О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС-2007: Для новых российских самолетов не хватает денег даже на керосин

Многие новые разработки в области авиастроения, представленные на МАКС-2007, на годы застревают на стадии испытания

Многие новые разработки в области авиастроения, представленные на МАКС-2007, на годы застревают на стадии испытания. Но выступая на открытии авиасалона, президент РФ Владимир Путин заявил: "Россия, у которой появились новые экономические возможности, будет и дальше уделять самое пристальное внимание развитию высоких технологий".

Перуанская ода русской авиации

В ожидании появления на открытии МАКСа первого лица государства корреспонденту АНН удалось пообщаться с военпредом Перу. Собственно, разговор начался с просьбы рассказать о ракетно-космической программе, реализация которой недавно началась в этой сравнительно небольшой, но влиятельной латиноамериканской стране. В декабре прошлого года в Перу был успешно осуществлен первый запуск ракеты Paulet I, которая полностью сконструирована и сделана в этой южноамериканской стране. Ракета высотой 2,72 метра и весом в 99 килограммов достигла высоты в 45 километров, на ее борту находились атмосферные датчики. По сообщениям прессы, уже в этом году Перу планирует вывести на орбиту свой первый искусственный спутник.

"Если так и дальше дело пойдет, через сколько лет вы соберетесь на Марс?" - спросил я представителя посольства. "Нет, только после вас!" - вежливо улыбнулся в ответ он.

Военпред Никанор Асип Арготе рассказал мне, что в Перу очень уважительно относятся к российской авиационной технике. Особенно славятся безотказные Ми-17. "Русская техника очень надежна, экономична и проста в эксплуатации, - пояснил мне военный. - В этом плане она вне конкуренции на мировом рынке. Мы называем ее "мачо", то есть - надежный работящий мужик, как говорят у вас - "рабочая лошадка".

Он говорил о наших "вертушках" с большим энтузиазмом, и по тону его рассказ напоминал настоящую оду русской авиации. Нехотя, уступая моей просьбе, рассказал и о недостатках. Наиболее существенный, как ни странно, - проблема перевода: вся документация МиГ -17 - а их в Перу около 50 - на русском языке. Пожаловался на проблемы со снабжением запчастями и на неразбериху с ценами. "В этом отношении с американцами удобнее работать, - отметил он. - Там все запчасти можно заказать по Интернету". На этих словах наша беседа и окончилась - на взлетной полосе появился Владимир Путин.

Праздник с перспективой

Открывая авиасалон, Владимир Путин отметил, что МАКС стал главным праздником нашей страны, продолжая исторические традиции авиационных парадов, которые всегда проводились в нашей стране. Он особо оценил системообразующую роль Объединенной авиастроительной корпорации, в планах которой - "активнее выходить на мировой рынок с конкурентоспособной пассажирской, транспортной авиацией. Кроме того, перед Россией стоит задача сохранения лидерства в производстве боевой, военной авиационной техники".

В качестве важной перспективы для всех собравшихся президент сообщил, что "Россия, у которой появились новые экономические возможности, будет и дальше уделять самое пристальное внимание развитию высоких технологий".

Завершив свою речь, глава государства отправился в находящееся здесь же шале "Рособоронэкспорта", откуда в компании с вице-премьером Сергеем Ивановым и главнокомандующим ВВС России генерал-полковником Александром Зелиным наблюдал за показательными полетами российских ассов. Программа была насыщенной: Вотинцев на Су-34 продемонстрировал пилотаж; Минашки на Ту-204, Солдатенков на Ту-334 и Беляев на МиГ-29КУБ - проход строем и роспуск, Власов на МиГ-29ОВТ - пилотаж, Севостьянов на Як-130 - демонстрационный полет, Закиров на Ил-96, Комаров на Ил-76, Полторанов на Ил-114 - проход строем "колонна" и роспуск, Ващук на Су-30 - пилотаж, Шотин на Ка-226, Кутанин на Ми-38, Ананьев на Ми-28Н, Климов на Ми-28Н и Калашников на Ми-35М - проход группой и роспуск, Барков на Ми-28Н - пилотаж, Ткаченко и Дятел, представлявшие "Русских витязей" и "Стрижей" - проход и пилотаж.

Правда, по сравнению с показом, устроенным 16 августа в рамках пресс-тура для журналистов, "президентская" программа лично мне показалась не такой интересной и неожиданной. Возможно, сыграли свою роль соображения безопасности? Мастерство Квочура и Беляева многие журналисты оценили самыми высокими оценками, от самолетов в небе глаз невозможно было оторвать, впрочем, возможно, эти оценки и неверны с точки зрения высоких профессионалов авиации.

Так или иначе, но, не дожидаясь завершения последнего полета, президент и сопровождающие его официальные лица отправились осматривать авиасалон. Прежде всего, он побывал на стенде детского творчества, где представлены работы детей, увлекающихся авиамоделированием. В павильоне Объединенной авиастроительной корпорации Владимиру Путину показали макет-тренажер кабины создаваемого регионального самолета "Сухой-суперджет-100". В роли первого пилота президент России совершил виртуальный полет.

В военной части павильона Владимир Путин остановился у стендов сверхманевренного многофункционального истребителя Су-35 и учебно-боевого самолета Як-130. Кроме того, он посетил выставки корпорации "Тактическое ракетное вооружение" со стендом концерна "Алмаз-Антей", павильон Федерального космического агентства, в котором, в частности, представлена система "ГЛОНАСС", а также павильон Объединенной промышленной корпорации "Оборонпром", где ознакомился с продукцией ОАО "Вертолеты России".

Президент России осмотрел и стенды иностранных авиакорпораций, кратко беседовал с президентом Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS) Томом Эндерсом, вице-президентом корпорации "Финмеканика" Леонардо Павони, заместителем председателя "КОНТОП Чайна Корпорейшэнз" Чжин Чжуаньлоном, вице-президентом "Боинга" по России и странам СНГ Сергеем Кравченко. У стенда продукции компании "Антонов" Владимира Путина встретил премьер-министр Украины Виктор Янукович, который представил руководителей компании.

Подайте на керосин!

Торжественные мероприятия всегда создают у их участников приподнятое настроение, но жизнь моментально вносит свои коррективы, безжалостно разбавляя голубое и розовое бледно-зеленым и темно-серым. У летающей лаборатории Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, сделанной на базе ИЛ-76, мы разговорились с сотрудниками Самарского научно-технического комплекса. Они рассказали мне об испытаниях нового закопотированного вентовентиляторного двигателя НК-93, который предназначен для перспективных пассажирских и среднемагистральных, а также грузовых и военно-транспортных самолетов. Предварительные испытания показали отличные результаты, вот только состоялись они всего раз и продолжались 39 минут. Причина банальная - на керосин для полетов просто нет средств.

"Как прекратили нас финансировать в 1992 году, с тех пор и выживаем, как можем", - пояснили мне специалисты.

Двигатель НК-93 предназначен, прежде всего, для двух российских самолетов - Ту-214 и Ил-96-400. Это конкуренты "Сухого-суперджет-100", на первоочередной запуск которого вроде бы сориентировалось правительство. Однако мои собеседники к этим планам относятся критически: "Если России не нужна своя авиация, если Христенко занимает позицию, что мы лучше будем закупать, чем производить, тогда это правильная политика".

Они считают, что SuperJet-100 - это не вполне российская техника, и слишком зависит от американских разработок. Вывод самарцев прост и очевиден: "Если мы не хотим превратиться в чей-то придаток, тогда нам нужно свое авиастроение"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Агентство национальных новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка