Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Петр Бутовски
Опубликовано: 21.08.2007, 13:59

Истребители переходного периода


Новые российские истребители МиГ-35 и Су-35 принадлежат к классу самолетов, который появился довольно неожиданно. Их называют "переходными" между нынешним четвертым и будущим пятым поколениями.

Новый класс

По принятой в России классификации МиГ-29 и Су-27 - это истребители поколения 4, модернизированные МиГ-29СМ/СМТ или Су-27СМ/Су-30МК - поколение 4+. Еще несколько лет тому назад стратегия развития истребителей казалась простой: потенциал четвертого поколения истребителей близок к исчерпанию - надо готовиться к их замене новым истребителем пятого поколения. Согласно планам 2002 года, ближайшее десятилетие российские ВВС должны были обойтись относительно простой модернизацией самолетов из строя: Су-27СМ и МиГ-29СМТ. В 2012 году ожидалось начало массового производства российского истребителя поколения 5. Его разрабатывало ОКБ имени Сухого под названием Т-50.

Однако работы над российским пятым поколением шли медленнее, чем ожидалось. Сегодня дата 2015 год для начала массового производства самолета Т-50 в окончательной заданной конфигурации считается оптимистической, а пессимисты, то есть люди, хорошо информированные, называют даты ближе к 2020 году. Не набраны еще критические технологии для постройки самолета, неясны его экономические параметры, не говоря уже о политической обстановке в мире и в самой России, которая в течение десяти лет может меняться в разных направлениях.

Поэтому в последние годы появились так называемые переходные модели. Ими стали Су-35 (раньше с этим названием существовал другой самолет) и МиГ-35, принадлежащие к поколению "4 с двумя плюсами", в котором потенциал истребителей четвертого поколения наращивается путем внедрения в них первых результатов работ над поколением пятым. Кроме того, сам проект Т-50 был разделен на два этапа: первые истребители Т-50, но с временным оборудованием и двигателями от Су-35. Их в шутку назвали "поколение 5 с минусом".

Похожие процессы произошли на Западе, где в производстве находятся сейчас истребители того же переходного поколения Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale; разрабатывается соответствующая модификация истребителя Saab/BAE Gripen. ВМФ США закупил несколько сот истребителей Boeing F/A-18E/F Super Hornet, и только ВВС США решительно форсируют производство истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II (оба - фирмы Lockheed Martin), предназначая "переходную" модификацию истребителя Lockheed Martin F-16E/F Fighting Falcon преимущественно на экспорт.

Переходное поколение истребителей будет жить еще долго. Его возможности соответствуют потребностям большинства заказчиков, а уровень как технического риска, так и финансовых затрат на его создание является низким. Ближайших лет 15 именно истребители МиГ-35 (к этому классу также относят модификации МиГ-29М/К) и Су-35, а также дальнейшие модификации Су-30МКИ будут составлять основу российского экспорта боевых самолетов.

Что дают два плюса?

Истребитель поколения 4++ сохраняет планер четвертого поколения "в принципе", однако в деталях значительно отличается от него. Его аэродинамические формы стали более изысканными, а система управления - цифровой электродистанционной. Увеличилось применение современных материалов в конструкции планера. Внутри его было найдено место для дополнительного топлива. Су-35 берет во внутренние баки 11 500 кг топлива, то есть на 2100 кг (22%) больше, чем Су-27. У МиГ-35 прирост еще больше: в его планер вмещается 4800 кг, то есть на 1320 кг (38%) больше топлива, чем в МиГ-29.

Уникальным свойством планера истребителей "МиГ" является унификация между одно- и двухместной модификацией истребителя. На самом деле одноместный МиГ-35 и двухместный МиГ-35Д - это один и тот же самолет, включая одинаковый двойной фонарь кабины. Отличия имеются только под фонарем: в одноместном самолете вместо заднего кресла и приборов вставлен дополнительный бак на 600 л топлива.

