Источник: газета «Известия»
Автор: Дмитрий Литовкин
Опубликовано: 22.08.2007, 14:03

Контракты из воздуха

Авиакосмический салон "МАКС-2007" обещает быть рекордно успешным


"Это не только выставка и аэрошоу мирового класса. "МАКС" стал главным авиационным праздником нашей страны", - заявил во вторник Владимир Путин, открывая восьмой авиакосмический салон "МАКС-2007". Можно сказать, что первый день "праздника" более чем удался - "Рособоронэкспорт" подписал контракт с Индонезией на поставку шести многоцелевых боевых самолетов: три Су-27 и три Су-30. По мнению экспертов, общая сумма контракта составляет $330 млн. Если другие дни будут такими же урожайными, то "МАКС" может стать реальным конкурентом французскому Ле-Бурже и английскому Фарнборо.

Когда VIP-пропуск не поможет

Во вторник подмосковный Жуковский был парализован. Сколько организаторы авиакосмического салона "МАКС-2007" ни старались сделать проезд к месту его проведения цивилизованным, организовав систему спецпропусков, перехватывающих и прочих "VIP-парковок", в первый же день выставки количество машин явно превысило все мыслимые и немыслимые пределы. В 7 утра милые и общительные милиционеры были готовы подсказать, куда и как лучше проехать. Буквально через час они же откровенно посылали всех. И тех, кто ехал по встречке со спецсигналами; и тех, кто купил "VIP-пропуск" за 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право проезда на территорию салона; и тех, кто просто торопился "на работу". Оставалось только терпеливо томиться в многокилометровой очереди на въезд на летное поле НИИ имени Громова.

- Это "МАКС"! Узнаем! - уверенно говорили старожилы авиакосмического салона. - Он в этом весь...

Неразбериха со въездом на главную аэрокосмическую выставку страны - притча во языцех. Беспрецедентные по сравнению с прошлыми годами меры по организации движения - Жуковский во вторник был закрыт на въезд всему транспорту без спецпропусков - не дали эффекта. VIP’ы жалуются, что их высаживали из машин на полдороге. Ведь проехать все равно невозможно. Никто и не спорил.

В 11 утра на салон прилетел вертолет президента Владимира Путина, а через "ворота" личного досмотра посетителей не прошло и две трети экспонентов. И это в открытый только для специалистов день! Что будет в дни, когда простые посетители захотят посмотреть на чудеса авиатехники...

Шоу в реальном воздухе...

Президентский вертолет едва коснулся колесами летного поля, а в небе уже начался настоящий "воздушный балет". Новейший бомбардировщик Су-34 сменяет воздушный акробат МиГ-35. Каскад головокружительных кульбитов, доступных только этой машине, - и тут же в небе уже два гигантских транспортника. Новенький Ил-96 в грузовом исполнении летает почти как истребитель: резкий разворот, набор высоты...

Путин все это наблюдает с трибуны госпосредника в торговле оружием - "Рособоронэкспорта". Слева от президента - главком ВВС Александр Зелин, справа - первый вице-премьер Сергей Иванов.

Первый между делом занимает рассказом о пилотажных возможностях российских самолетов премьер-министра Украины Виктора Януковича, второй делится с президентом впечатлениями о предшествующем салону визите в Центральный гидроаэродинамический институт (ЦАГИ). Тут же и министр обороны Анатолий Сердюков, и глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов,

После показательных выступлений Владимиру Путину предлагают осмотреть наземную экспозицию. Ее гвоздь - два павильона Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). В первом - все, что касается боевых самолетов. Во втором - гражданская тематика. Глядя на истребители, Путин даже не меняется в лице - с ними все в порядке. Гособоронзаказ растет. Все, что есть нового, ВВС закупают. Возможности боевой техники глава государства видел во время всех последних военных учений. В гражданском секторе его как подменили. Тут же соглашается опробовать тренажер новенького Sukoy SuperJet.

...и в виртуальном пространстве

Пилотская кабина - сплошной компьютер. Жидкокристаллические панели, вместо штурвала... джойстик.

