О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Оценка наукоемкой продукции

ОПК был и, несмотря на развал армии и оборонной промышленности в прошлом десятилетии, остается главной опорой инновационного строительства в национальной экономике

ОПК был и, несмотря на развал армии и оборонной промышленности в прошлом десятилетии, остается главной опорой инновационного строительства в национальной экономике.

В советскую эпоху в "оборонке" была сконцентрирована половина промышленного производства. ОПК являлся источником важнейшего геополитического преимущества СССР. На него работала система профессиональной технической подготовки, высших учебных заведений, Академии наук, закрытых и полузакрытых городов. Оборонные предприятия были обеспечены ведущими научно-техническими разработками, укомплектованы высококвалифицированными кадрами, оснащались современным оборудованием. Не было недостатка в финансировании в рамках гособоронзаказа. В результате атомные, ракетно-космические и авиационные проекты, реализованные в интересах обороноспособности страны, оказались инновациями мирового масштаба. Многие разработки тех лет и сейчас актуальны.

Наукоемкая продукция

Резкое сокращение объемов производства в России с 1990 г. и неустойчивое положение многих предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию в последние годы, свидетельствуют об отсутствии сложившихся рыночных механизмов воспроизводства наукоемкого сектора российской промышленности. Адаптироваться к новым условиям (за 20 лет с начала перестройки!) смогли фактически только те предприятия наукоемких отраслей, которые стали работать на внешние рынки. При этом основную массу используемых предприятиями разработок составляют сделанные до 1990 г., а продукция является большей частью модификацией выпускаемой ранее.

Потенциал современной российской экономики в большей степени, чем советской, направлен на обслуживание экспорта сырья на мировой рынок. Из-за резких колебаний конъюнктуры сырьевого рынка экономика не может длительное время находиться в состоянии устойчивого равновесия. Рост же наукоемких рынков возможен при перераспределении финансовых, трудовых и прочих ресурсов с других рынков. Экономика динамично развивающихся стран мира и компаний характеризуется высокой интенсивностью, результативностью научно-технической и инновационной деятельности, развитием ресурсосберегающих технологий. Успешное внедрение научно-технических разработок в этих странах позволяет им занимать доминирующее положение на мировых рынках. К тому же в конечной продукции наукоемких производств большая доля добавленной стоимости, чем в других отраслях.

При создании многих наукоемких производств ввиду необходимости значительных инвестиций идет естественный процесс интеграции ресурсов, в первую очередь финансовых, и сбытовых сетей. Принадлежность отраслей экономики к разряду наукоемких характеризуется показателем наукоемкости продукции, который определяется отношением затрат на НИОКР к общим издержкам или объему продаж. Считается, что для наукоемких отраслей этот показатель должен в 1,2-1,5 раза превышать средний уровень по обрабатывающей промышленности индустриально развитых стран. Точный критерий наукоемкости обозначить проблематично, так как, кроме отличия показателя по отраслям, в одной отрасли в разных странах (из-за различий в структуре затрат, относимых на НИОКР) со временем прослеживается тенденция повышения доли НИОКР. Минимальный порог составляет в настоящее время около 5%.

Основными характерными чертами наукоемких производств являются:
  • наличие научных школ, коллективов конструкторов и технологов, способных создавать уникальную и конкурентную на мировом рынке продукцию (таких как школы В.П. Глушко, А.Н. Туполева и других выдающихся главных конструкторов прошлого столетия);

  • преобладание высококвалифицированных инженерно-технических сотрудников и производственного персонала в общей численности работников предприятия;

  • общедоступная и эффективная система подготовки высококвалифицированных кадров;

  • эффективная система защиты прав на интеллектуальную собственность;

  • оперативное внедрение разработок, обеспечивающих повышенную конкурентоспособность, высокая динамичность производства;

  • государственное стимулирование и поддержка (законодательная, финансовая и налоговая);

  • активная и эффективная инвестиционная и инновационная деятельность;

  • использование в производстве передовых технологий;

  • длительный жизненный цикл многих видов продукции, достигающий, например, в гражданской авиации, по данным The Airline Monitor за прошлые годы, 30-40 лет: 5-7 лет - разработка, 1-2 года - производство, 27 лет - средний срок эксплуатации;

