценарию прятались террористы.

Сейчас американцы говорят, что Россия "достала часть старых самолетов из нафталина" (хотя тот же В-52 - основа боевой мощи стратегической авиации ВВС США - создавался в 50-е годы прошлого века). Да, "Медведь" и "Белый лебедь" эксплуатируются с 80-х годов, но на машинах установлено новое бортовое навигационное оборудование. Бомбардировщик может применять весь спектр управляемого и неуправляемого бомбового вооружения, а также все те же новейшие Х-555.

"Летчики засиделись" - это и звучит красиво, и во многом соответствует действительности, однако не объясняет главных причин принятого решения. А главная причина - желание России показать, что на любую угрозу, в том числе и военную, у нее есть ответ. Если НАТО столь упорно приближается к российским границам, в том числе и через размещение элементов американской ПРО, то альянсу теперь придется вновь привыкать к тому, что пополнившая свою мощь российская стратегическая авиация совсем рядом.

Как начиналась стратегическая авиация

Появлением дальней стратегической авиации в нынешнем виде Россия обязана США. Атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки, создание в начале 1946 года в американской армии стратегического авиационного командования (САК) потребовали от СССР адекватных мер. 3 апреля 1946 года постановлением Совета министров СССР была создана Дальняя авиация Вооруженных Сил в составе трех воздушных армий, управления которых базировались в Смоленске, Виннице и Хабаровске. В 1947 году в дальнюю авиацию приходит стратегический бомбардировщик Ту-4, в "арсенале" которого имеется ядерное оружие.

Однако главный взлет боевой мощи стратегической авиации произошел в 70-80-е годы ХХ века. Тогда на вооружение поступили боевые авиационные комплексы Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160. Именно на них сегодня лежит бремя ядерного сдерживания вероятного противника. Вооруженные крылатыми ракетами большой дальности стратегические ракетоносцы способны наносить мощные удары по целям в любой точке земного шара как ядерными, так и обычными боеприпасами. Например, бомбардировщики Ту-22М весьма эффективно действовали в Афганской войне.

"Об этом никто не говорил, но в прошлые годы мы совершили более 300 таких вылетов, - вспоминает бывший главком ВВС Петр Дейнекин. - Каждый полет длился по 20-22 часа. Самолеты дважды дозаправляли в воздухе. Каждый вылет требовал огромного мастерства и личной отваги летчиков. На таких дальних расстояниях поломка машины или противодействие авиации противника могли привести к гибели экипажей. Помню, как по крылу моего бомбардировщика килем фюзеляжа ударил американец. Чудом все обошлось..."

Ту-95

Принят на вооружение в 1957 году, выпущено 64 штуки. Сейчас Ту-95МС является основой воздушных стратегических сил России. Размах крыльев - 50,04 м. Длина - 46,17 м. Максимальная скорость - 920 км/ч. Дальность полета - 15 400 км. Экипаж - 8 человек. Самолеты поднимают до 12 000 кг боевой нагрузки. У Ту-95МС она была представлена свободнопадающими бомбами калибром от 1500 до 9000 кг, как фугасными, так и ядерными, подвешиваемыми в фюзеляжном отсеке. Ту-95В брал под фюзеляж (габариты не позволяли размещать в отсеке) тактические ядерные авиабомбы мощностью 20 и 50 мегатонн, массой до 22 тонн. Также предусматривалась подвеска бомбы мощностью 100 Мт. Ракетоносцы также могут брать на подфюзеляжную подвеску 2 контейнера для бомб малого калибра. Может нести крылатые ракеты большой дальности Х-55 (ядерная) и Х-555. Оборонительное вооружение Ту-95МС состоит из 2 спаренных 23-мм двухствольных пушек ГШ-23Л, размещенных в кормовой оборонительной установке. Боезапас - 2500 выстрелов.

Ту-160

Принят на вооружение в 1987 году, выпущено 15 штук. Размах крыльев - 55,7/35,6 м. Длина самолета - 54,1 м. Высота самолета - 13,1 м. Площадь крыла - 232 кв. м. Максимальная скорость на высоте - 2000 км/ч. Дальность полета с максимальной бомбовой загрузкой - 10 500 км. Продолжительность полета - 15 ч. Экипаж - 4 человека. Это самый мощный ударный авиационный комплекс в мире. На борту могут размещаться 12 крылатых ракет с ядерными боеголовками или бомбовое вооружение общей массой до 40 тонн. К началу 1994 года было выпущено около 30 самолетов (на начало 1993 года 19 самолетов базировалось на Украине). Бомбардировщик оборудован спальным местом, туалетом, электродуховым шкафом для разогревания пищи. Конструктивно Ту-160 близок американскому стратегическому бомбардировщику В-1, но в отличие от него всю боевую нагрузку несет на внутренней подвеске.