- Нас специально о нем просили ведущие авиакомпании, - говорят инженеры КБ "Сухого". - Ведь с помощью него так легко управлять лайнером...

Впрочем, первый "вылет" президента закончился "катастрофой". Набрав высоту, SuperJet вдруг теряет устойчивость и... разбивается о землю. Взрыв...

- Это специально, - тут же оправдывается наблюдающий за полетами представитель компании. - Владимир Владимирович специально попросил шеф-пилота Александра Яблонцева подтвердить "достоверность" тренажера.

Журналисты улыбаются. Несколько лет назад Путин ездил в "Сухой", где опробовал тренажер корабельного истребителя Су-33. Тогда полет тоже закончился "катастрофой" - резко взлетев с борта авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", глава государства "рухнул" в Гибралтарский пролив... Оказалось, это вовсе не ошибка президента. Просто перед вылетом техники компании забыли дозаправить компьютерный самолет керосином.

Вторая попытка. В руках Владимира Путина SuperJet полетел уже как по ниточке. Резкий разворот, как у истребителя (двигатель SAM-146 НПО "Сатурн" и французской Snecma позволяет творить чудеса), набор высоты, снижение и посадка. Компьютер рисует на мониторах четкую картину окрестностей Комсомольска-на-Амуре. Именно оттуда в начале года начнут разлетаться по всему миру SuperJet.

- Самолет настолько прост в управлении, - говорит "Известиям" глава компании "Сухой" Михаил Погосян, - что при наличии опытного инструктора даже неподготовленный человек сможет легко научиться им управлять.

Глядя на Путина, почему-то в это веришь. Впрочем, на "МАКСе" доступ к тренажеру свободный - занимай очередь и летай.

Вот только, чтобы попасть на "МАКС-2007" и увидеть все это, рядовому зрителю (не в пример VIP-персонам) придется выстоять куда больше часов под палящим августовским солнцем. Но авиашоу того стоит.

Блондинка и президент

На "МАКСе-2007" не обошлось без неожиданностей. После выступления Владимира Путина к нему подошла блондинка в красном летном комбинезоне. Она довольно долго беседовала с президентом. Охрана, видимо, увлеклась воздушным шоу и потеряла бдительность. Затем выяснилось, что блондинка - это Светлана Капанина, летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу.

- Мне хотелось донести Владимиру Владимировичу информацию о том, что мы имеем лучшие самолеты в мире. Мы имеем лучшую пилотажную школу в мире. Мы имеем лучших летчиков в мире. Но мы - на коленях, - эмоционально поделилась Светлана своими впечатлениями с корреспондентом "Известий". - На коленях - потому что не развиваем спортивную авиацию.

- И президент пообещал помочь спортивной авиации?

- Сергей Иванов, который сидел рядом, сказал, что знает об этой проблеме и уже принимает меры. А я пригласила президента полетать на спортивном самолете.

Другое приключение ждало Владимира Путина, когда он уже покидал выставку. Путин сел в автомобиль, но через несколько метров кортеж остановился около лотка с мороженым. Путин подошел к прилавку. Продавца не было - из-за жары мороженое пользовалось особым спросом. Видимо, продавец решила пополнить товар. Путин подошел к соседнему лотку с хот-догами.

- Чем торгуете? - спросил он.

Однако девушка за прилавком растерялась настолько, что не смогла ничего ответить. Путин попрощался с ней и покинул авиасалон.

Несколько лет назад на выставке вооружений в Нижнем Тагиле Путину также захотелось мороженого, но тогда он смог купить эскимо. Всех поразило, что у президента был бумажник и реальные деньги. "Вот Борис Николаевич, когда что-то хотел купить, всегда обращался за деньгами к охране", - вспоминали организаторы мероприятия.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 22 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-33, Су-27, Су-34, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, Научно-производственное объединение "Сатурн", Авиасалон, Рособоронэкспорт, Авиатика-900, Су-30, Иванов Сергей, Объединенная авиастроительная корпорация, Погосян Михаил, Зелин Александр, Сердюков Анатолий, Чемезов Сергей, Выставки и конференции, КУЗНЕЦОВ (в процессе тестирования)