  • высокие удельные затраты на НИОКР и ряд других факторов.
Наличие финансовых ресурсов для реализации проекта НИОКР зависит от состояния компании, определяемого ее деятельностью. Поэтому денежные потоки компании как при реализации конкретного проекта, так и в целом должны оцениваться с максимально возможной точностью. Проведение качественных расчетов требует наличия экономистов и финансовых менеджеров высокой квалификации. Однако существует ряд задач, для решения которых необходимо привлечение внешних консультантов. К таким задачам относится оценка наукоемкой продукции, требующая наличия адекватных методик и высококвалифицированных специалистов. В числе таких проектов, например, проект по оценке рыночной стоимости самолета Sukhoi SuperJet100 на стадии изготовления, выполненный специалистами ЗАО "БФ-Оценка", входящего в состав Группы "Бона Фиде Финанс".

Важной составляющей любого крупного проекта являются маркетинговые исследования, направленные на прогнозирование объемов продаж изделий (в данной статье не рассматривается продукция, закупаемая исключительно Министерством обороны). В большинстве случаев стоимость разработки изделия и последующие объемы продаж являются решающими факторами при принятии решения о начале финансирования. Практика работы известной маркетинговой компании "Консалтинговый дом "Грифон" показала, что актуальность проведенных маркетинговых исследований потенциальные инвесторы особенно ощущают при отрицательных выводах относительно будущих продаж изделий. Потенциальная экономия при этом исчисляется как минимум десятками миллионов долларов.

Жизненный цикл изделия

Жизненный цикл изделия начинается с момента начала финансирования этапа проведения НИР, в процессе которого определяется облик изделия. После этого следует разработка технической документации, проведение ОКР, изготовление и испытания отдельных узлов и агрегатов. Данный этап заканчивается выпуском документации и созданием прототипа. Далее проводятся испытания прототипа и доводка изделия.

После проведения успешных испытаний, в ходе которых получено подтверждение заданных характеристик, становится возможным серийное производство и эксплуатация изделий. Эксплуатация изделия после прекращения серийного выпуска продолжается до такого уровня морального старения, когда даже после глубокой модернизации оно оказывается неспособным обеспечить требуемый уровень эффективности (при условии нормального физического состояния и экономической целесообразности проведения модернизации).

Затраты на всех указанных этапах влияют на стоимость изделия. Существенной составляющей стоимости жизненного цикла являются затраты на эксплуатацию и ремонт изделия. Для проведения эксплуатации необходимо также создание соответствующего сервиса.

Оценка стоимости

Главной особенностью проектов по оценке наукоемкой продукции является уникальность самих объектов. При проведении оценки необходим учет множества факторов, таких как развитие рынка, срок экономической жизни изделия, инфляция, изменение ВВП, изменение цен на топливо и других. Оценка проводится, как правило, с использованием трех подходов: затратного, сравнительного и доходного (отражающих прошлое, настоящее и будущее).

К примеру, методологию оценки самолета на стадии изготовления можно формализовать следующим образом.

В рамках затратного подхода определяются затраты на НИОКР по отношению к планируемому количеству изделий к выпуску, к полученной величине добавляются средние затраты на производство изделия.

В рамках сравнительного подхода проводится сопоставление по ключевым параметрам. Необходимо исследовать зависимость цен аналогов от летно-технических и эксплуатационных характеристик. К наиболее значимым показателям, влияющим на каталожные и рыночные цены, для самолетов можно отнести число мест (пассажировместимость), дальность полета, эксплуатационные затраты (возможен выбор и других параметров).

В рамках доходного подхода определяется приведенный денежный поток, рассчитанный для наиболее типичных условий эксплуатации, исходя из дальности маршрутов, условий эксплуатации и др. факторов.

Проведение экономической оценки (до начала изготовления, на стадии изготовления, оценки эффективности и др.) актуально для компаний-разработчиков и компаний-производителей, несущих риски на стадии проектирования и изготовления, авиаперевозчиков, заинтересованных в минимизации издержек при эксплуатации, и лизинговых компаний, заинтересованных в своевременном поступлении лизинговых платежей, а также в ряде случаев финансирующих изготовление изделий.

Качество управления в наукоемких отраслях имеет далеко идущие последствия, при этом цена ошибки и ответственность за принимаемые решения значительно выше, чем в других отраслях промышленности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка