Источник: газета «Независимая газета»
Автор: Вадим Соловьев
Опубликовано: 20.08.2007, 15:25

Чего МАКСу не хватает до максимума

МАКС входит в число крупнейших авиационных форумов мира и соответствует своему статусу международного авиасалона


Завтра в г. Жуковском откроется VIII Международный авиационно-космический салон "МАКС-2007". Генеральный спонсор - Рособоронэкспорт. На следующем авиасалоне его роль возрастет. О МАКСе сегодня и завтра рассказывает гендиректор Рособоронэкспорта Сергей Чемезов.

- Сергей Викторович, каким вам представляется нынешний МАКС-2007?

- Мы гордимся тем, что МАКС входит в число крупнейших авиационных форумов мира и соответствует своему статусу международного авиасалона. Судить можно по тому, как растет интерес наших зарубежных заказчиков к подмосковному авиасалону. В этом году по линии Рособоронэкспорта на МАКС прибудут официальные делегации около 100 стран, это свыше 550 высокопоставленных представителей иностранных государств. Для сравнения: в прошлый раз по приглашению нашего предприятия салон в Жуковском посетили делегации из 70 стран общей численностью 330 человек.

Ежегодно для участия в авиасалоне съезжаются ведущие мировые авиапроизводители. В этом году свое участие подтвердили порядка 140 крупнейших иностранных компаний, нынешний МАКС соберет представителей авиационной промышленности 40 зарубежных государств. Отношение зарубежных производителей к российскому авиасалону как нельзя лучше демонстрирует тот факт, что такие авиационные державы, как Германия, Франция, США, уже который год представляют свою продукцию в рамках национальных экспозиций. На нынешнем МАКСе эти страны практически втрое расширили свои экспозиции. В число участников нашего авиасалона вернулся Китай, тоже с обширной национальной экспозицией.

По этим показателям салон в Жуковском может претендовать на статус серьезного отраслевого бизнес-форума. Но, по моему мнению, основным фактором этого по-прежнему является привлекательность российского рынка для иностранных авиапроизводителей.

Салон действительно стремится отвечать высокому интересу иностранных участников, к МАКС-2007 организаторы провели определенную модернизацию инфраструктуры выставочного комплекса, постарались избежать ошибок прошлого.

- Организаторы МАКС-2007 обещают, как обычно, феерическую демонстрационную программу. Это действительно так?

- Я считаю, что пока никто не может сравниться с нашим авиашоу по зрелищности и насыщенности демонстрационной программы. Если на самом знаменитом международном авиасалоне в Ле Бурже в программе полетов приняли участие 40 летательных аппаратов, то в Жуковском в 2005 году было в два раза больше - 84. Количество образцов на статической стоянке МАКСа также больше, чем на других авиасалонах. В 2005 году организаторы сообщали, что демонстрировалась 221 единица техники, тогда как на недавно прошедшем парижском авиашоу было представлено всего 140 образцов авиационной техники.

МАКС-2007 действительно побалует авиационными новинками - как российскими, так и зарубежными. Из российских образцов авиационной техники новинкой МАКС-2007 станут сразу две машины марки "МиГ" - суперсовременный истребитель МиГ-35, последняя разработка РСК "МиГ", и корабельный истребитель МиГ-29К, разработанный по заказу ВМС Индии. В полетах примет участие новейший истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-32.

ВВС США участвуют с обширной экспозицией, обещали привезти два F-16 и три F-15, будут участвовать в летной программе. Так что иностранные заказчики смогут сами в реальном времени сравнить наши "МиГи" и "Су" с их основными конкурентами, сопоставить их ресурс и маневренность.

В этом году феерическое шоу подготовили российские пилотажные группы "Русские Витязи" и "Стрижи", уже традиционный участник подмосковного авиасалона французская группа Patrole de France. Впервые в рамках летной программы МАКС-2007 летчики Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава на четырех самолетах Су-27 воспроизведут маневренный воздушный бой. Зрителям представится уникальная возможность увидеть своими глазами, что такое совершенство российской авиационной техники в боевом применении.

- Что вы можете сказать об экспортных перспективах образцов российской техники, которые будут представлены на авиасалоне? На что едут смотреть делегации из 100 стран?