Двигатели РД-33МК разработки Завода имени Климова (для "МиГов") и "изделие 117С" разработки НПО "Сатурн" (для Су-35) также созданы на базе двигателей четвертого поколения РД-33 и АЛ-31Ф путем применения модернизированных компрессоров низкого давления, повышения температуры на входе в турбину и установки новых цифровых систем управления. Как результат - значительный прирост тяги. Максимальная тяга РД-33МК доведена до 9 тонн - на 700 кг (8%) больше, чем у исходного РД-33. Тяга двигателя "изделие 117С" выросла до 14,5 тоны, что на 2 тонны (16%) больше, чем у АЛ-31Ф.

Сверхманевренность достигнута благодаря применению управляемого вектора тяги двигателей, является "фирменным знаком" новейших российских истребителей (кроме F-22, на зарубежных истребителях переходного поколения ее нет). Первым в мире серийным сверхманевренным истребителем является Су-30МКИ. Отклоняемые сопла двигателей внедрены также в Су-35 и МиГ-35 (как опция). Двигатель 117С самолета Су-35 оборудован соплом разработки НПО "Сатурн", которое поворачивается в одной плоскости до 15° вверх либо вниз. Поворотное сопло двигателя РД-33МК типа КЛИВТ ("Климовский вектор тяги") отклоняется в двух плоскостях на 15° в любую сторону. Пригодность сверхманевренности и пилотажных фигур типа "колокол" или "кобра Пугачева" в воздушном бою чаще всего подвергается сомнению. Несомненно одно: значительное повышение безопасности полета, так как летчик ни в какой ситуации не теряет контроль над самолетом. Благодаря отклоняемому вектору тяги самолет может продолжать полет даже в случае значительных повреждений планера.

Одним из самых важных усовершенствований, внедренных в российских истребителях переходного поколения, является уменьшение стоимости "жизненного цикла" самолета, то есть всех расходов на его разработку, производство, эксплуатацию и, наконец, утилизацию после нескольких десятков лет службы. Удешевление эксплуатации самолета достигается двумя способами: переходом на обслуживание "по состоянию" и увеличением ресурсов планера, двигателей и оборудования. Эксплуатация "по состоянию" обозначает, что данное устройство или деталь ремонтируется по указаниям диагностической системы, а не через жестко установленное количество часов. Как правило, ремонт приходится делать реже, чем при старой системе. Первыми российскими истребителями, в которых в ходе модернизации были внедрены процедуры обслуживания "по состоянию", были МиГ-29, эксплуатируемые немецкими ВВС.

Назначенный ресурс новых планеров МиГ-35/МиГ-29М и Су-35 составляет 6 тыс. часов полета - в три раза больше, чем для обычных МиГ-29 и Су-27. Также в разы увеличен ресурс двигателей РД-33МК и 117С - до 4 тыс. часов. Благодаря разделению цены закупки самолета на, скажем, 40 лет эксплуатации вместо 20 удельная стоимость уменьшается. РСК МиГ заявляет, что стоимость жизненного цикла в пересчете на один час полета истребителя МиГ-35 будет в два раза ниже, чем для немодернизированного МиГ-29.

Радар с АФАР

Но самое важное в переходном поколении истребителей не планер и не двигатели, а их новое оборудование и вооружение, соответствующее следующему, пятому поколению. МиГ-35 оборудован радиолокатором с активным электронным сканированием, современными оптоэлектронными прицелами и многосенсорным комплексом обороны.

Радиолокатор с электронным сканированием (по-другому - с фазированной антенной решеткой, ФАР) способен сопровождать 30 и больше воздушных целей вместо 10 для обычного "механического" радиолокатора и одновременно наводить ракеты на 4-8 из них вместо одной. Первым в мире истребителем с радиолокатором с ФАР был тяжелый перехватчик МиГ-31. Радар "Заслон" на МиГ-31 и его наследник "Барс" на Су-30МКИ, оба разработки НИИП имени Тихомирова из Жуковского, оборудованы так называемой пассивной антенной (ПФАР).

