Источник: газета «Гудок»
Опубликовано: 20.08.2007, 15:30

Улетное питание


Многочисленные нарекания на ухудшение бортового питания в самолетах гражданской авиации привели к тому, что эта услуга попала под контроль Ространснадзора, Роспотребнадзора и общественных организаций. Это грозит авиаперевозчикам лишними расходами.

Контроль в тарелке

Все началось с проверки предприятий бортового питания, организованной главным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко. В 2005 - 2006 годах проверены 490 цехов в разных регионах. Выяснилось, что "при организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей производителями нарушаются требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения".

Приведем небольшую цитату из постановления, которое издал Геннадий Онищенко: "Микробиологические показатели готовой продукции во многих регионах не соответствуют нормам". В среднем по России 5% исследований проб готовой продукции по микробиологическим показателям признаны неудовлетворительными. В Красноярске половина продукции по микробиологическим показателям признана неудовлетворительной, в Самарской области - 40%, на Камчатке - 27%, в Республике Мордовия -14,3%. Были также претензии к способам хранения продукции, транспортировки, технологическим процессам приготовления питания.

После выхода в свет постановления главного санитарного врача руководители федеральных ведомств и общественных организаций собрали совещание, на котором пришли к выводу: "Все выявленные нарушения обусловлены отсутствием отлаженной системы проведения производственного контроля в организациях, производящих бортпитание, ослаблением санитарно-эпидемиологического контроля со стороны Роспотребнадзора". Решено разработать методические рекомендации по системе регулирования безопасности питания, вменить нормы ответственности авиакомпаниям, вернуть контрольные функции Ространснадзору. Кроме того, Минтрансу было рекомендовано выдавать свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения только при наличии действующей системы производственного контроля за безопасностью услуг питания на транспорте.

"Если все эти рекомендации действительно будут выполнены, бортпитание на воздушном транспорте станет безопасным", - уверяет президент фонда "Партнер Гражданской авиации" Олег Смирнов.

Ответят за всех

Авиакомпании с пониманием отнеслись к будущим изменениям. "Чем жестче требования, тем выше качество бортпитания", - считает директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал.

"Контроль необходим, - поддерживает "Трансаэро" руководитель представительства авиакомпании "Полет" в Воронеже Сергей Хаванский. - Мы сейчас большое внимание уделяем безопасности, постоянно проводим скрупулезные проверки цехов бортпитания, с которыми сотрудничаем. Никому не выгодно, чтобы из-за некачественного питания пострадал имидж компании".

"Мы относимся положительно к инициативе об ответственности авиаперевозчиков за качество бортового питания, - рассказала "Гудку" директор по внешним связям аэропорта "Домодедово" Дарья Коршунова. - Зачастую мелкие авиакомпании, чтобы удержаться на рынке авиаперевозок и в целях удешевления авиабилета, заказывают питание у сомнительных производителей. На нашей фабрике бортового питания "Домодедово" Эр Сервис" принята система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов, основанная на принципах (НАССР) - "Анализ рисков и критические контрольные точки", что позволяет обеспечивать производство продукции, безопасной для потребителя".

"Мы и прежде были ответственны за бортовое питание перед пассажиром, - заявил руководитель отдела сервиса авиакомпании "Атлант-Союз" Александр Тимошкин. - Если пассажир был недоволен качеством питания, он предъявлял претензии к нам. Мы проводили экспертизу и по факту расследования уже предъявляли претензии по адресу". "Жалобы в наш цех от пассажиров поступают крайне редко, - уверяет генеральный директор ЗАО "Аэромар" - цеха бортового питания в аэропорту "Шереметьево" Владимир Джао. - Порой оказывается, с нашей стороны работа была проведена добросовестно, а со стороны авиакомпании - нет. Например, превысили допустимый срок хранения продукции, неправильно хранили, неправильно разогрели. Да много чего может произойти с бортпитанием на пути от цеха до пассажира! Поэтому мы считаем, что ужесточение требований разумно и к авиакомпаниям, и к цехам. Уровень качества и безопасности обязательно должен вырасти".

Рестораны на крыльях

Отраслевые эксперты считают, что введение новых требований (а иначе стандартов) и их выполнение повлечет за собой дополнительные затраты. Как следствие вызовет подорожание услуг авиакомпаний. Поэтому, считает генеральный директор ООО "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян, среди перевозчиков может произойти некое расслоение, как это произошло на Западе. Большее количество авиакомпаний продолжит сотрудничество с кейтерингами. Они и впредь будут предлагать пассажирам бортпитание, которое будет входить в стоимость билета. Другие авиакомпании будут нацелены на бизнес-элиту, предлагая ей высочайшие стандарты обслуживания и качества - этакие бары-рестораны на крыльях. Кроме того, разовьется еще одно направление - низкотарифные авиакомпании low-cost. Агван Микаелян считает, что из-за понижения рентабельности отрасли в целом, такие перевозчики будут отсекать все лишнее, что не является сутью услуги воздушной перевозки. С точки зрения маркетинга это неизбежно, это соответствует всем правилам антикризисного подхода. И в первую очередь low-cost перевозчики не захотят нести траты, связанные с питанием от кейтерингов. Отказавшись от таких услуг, можно будет прилично сэкономить - ведь больше не нужно будет тратиться не только на продукты, но и на их хранение, заморозку, упаковку, перевозку в контейнерах, подвозку к самолету, сервировку, приборы, аудит, в конце концов. Вместо этого низкобюджетники предложат к недорогому авиабилету меню на выбор, за отдельную плату. Как это происходит на рейсах авиакомпании Sky Express, где каждый пассажир волен сам выбирать, что ему съесть. И есть ли вообще.

Кормить нельзя голодать

Пока же опрошенные авиакомпании решения не приняли. "Действительно, рентабельность воздушной перевозки низкая, - рассказывает директор департамента общественных связей авиационного альянса AiRUnion Ольга Трапезникова. - Практически все авиакомпании постоянно ищут способы для снижения себестоимости рейса. Так, чтобы при этом стоимость авиабилетов не поднималась, а качество услуг не снижалось. AiRUnion, например, не планирует отказываться от работы с кейтерингами и экономить на качестве услуги, связанной с питанием. Мы не имеем права перекладывать свои проблемы на пассажиров".

"Можно снижать себестоимость рейса и другими способами, - делится опытом Сергей Хаванский из "Полета". - Например, за счет слот-координации, когда самолет больше времени находится в воздухе, чем на земле". Кстати, "Полет" пока не собирается прекратить питание пассажиров, предоставляя им не только стандартные ланчи, но и горячие обеды.

Авиакомпания "Сибирь" также не намерена отказываться от привычного бортового питания. "Питание - это важный элемент комфорта во время перелета, - поясняет пресс-секретарь "Сибири" Юлия Немцова. - При радикальном сокращении сервиса средний лоу-кост тариф будет всего на 10-15% ниже среднего тарифа "традиционных" авиаперевозчиков. Мы не считаем, что такая экономия стоит комфорта пассажира".

"Улучшение качества - естественный продукт конкуренции, - резюмирует аналитик Агван Микаелян. - И чтобы заполнить свои самолеты, авиакомпаниям, может, лучше пойти на понижение своей рентабельности, потратиться на питание, на внутренний сервис, чтобы пассажиры выбрали именно эту компанию, а не другую? Надо понимать, что пока такая услуга востребована".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 20 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэромар, Авиакомпания "Сибирь", Домодедово Эр Сервис, Элемент, Смирнов Олег, Быхал Сергей, Онищенко Геннадий, Сибирь (S7 Airlines) (в процессе тестирования)