- Наши истребители марок "МиГ" и "Су" составляют базу авиационного экспорта России. Истребители типа Су-30МК успешно поставлены нами в Индию, Китай, Венесуэлу, Индонезию. Везде российскими Су-30 гордятся, наши самолеты считаются основой боеспособности национальных ВВС. Буквально накануне авиасалона Россия передала малайзийским ВВС первые шесть истребителей из 18 заказанных, их пилоты очень довольны самолетами.

Конкурентоспособны российские "МиГи". В этом нас убеждает работа на индийском направлении по продвижению легкого многофункционального истребителя МиГ-35. Среди конкурентов - достаточно сильные производители: консорциум Eurofighter со своим EF-2000 Typhoon, американские компании Boeing и Lockheed Martin с самолетами F/A-18 Super Hornet и F-16 Fighting Falcon, шведский SAAB с JAS-39 Gripen, а также французская Dassault со своим истребителем Rafale. Могу сказать, что наши шансы достаточно высоки. Индийские летчики уже привыкли к нашим "МиГам" и очень высоко оценивают их летные, боевые и технические характеристики. Ведь практически 70% боевого парка Индии - это машины семейства "МиГ".

Одна из новинок авиасалона - корабельный истребитель МиГ-29К/КУБ - разработана специально для Индии. Несколько месяцев назад в России состоялся презентационный полет первого МиГ-29К. Присутствующие генералы из индийских ВВС были просто в восторге от этой машины и уже дали ей название - "Морская оса".

- Ожидается ли подписание каких-либо контрактов в ходе аэрокосмического салона?

- Мы завершили переговоры о поставке Индонезии самолетов марки "Су" и оборудования. На МАКС-2007 планируем завершить подписание соответствующих контрактных документов.

Возможно, подпишем документы, регламентирующие сотрудничество с некоторыми крупными западными концернами. Детали пока не готов назвать.

- Сергей Викторович, МАКС - не только зрелищное и маркетинговое мероприятие. Это некий барометр деловой активности российского авиапрома, барометр жизнеспособности нашей авиационно-космической отрасли. Со времени прошлого авиасалона МАКС как, по вашей оценке, изменилось положение России в авиационном сегменте мирового рынка? Какого продвижения удалось добиться за прошедшие два года?

- В последние годы авиационный рынок находится на подъеме. Мировой объем продаж военных самолетов и вертолетов составляет в среднем 25-27 миллиардов долларов в год. Исходя из некоторых оценок, в ближайшей перспективе он может возрасти до 30 миллиардов долларов.

- За счет чего?

- Это связано с определенной тенденцией мирового рынка авиационной техники. Сейчас в большинстве стран, где на вооружении стоит российская техника, и не только российская, жизненный цикл вооружения постепенно подходит к концу. Многие зарубежные государства озадачены обновлением парка боевой авиации, этот процесс, по большому счету, только начался. Именно этим объясняется рост объемов рынка авиационной продукции в мире. Мы, в свою очередь, ожидаем сохранения динамики продаж российской авиационной техники военного и двойного назначения за рубеж.

Что касается положения России на мировом рынке военного авиастроения, то оно достаточно устойчивое. Имеющийся портфель заказов обеспечит загрузку авиастроительных и вертолетостроительных предприятий на ближайшие 5-7 лет. Мы ожидаем, что в этом году общий объем поставок авиационной техники по линии ФГУП "Рособоронэкспорт" превысит 2,5 миллиарда долларов США.

Российские авиационные компании подготовили к выводу на мировой рынок ряд новых проектов. Это истребители Су-35, МиГ-35, истребитель-бомбардировщик Су-32, учебно-боевой самолет Як-130. Мы уже начали продвижение этой продукции за рубеж, интерес к этим машинам высокий. Завершаются новые разработки, в частности, легкого военно-транспортного самолета. Ожидается оживление в таких рыночных сегментах, как послепродажное обслуживание, модернизация, поставка тренажеров.

- Какие страны входят в число заказчиков российской авиационной техники?

- В последние годы Рособоронэкспорт существенно расширил географию поставок боевой авиации российского производства. Мы значительно увеличили долю присутствия на рынках Латинской Америки, Северной Африки, Юго-Восточной Азии. Прошлый год ознаменовался серьезными прорывами российского авиационного экспорта.

Громкая победа российского маркетинга в отношении продукции военного назначения - это авиационные контракты с Венесуэлой. Боливарианская Республика, которая всегда была вотчиной США, сделала свой выбор в пользу партнерства с Россией. Венесуэла закупает у нас истребители Су-30, вертолетную технику, обычные вооружения.

Однако торговля оружием - это прежде всего геополитика. Последние контракты имели для России важнейшее политическое значение. Они дали импульс дальнейшей диверсификации российского военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Круг партнеров нашего предприятия постоянно расширяется. Если два года назад мы сотрудничали с 60 зарубежными странами, то в этом году число стран, с которыми мы ведем активную работу, достигает 80.

Стал очевидным тот факт, что время, когда российский экспорт вооружения и военной техники в значительной степени зависел от закупок Китая и Индии, уже в прошлом. Сегодня суперсовременные истребители Су-30 - это гордость воздушного флота не только Китая и Индии. Теперь ими искренне гордятся венесуэльские, малайзийские летчики.

- То есть ваши оценки перспектив авиационной составляющей российского экспорта самые благоприятные?

- Сейчас мы действительно можем опереться на нашу авиационную промышленность. Контрактные обязательства выполняются, успешно реализуются новые проекты по созданию суперсовременных образцов авиационной техники. Мы, в свою очередь, по-прежнему готовы служить гарантом коммерческого успеха нашей авиационной техники на мировом рынке. Все предпосылки для этого есть.

- Пользуясь случаем, не могу не задать вопрос о том, какой объем экспортных поставок по всем видам вооружения будет в этом году?

- В этом году запланированы поставки вооружения и военной техники на 5,5 миллиарда долларов США. Итоги подводить рано, но по результатам нашей деятельности в первом полугодии можно сделать прогноз, что план будет выполнен.

- Ваши конкуренты гораздо более щедры в оценках. По подсчетам американских экспертов, российский экспорт оружия в этом году достигнет 7 миллиардов долларов США. Некоторые дают оценку, что мы и восемь сделаем.

- Это смотря кто как считает. Давайте не будем торопить события. Скажу только, что предпосылки для наращивания экспорта российского оружия действительно есть. Рособоронэкспорт располагает всеми необходимыми ресурсами для их реализации. Мы их активно используем.

- В последние годы отмечается рост закупок иностранными государствами средств противовоздушной обороны. Чем обусловлена такая тенденция?

- Конец прошлого века показал, что все войны приходят с неба. А в ХХI наибольшую угрозу будут представлять еще и удары из космоса. Вот государства и пытаются защитить себя, надежно прикрывшись зонтиком ПВО. Во многих странах наступило осознание приоритетов в обеспечении стратегической безопасности в части создания или совершенствования национальных систем противовоздушной обороны. Это мудрая и дальновидная политика. Поэтому и отмечается рост продаж средств ПВО.

- Каковы успехи Рособоронэкспорта и какую часть занимает ПВО в совокупном экспорте?

- В общем объеме поставок нашего предприятия показатели продаж средств ПВО неуклонно увеличиваются. С 6% в 2004 году до 11 - в 2006-м. При успешном выполнении плана на 2007 год они составят уже 13%.

- Как это выглядит в абсолютных цифрах?

- Портфель заказов по системам ПВО в настоящее время - 5,2 миллиарда долларов, а с учетом подписанных, но еще не вступивших в силу контрактов - 5,6 миллиарда. Такие показатели достигнуты впервые за последние годы. В перспективе до 2012 года мы выполним целый ряд уже подписанных крупных контрактов, в том числе по поставкам наиболее современной российской системы ПВО "Фаворит".

За последние пять лет существенно возрос интерес инозаказчиков к современной российской технике ПВО, а также к модернизации ранее поставленной. Объективно этому способствует то, что наше оружие по боевым характеристикам не уступает, а во многих случаях имеет лучшие показатели (в том числе по критерию "эффективность-стоимость") в сравнении с аналогичными образцами зарубежного производства. Российская техника ПВО во многих случаях отличается уникальностью применяемых конструкторских и технических решений.

- Какие страны являются наиболее крупными покупателями российских систем ПВО? Кто может стать наиболее перспективным нашим партнером в ближайшем будущем?

- Мне бы не хотелось делить страны на перспективные и неперспективные. Темпы продвижения российских средств ПВО на зарубежные рынки оружия преимущественно зависят от желаний и потребностей потенциальных покупателей. А мы, в свою очередь, открыты для всех государств, с которыми Российская Федерация ведет военно-техническое сотрудничество.