Сейчас в мире авиации происходит очередной технологический скачок: приходит время радиолокаторов с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Их антенны состоят от нескольких сот до 2 тыс. приемопередающих модулей, каждый из которых как бы радар в миниатюре. Сигнал в пространстве представляет собой сложение частных излучений всех модулей. Долгие годы развитие технологии АФАР для истребителей тормозилось невозможностью вместить функции радара в небольшой модуль диаметром 1,5 см и длиной 10-20 см. Первые такие модули были очень дорогими из-за единичного производства. В настоящее время уже имеются возможности запустить такие модули в массовое производство, тем самым удешевив их. Другим тормозом в развитии АФАР была потребность такого радиолокатора в очень мощных цифровых вычислительных машинах (ЦВМ). В настоящее время такие ЦВМ уже имеются.

Преимуществом радиолокатора с АФАР перед радиолокатором с ПФАР является более широкая полоса рабочих частот, возможность использовать одну антенну для многих систем (радар, помехи, связь), а также уменьшенная заметность антенны. Все возможности технологии АФАР еще далеко не раскрыты. Особенно важным, а по мнению многих экспертов, самым важным достоинством РЛС с АФАР является его большая надежность. Работу радиолокатора с ПФАР обеспечивает один центральный передатчик. В случае его отказа весь радиолокатор выходит из строя. В радаре с АФАР картина другая. Там тысяча небольших передатчиков - в случае выхода из строя даже нескольких десятков из них (до 5-6% от общего числа) радиолокатор продолжает работать, практически не снижая характеристики. Такой радиолокатор сможет работать многие годы без съема с самолета для ремонта. Как результат - более высокая боеготовность истребителей и более низкие расходы на их эксплуатацию.

Первым российским истребительным радиолокатором с АФАР стал "Жук-АЭ", разработанный московским институтом "Фазотрон-НИИР". В начале этого года он был установлен на прототип МиГ-35. Первый показ МиГ-35 с "Жуком-АЭ" на выставке Aero India-2007 в Бангалоре в феврале вызвал огромный интерес у индийских военных и специалистов. Нынешний экспериментальный образец радиолокатора оснащен антенной, построенной из 680 модулей. В серийном радиолокаторе будет внедрена антенна большего диаметра с 1000-1100 модулями, обеспечивающая дальность 200 км, а также новая вычислительная система и новый широкополосный генератор.

Оптоэлектроника из космоса

Радиолокатор "Жук-АЭ" на борту МиГ-35 дополнен двумя оптико-локационными станциями (ОЛС): встроенной ОЛС-УЭМ для работы по воздушным целям и контейнерной ОЛС-К для работы по наземным и надводным целям и для навигации. Оба локатора были созданы в НИИ прецизионного приборостроения (НИИПП), который специализируется на оптической и лазерной аппаратуре для замера траектории полета ракет и космических аппаратов. Аппаратура для космоса отличается возможностью работать продолжительное время без обслуживания. РСК "МиГ" рассчитывает перенести это преимущество на свой истребитель.

Комплекс обороны МиГ-35 предупреждает летчика об опасности и автоматически запускает средства защиты: электронные помехи, тепловые и радиолокационные ловушки. Если за истребителем следит чужой радар, летчик получает сигнал с радиолокационной станции предупреждения об облучении (СПО). В качестве СПО могут использоваться, например, индийская Tarang Mk2 либо российская Л150 "Пастель". Новостью на МиГ-35 являются две других станции предупреждения, разработанные НИИПП. Станция обнаружения атакующих ракет фиксирует пуск зенитной ракеты и указывает летчику направление, с которого она приближается. Станция обнаружения лазерного облучения предупреждает летчика о том, что он "пойман" лазерным дальномером чужой локационной станции.

Во время выставки в Бангалоре РСК "МиГ" и итальянская Elettronica S.p.A. объявили о сотрудничестве с целью интегрировать итальянскую станцию активных электронных помех ELT/568(v)2 в состав МиГ-35. Альтернативная российская аппаратура не была заявлена, но это может быть, например, станция активных помех САП-518 разработки КНИРТИ из Калуги.

Индия хочет MMRCA

Новейшие истребители мира соревнуются сейчас за заказ на 126 самолетов для ВВС Индии в рамках тендера MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft). Первая эскадрилья из 18 самолетов должна быть поставлена производителем в течение трех-пяти лет. Остальные 108 истребителей будут собраны по лицензии в Индии. Требования, выдвинутые Индией, очень высокие и включают установку радиолокатора с АФАР с дальностью 200 км. Вероятность победы МиГ-35 в тендере высокая, хотя его конкурентами являются новейшие истребители из США и Европы. Козырем российского предложения является готовность передать Индии технологии производства самолета и его ключевых систем. Конкуренты "МиГа" готовы продать Индии самолеты, но не готовы (как американцы) или только частично готовы (как европейцы) поделиться технологиями.

Не все покупатели настолько требовательны, как индусы. Потому в предложении РСК "МиГ" имеется более простой вариант истребителя МиГ-29М (и двухместного МиГ-29М2) с планером и двигателями от МиГ-35, но с более простым оборудованием, в том числе с радиолокатором "Жук-МЭ" с механическим сканированием. Важно, что вся авионика для МиГ-29М производится серийно, то есть самолет можно купить уже сейчас. Первый покупатель появился в январе этого года в лице Сирии, которая заказала эскадрилью истребителей МиГ-29М и М2.

Морским вариантом МиГ-29М является палубный истребитель МиГ-29К. Для уменьшения скорости захода на посадку была внедрена развитая механизация крыла, введен гак для торможения на палубе авианосца. Крылья МиГ-29К складываются, благодаря чему в ограниченном ангаре можно поместить большее количество самолетов. 20 января 2004 года вместе с приобретением авианосца "Адмирал Горшков" Индия заказала 12 одноместных истребителей МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ с опцией еще на 30 самолетов. Первый МиГ-29КУБ взлетел 20 января 2007 года, а первый МиГ-29К - 25 июня.

Два месяца назад в Париже корпорация МиГ представила свой прогноз продаж истребителей семейства МиГ-35, МиГ-29М и МиГ-29К: 250-350 самолетов до 2020 года. Кроме упомянутых уже Индии и Сирии самыми продвинутыми модификациями МиГ-29 могут заинтересоваться страны, которые недавно покупали МиГ-29СМТ, например Алжир и Йемен. Потребность в этих истребителях испытывают Ливия, Иран и другие. В более отдаленном будущем их могут приобрести страны, в которых сегодня летают МиГ-29, а таких стран 29!

Тяжелый Су-35 для особых клиентов

Начиная с 1992 года большие партии тяжелых истребителей Су-27 и Су-30 купили Китай (около 280 самолетов, включая лицензионное производство) и Индия (190 самолетов вместе с заказами); несколько других стран приобрели меньшие партии самолетов. Истребители семейства Су-30МК разделились на две ветки - "иркутскую", производимую Иркутским авиационным заводом (корпорация "Иркут"), и "комсомольскую" производства Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) имени Гагарина (входит в состав АХК "Сухой"). "Иркутские" модификации Су-30МКИ для Индии, Су-30МКМ для Малайзии и Су-30МКИ(А) для Алжира являются наиболее современными серийными истребителями в России, в основном благодаря применению радиолокатора "Барс" с электронным сканированием разработки НИИП имени Тихомирова и двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги разработки НПО "Сатурн". Эти модификации комплектуются элементами оборудования из Индии, Франции и Израиля. "Комсомольские" модификации Су-30МКК и Су-30МК2 поставляемые в Китай, Венесуэлу, Вьетнам и Индонезию, оборудованы более старым радаром Н001 в разных модификациях, более простой авионикой и двигателями без управляемого вектора тяги. Их оборудование полностью отечественное.

В 2003 году "Сухой" активно развернул разработку "переходного" истребителя Су-35, который будет производиться КнААПО. В 2004 году Китай прервал переговоры о приобретении очередной партии 24 истребителей Су-30МК2 и остановил лицензионное производство Су-27СК после выпуска половины из запланированных 200 самолетов. Все это поставило КнААПО в очень сложное финансовое положение. "Сухой" рассчитывает, что новый, значительно более современный Су-35 позволит ему вернуться на китайский (и не только китайский) рынок.

Первый Су-35-1, который представляется на выставке МАКС-2007 на статической стоянке, приступит к летным испытаниям этой осенью. Вслед за ним выйдут на испытания два самолета, укомплектованных системой управления вооружением. Готовность Су-35 к поставкам ожидается в 2009-2010 годах.

Основой системы управления вооружением Су-35 является радиолокатор "Ирбис-Э" - дальнейшее развитие радиолокатора "Барс" с Су-30МКИ. "Ирбис" сохраняет компоновку своего предшественника, а также - напрямую либо с небольшой адаптацией - некоторые его блоки. Двухстепенной привод антенны "Ирбиса" является дальнейшим развитием одностепенного привода антенны "Барса". Совершенно новой является вычислительная система радиолокатора, построенная на базе российских компьютеров серии "Соло-35" (в "Барсе" применяются индийские компьютеры RC1 и RC2). Среди преимуществ "Ирбиса" над "Барсом" - более широкий диапазон рабочих частот, большая зона поиска (благодаря улучшенной антенне и двухстепенному приводу поворота антенны), большая дальность обнаружения цели и помехоустойчивость (благодаря более мощному передатчику), а также более высокая разрешающая способность. Испытания радиолокатора "Ирбис-Э" в воздухе начались в январе этого года на самолете Су-30МК2 N503. До этого, в середине 2005 года, испытания проходил экспериментальный вариант радиолокатора с заменителями отдельных блоков, в том числе с временно установленной антенной от другого радара. Испытываемый сейчас прототип "Ирбиса-Э" также еще укомплектован не полностью: его антенна зафиксирована в нейтральном положении из-за отсутствия механизмов поворота. Серийное производство радиолокатора развертывается на Рязанском приборном заводе.

Однако "Ирбис-Э" остается, как и "Барс", радиолокатором с ПФАР. Такой выбор являлся приемлемым решением еще несколько лет назад, когда стартовали работы над Су-35. Сегодня, и тем более через несколько лет, когда Су-35 будет предлагаться заказчикам, это может ограничивать его рыночный потенциал: все конкуренты будут к этому времени предлагать самолеты с радиолокаторами с АФАР.

Среди вооружения, которое заявляется для Су-35, следует обратить внимание на две мощные ракеты, не применяемые на более легких истребителях: ракету "воздух-воздух" сверхбольшой дальности К-100-1, разработанную ОКБ "Новатор" из Екатеринбурга, и противокорабельную ракету "Яхонт" разработки НПО машиностроения из подмосковного Реутова. Всего Су-35 берет до восьми тонн вооружения на внешней подвеске.

Су-35 - это самолет не для каждого потребителя. Он нужен прежде всего странам с большими пространствами и/или с большими деньгами, а как минимум - с большими амбициями. Такой страной точно является Китай. По инициативе российской стороны Су-35 внесен в протокол российско-китайской комиссии по военно-техническому сотрудничеству "для дальнейших консультаций". Другой заинтересованной страной является Венесуэла, которая, получив в 2006-2007 годах 24 истребителя Су-30МК2V, собирается заказать партию Су-35. Су-35 будет активно продвигаться в странах Ближнего Востока. В этом регионе потенциальными покупателями являются Иран, Ливия и Сирия. Во всех перечисленных странах преимуществом Су-35 является его полностью российское оборудование: покупатель не попадает под эмбарго со стороны США и Европы.