На базе Ту-160 КБ Туполева ведет сейчас разработку перспективного российского бомбардировщика пятого поколения.

Чем ответил Запад?

Советник президента США по национальной безопасности Гордон Джондро:


"Не думаю, что Вооруженные силы США сильно обеспокоены решением Москвы. У нас очень хорошие рабочие взаимоотношения с российскими военными. Вооруженные силы всего мира осуществляют различные действия. И тот факт, что и россияне могут сделать что-то подобное, для нас не сюрприз".

Пресс-секретарь Госдепартамента США Шон Маккормак:

"Если России захотелось достать часть старых самолетов из нафталина и снова поднять их в воздух, это ее право".

Экс-советник бывшего канцлера Германии Гельмута Коля Микаэль Стурмер:

"Действия Кремля оправданы - ведь Запад с расширением НАТО явно переборщил. Втягивание Грузии и Украины в альянс действует на Россию как красная тряпка на быка. Это большая ошибка. Кроме этого, я не уверен, что в Восточной Европе надо создавать американский противоракетный щит. В отношении Москвы мы сделали много ошибок. Мы так и не поняли, что Россия хочет занять достойное место в мире. Новой "холодной войны" не будет. Русские - нормальные люди, они не будут посылать в небо самолеты с ядерным оружием".

Northrop Grumman B-2 Spirit

Стратегический бомбардировщик В-2 эксплуатируется с 1989 года, выпущена 21 штука, из них 16 в строю. Относится к третьему поколению американских малозаметных самолетов. Он выполнен по схеме "летающее крыло" и не имеет вертикального оперения. Функцию рулей направления выполняют расщепляющиеся щитки, установленные на концах крыла. Планер самолета построен в основном из титановых и алюминиевых сплавов. Размах крыла - 52,43 м. Длина самолета - 21,03 м. Максимальная скорость - 950-1010 км/ч. Практическая дальность - 18 530 км. Вооружение: 20 бомб В-61 общей массой 6360 кг или 16 В-83 общей массой 17 420 кг.

Boeing B-52 Stratofortress

В-52 создавался в 50-е годы ХХ века как высотный бомбардировщик для атак с использованием свободнопадающих ядерных бомб. Выпущено 85 штук, из них 56 в строю. Размах крыла - 56,39 м. Длина самолета - 49,05 м. Максимальная скорость - 1013 км/ч. Экипаж - 6 человек. Бомбовая нагрузка зависит от модификации самолета: В-52В - 19 504 кг; В-52G - 23 000 кг; B-52H - 28 600 кг. Ядерные: 8 х B-28 (1,45 Мт) или 12 В-41 (1 Мт) или 12 В-53 (9 Мт) или В-61 Mod.1 (термоядерные). Управляемее ракеты: 12 AGM-84 Harpoon; 12 КР AGM-86B (200 кт); 20 УР "воздух-воздух" AGM-69 SRAM. Сейчас США проводят модернизацию ветерана-бомбардировщика.

B-1 Lancer

Появился в 1965 году, выпущено 88 штук, в строю находятся все экземпляры. Размах крыла - 41,67/23,84 м. Длина самолета - 44,81 м (В-1А - 46 м). Максимальная скорость - 1324 км/ч. Практическая дальность - 12 000 км. Вооружение: три внутренних отсека вмещают до 84 бомб Мк.82 калибра 227 кг (500 фунтов) или 24 бомбы Мк.84 калибра 907 кг (2000 фунтов); либо до 8 крылатых ракет AGM-86B, запускаемых в воздухе, 24 ракеты ближнего действия AGM-69, 12 атомных неуправляемых бомб В-28 или В-43 или 24 бомбы В-61 или В-83; подобное вооружение может также размещаться на 8 внешних подвесках под фюзеляжем.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 20 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-160, Ту-95МС (в процессе тестирования)