Что касается наиболее крупных покупателей, то это наши традиционные и давние партнеры - Китай и арабские страны. Достаточно интенсивно мы работаем по продвижению нашей техники с Ближним и Средним Востоком, рядом государств Юго-Восточной Азии, Северной Африки и Южной Америки. В этих регионах есть реальные перспективы заключения контрактов по поставкам. В последнее время появился крупный покупатель российской техники ПВО среди наших южных соседей.

- Сергей Викторович, какие российские системы ПВО пользуются наибольшим спросом на рынке вооружений?

- Наших зарубежных партнеров интересует практически вся номенклатура изделий. Рособоронэкспорт предлагает потенциальным покупателям самые современные, во многих случаях не имеющие аналогов в мире системы ПВО. Это С-300ПМУ2 ("Фаворит"), С-300ВМ ("Антей-2500"), Бук-М2Э, Тор-М1 (в перспективе - Тор-М2), "Тунгуска-М1" и другие. Хорошие перспективы в продвижении на зарубежные рынки оружия имеют и средства РЭБ.

Хочу отметить, что Россия была и остается одной из немногих стран мира, которая самостоятельно разрабатывает, производит и предлагает на экспорт весь спектр техники ПВО. Именно поэтому наша страна - весьма привлекательный партнер для тех государств, которые испытывают потребность в создании на своей территории полноценных комплексных автоматизированных группировок ПВО или в совершенствовании уже имеющихся систем.

- Каковы шансы продвижения на рынок системы С-300ВМ ("Антей-2500")? Не составит ли ей конкуренцию американский "Пэтриот"?

- Интерес к С-300ВМ у потенциальных покупателей высок. Уникальные боевые и эксплуатационные характеристики этих зенитно-ракетных систем позволяют надеяться на их успешное продвижение на зарубежные рынки оружия. И "Пэтриот" по ряду характеристик уступает нашей системе. Судите сами. У американцев время развертывания полчаса, у нас - пять минут. На нашем комплексе - вертикальный старт ракет. Следовательно, он имеет меньшее время реакции при отражении воздушного нападения с любого направления. В С-300ВМ использована совершенно уникальная высокоточная система наведения ракет, позволяющая с высокой эффективностью уничтожать как обычные аэродинамические средства воздушного нападения, так и головные части баллистических ракет, в том числе путем инициирования подрыва их боевой части.

В общем, на сегодняшний день С-300ВМ ("Антей-2500") является единственной в мире системой, обеспечивающей борьбу со всеми типами современных средств воздушного нападения, включая баллистические ракеты с дальностью пуска 2500 километров и менее. "Пэтриот" такими качествами пока не обладает.

Поэтому С-300ВМ должна быть востребована теми странами, которые испытывают баллистические угрозы и планируют создание систем нестратегической противоракетной обороны.

Конечно, ЗРС дальнего действия полной комплектации - удовольствие не из дешевых. Мы предлагаем более экономичный и, как мы полагаем, оптимальный вариант использования возможностей ЗРС дальнего действия для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны. По желанию инозаказчика отдельные элементы С-300ВМ могут быть интегрированы, к примеру, в ЗРК средней дальности "Бук-М2Э". Это даст совершенно новое качество за меньшую стоимость.

- Сергей Викторович, каковы, по вашему мнению, перспективы нового российского ЗРК "Тор-М2Э"?

- Это новейшее достижение российских разработчиков в классе зенитных ракетных комплексов малой дальности.

Сохранив основные принципы компоновки и даже большинство внешних признаков, боевая машина "Тор-М2Э" приобрела новые качества. Вдвое повышена ее огневая производительность за счет увеличения канальности по цели и ракете, значительно улучшены поисковые возможности, помехозащищенность, система обработки сигнала. В боевой машине применена круглосуточная оптико-электронная система поиска и сопровождения целей, а также новая вычислительная система.

Для реализации этих качеств в боевой машине "Тор-М2Э", в сравнении с "Тор-М1", применены новые технические решения, обновлена элементная база, подверглись кардинальной переработке или замене ее отдельные составные части.

Вместе с тем в ЗРК "Тор-М2Э" используется серийная, хорошо проверенная и зарекомендовавшая себя ракета 9М331, которых достаточно много у инозаказчиков и в России.