Пятое поколение для следующих поколений

26 апреля 2002 года в тендере на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации правительственная комиссия выбрала предложенный ОКБ имени Сухого проект Т-50. Эскизный проект истребителя был утвержден заказчиком 10 декабря 2004 года. Главным конструктором истребителя Т-50 в ОКБ имени Сухого является Александр Давиденко. Т-50 - это истребитель средней размерности, оборудован двумя двигателями с тягой около 15 тонн каждый с управляемым вектором тяги. Истребитель должен будет поражать как воздушные, так и наземные и морские цели в сложных условиях. В конструкцию планера, двигателей и систем самолета внедряются технологии понижения заметности в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах. Базовый набор вооружения будет размещен во внутренних отсеках. Главной прицельной системой Т-50 будет радиолокатор сантиметрового диапазона с тремя антеннами, передней и двумя боковыми, выполненными в технологии АФАР. Кроме радиолокатора в состав многофункциональной интегрированной радиоэлектронной системы (МИРЭС) войдет система радиоэлектронной борьбы и система госопознавания, а также подвесной радиолокатор миллиметрового диапазона. Тендер на разработку МИРЭС для Т-50 был выигран в 2003 году НИИП имени Тихомирова. На первых Т-50 будут установлены модифицированные двигатели "изделие 117С" с Су-35. Совершенно новый двигатель пятого поколения для серийных истребителей Т-50 будет отличаться меньшей массой, меньшим количеством элементов и более дешевой эксплуатацией. Согласно планам, прототип Т-50 взлетит в 2009 году, однако как всегда, когда речь идет о принципиально новой разработке, этот срок может отодвинуться. В мае этого года произошло событие, которое может задержать начало серийного производства Т-50: тендер на разработку двигателя нового поколения был признан недействительным по формальным причинам и объявлен заново. Опоздание работ над двигателем нового поколения может привести к тому, что "временные" двигатели будут установлены не только на прототипах, но и на серийных самолетах Т-50, что, естественно, плохо скажется на характеристиках истребителей.

Купит ли Министерство обороны России новые "МиГи" и "Су"?

Военный, а если более точно, истребительный сектор авиационной промышленности России преодолел годы самого глубокого кризиса в неплохом состоянии благодаря заказам из-за рубежа. Российские военно-воздушные силы не приобретают новых истребителей и обходятся только модернизацией небольших партий самолетов из строя. Также истребители МиГ-35 и Су-35 разрабатываются первым делом для экспорта, и их закупки не предусмотрены пока госпрограммой вооружений до 2015 года. Однако российские ВВС внимательно следят за развитием МиГ-35 и Су-37 (так будет назван вариант Су-35 для отечественных ВВС) и собираются в будущем их закупать.

27 июня этого года в Жуковском индийской военной делегации были представлены палубные истребители МиГ-29К и КУБ. Однако самый большой интерес вызвало присутствие на показе начальника ВВС и ПВО ВМФ России генерал-лейтенанта Юрия Антипова. Юрий Дмитриевич долгое время провел в кабине истребителя и внимательно с ним знакомился. Единственный российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" вернулся недавно в строй после длительного ремонта. В настоящее время на его борту базируются истребители Су-33 постройки 1991-1993 годов. Среди опций обновления авиационного парка корабля рассматривается покупка новой партии палубных истребителей. Не исключено, что ими будут МиГ-29К.

Самолеты переходного поколения

МодельМиГ-35Су-35
ДвигательРД-33МК117С
Максимальная тяга двигателя2 x 9 тс2 x 14,5 тс
Нормальный взлетный вес17500 кг25300 кг
Максимальный взлетный вес23500 кг34500 кг
Максимальный вес вооружения6500 кг8000 кг
Максимальная скорость у земли1400 км/ч1400 км/ч
Максимальное число Маха22,25
Максимальная дальность2000 км3600 км
Перегоночная дальность с
подвесными баками
3000 км4500 км

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 21 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-35, Су-33, Су-27, Су-27СК, МиГ-29, МиГ-29СМТ, МиГ-29М, Ирбис, МиГ-31, Су-37, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина, Научно-производственная корпорация "Иркут", Научно-производственное объединение "Сатурн", Авиационно-Промышленная Компания ВЕКТОР, НИИ Приборостроения им.Тихомирова В.В., А-21М, Су-30МКИ, Су-30, Крылья, Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова, Самолетостроение, КУЗНЕЦОВ (в процессе тестирования)