Наши разработчики продолжают запланированный цикл испытаний и доводку комплекса, по результатам которых мы и сможем определиться по его перспективам. Думаю, комплекс в будущем будет пользоваться еще большим спросом у наших потенциальных заказчиков, чем "Тор-М1".

- Сергей Викторович, так чего же МАКСу не хватает до максимума?

- МАКС развивается, на нынешнем авиасалоне организаторы предприняли ряд мер, чтобы сделать российское авиашоу более современным и удобным для всех категорий посетителей. Однако мы считаем, что выставочный комплекс в Жуковском обладает гораздо большим потенциалом, который выходит за рамки авиасалона МАКС. По нашему мнению, будущее - за специализированным международным выставочным комплексом со всеми необходимыми элементами авиационно-транспортной инфраструктуры, который будет в полной мере отвечать решению всего спектра сложнейших задач, связанных с продвижением на мировой рынок российского вооружения и военной техники.

Как известно, именно Рособоронэкспорт традиционно отвечает за работу большинства официальных иностранных делегаций на МАКСе и на всех российских выставках подобного рода. Вы же понимаете, что наши высокопоставленные гости едут не только смотреть на захватывающее авиашоу, но и решать серьезнейшие стратегические вопросы обороноспособности своих государств. Авиасалон в Жуковском всегда являлся важнейшим маркетинговым мероприятием, очень серьезным фактором коммерческого успеха российского военно-технического сотрудничества, существенный вклад в который вносит Рособоронэкспорт.

Именно коммерческий успех продукции российских предприятий авиационно-космической отрасли является первостепенной целью проведения любых выставочных мероприятий, и прежде всего авиасалона МАКС.

Рособоронэкспорт, на котором лежит большая часть расходов на продвижение продукции отечественного ОПК, безусловно заинтересован в том, чтобы максимально оптимизировать эти затраты. Путем такой оптимизации мы видим создание в России постоянно действующего выставочного центра.

За все годы работы авиасалона МАКС площадь закрытых выставочных павильонов увеличилась, по разным оценкам, на 25-30%. Для сравнения общая площадь павильонов в Ле Бурже - 128 тысяч квадратных метров, на МАКСе - всего 36 тысяч квадратных метров. Участникам приходится выкупать выгодные площади за полтора года до начала авиасалона, причем по стоимости, сравнимой с Ле Бурже.

За последние шесть-семь лет инфраструктура вокруг МАКСа, несмотря на усилия, не претерпела каких-либо существенных изменений. Во время авиасалона дорожное движение в городе Жуковском и на прилегающих трассах практически парализовано, что, несомненно, сказывается на общем впечатлении от авиационного праздника. Думаю, ни у кого, кто хоть раз пытался добраться до авиасалона, не вызовет сомнений то, что транспортная проблема - первое, что необходимо решить.

Кардинальное развитие должна получить гостиничная инфраструктура, которой на сегодня практически нет в районе. Нужно строить гостиничные комплексы соответствующего уровня. Это в некоторой степени также разгрузит основные транспортные магистрали в дни авиасалона.

Необходимо оптимизировать использование территорий выставочного комплекса за счет строительства современных павильонов большей площади, оснащенных в соответствии с потребностями экспонентов. С тем чтобы расположение павильонов и ключевых зон выставочного комплекса стало более удобным. Кратко говоря, нужна грамотная концепция развития.

По нашему мнению, помимо авиационных выставок на базе ЛИИ им. Громова необходимо проводить демонстрации сухопутной техники, средств безопасности, транспортные выставки, оборудовать полигон для демонстрации бронетанковой и автомобильной техники.

В завершение хочу сказать, что создание в Жуковском постоянно действующего транспортно-выставочного комплекса откроет множество перспектив, позволит в будущем серьезно упростить решение задач, связанных с демонстрацией российской военной техники и другими сложнейшими аспектами военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Я уже не говорю об имиджевой составляющей. МАКСу-2007, который откроется завтра, я хочу пожелать прежде всего безоблачной погоды, успешной работы, а всем нам - последовательного движения в реализации поставленной президентом России задачи создания современного транспортно-выставочного комплекса.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 20 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-27, Як-130, Су-35, Авиасалон, Рособоронэкспорт, Су-30, Чемезов Сергей, Ан-32, Т-501, Т-420, Выставки и конференции, Авиакомпания "Победа", Ан-22 (в процессе тестирования)