О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС превзошел Ле Бурже пробками

В Жуковском завершился МАКС-2007. В активе авиасалона - контракты более чем на $3 млрд, около 600 тыс. посетителей и недовольство многих участников и гостей выставки

В Жуковском завершился МАКС-2007. В активе авиасалона - контракты более чем на $3 млрд, около 600 тыс. посетителей и недовольство многих участников и гостей выставки. Впрочем, организаторы МАКСа считают, что почти достигли уровня Ле Бурже и Фарнборо.

Завершился восьмой Международный авиационно-космический салон МАКС-2007. К вечеру воскресенья территория ЛИИ им. Громова, где в течение шести дней проходил салон, скорее напоминала большую свалку пивных стаканов, рекламных проспектов и бумажных кепок, чем место проведения одного из крупнейших авиасалонов мира. Планы организаторов выставки отчасти оправдались: в МАКС-2007 участвовали на 20% больше компаний, чем в прошлом авиасалоне, серьезно расширилось присутствие иностранных предприятий; некоторые даже сделали заявки на участие в МАКС-2009. Однако попытка дотянуться до уровня салонов во французском Ле Бурже и британском Фарнборо с треском провалилась. Более того, участники нынешнего салона в Жуковском пришли к выводу, что МАКС-2007 по уровню организации уступает даже авиасалонам в Бразилии и Индии.

"Ни в одной стране авиасалоны не проводят на режимной территории (таковой является Летно-исследовательский институт им. Громова. - "Газета.Ru"). Это все усложняет", - пояснил "Газете.Ru" один из участников МАКСа. Впрочем, ни в одной другой стране нет и лимоновцев с несогласными. Как пояснил на заключительной пресс-конференции глава оперативного штаба авиасалона Виталий Набоков, "два года назад мы не знали, что такое марши несогласных и нацболы". Теперь, похоже, российское МВД об этом знает слишком много, поэтому предприняло беспрецедентные меры безопасности, чтобы ни те, ни другие не воспользовались огромной аудиторией МАКСа для проведения своих акций протеста. В первый день салона, когда сюда прибыл Владимир Путин, досмотр велся с особой тщательностью и без каких-либо привилегий: на входе в салон столичные и нижегородские милиционеры проверяли бумаги не только обычных посетителей, но и VIP-персон. Иностранным делегациям, включая послов и министров, а также российским главам предприятий и даже руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову пришлось послушно ждать в очереди - в двух шагах от рядовых посетителей выставки.

Похоже, из-за нацболов пострадал и сам Владимир Путин. На МАКСе он так и не смог купить себе мороженого.

Из-за пробок на дорогах мороженое не успели подвезти, пояснил на пресс-конференции в воскресенье глава Роспрома Борис Алешин, в результате президент, уже покидая салон, сделал незапланированную остановку у пустого лотка. Алешин, по его словам, принес президенту извинения за этот досадный случай. Руководитель Роспрома пообещал, что в следующий раз глава государства будет обеспечен мороженым от пуза. Других особо выдающихся инцидентов на выставке замечено не было. По словам Владимира Набокова, за шесть дней выставки зафиксировано шесть преступлений. "Учитывая, что на салоне побывали более 600 тыс. человек, это неплохой показатель", - отметил он. В основном, речь идет о мелких кражах, хотя дважды злоумышленники попыталась нанести ущерб участникам выставки: пожарный по до сих пор неизвестным причинам разбил прицел самолета Су-25, а сотрудник ФГУАП МЧС пытался украсть макет самолета Sukhoi SuperJet 100. По словам Набокова, по этим фактам определяется размер ущерба и решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Что касается задержания трех иностранцев в запретной зоне ЛИИ, об этом представитель МВД говорить отказался.

Деловое сотрудничество в рамках МАКС-2007 ожидания оправдало.

По мнению главы Роспрома Бориса Алешина, активность предприятий повысилась в полтора раза по сравнению с прошлым МАКС-2005. Из заключенных контрактов около половины (примерно на $1,5 млрд) пришлось на долю Объединенной авиастроительной корпорации. Причем, в подсчете фигурируют только твердые контракты, протоколы о намерениях в эту цифру не включались, отметил Алешин. Есть в системе подсчета и другие изменения, в частности, в $1,5 не включена покупка авиакомпанией "Атлант-Союз" четырех Boeing-737. "Это не наше достижение, а наш проигрыш", - объяснил глава Роспрома. Около $400 млн. приходится на контракты в рамках военно-технического сотрудничества, добавил заместитель председателя федеральной службы по ВТС Владимир Палещук.

Вдобавок на авиасалоне официально создавались совместные предприятия (обсуждаемые на протяжении последнего года), а также афишировались дальнейшие намерения по сотрудничеству. В частности, Европейская аэрокосмическая корпорация, так опасавшаяся весь последний год из-за покупки Россией 5% своих акций, сама изъявила желание в будущем стать акционером Объединенной авиастроительной корпорации.

В свою очередь американский авиастроительный лидер Boeing создал давно запланированное с "ВСМПО-Ависма" совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing дл обработки титановых штамповок для своего детища Boeing-787 Dreamliner. А российская компания "Гражданские самолеты Сухого" позаботилась о своем SuperJet. Для продажи и послепродажного обслуживания самолетов Sukhoi SuperJet-100 совместно с итальянской Alenia Aeronautica было создано совместное предприятие. Для получения продукции для дальнейшего создания самолетов гражданского назначения ОАК заключил соглашение с Alcoa.

По предварительным подсчетам организаторов, суммарный объем сделок, заключенных на МАКС-2007 превысил $3 млрд. Но для претензий на звание крупнейшего авиасалона наряду с Фарнборо и Ле Бурже по количеству и размерам контрактов этого явно недостаточно. Стоимость контрактов европейских салонов измеряется в десятках миллиардов. С другой стороны, МАКС обычно выгодно отличается от других салонов программой показательных полетов.

Но на этот раз и новинками авиатехники специалистов удивилять на стали - новинок не было.

Перспективные отечественные самолеты выставлялись в макетах, а будущий российский истребитель пятого поколения оказался настолько засекречен, что и макета его на выставке не было. Макетами ограничились и иностранные участники. Airbus не сочла необходимым показывать в России свой пассажирский А380, который не раз уже летал на европейских авиасалонах. Boeing не показала свой Boeing 787 Dreamliner. Российское небо и аудиторию в очередной раз (уже третий МАКС) покоряли американские истребители F-16 и F-15.

В последние три дня, открытые для публики, посетителям показывали свое мастерство пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи", летчики из Липецка и особенно любимые аудиторией "Патруль де Франс". Правда, новую программу показали только российские авиаторы - "Стрижи" и "Витязи" совершили бочку в группе из пяти Су-27 и четырех МиГ-29. Однако право закрывать салон организаторы представили более эффектным французам - они нарисовали в небе сердце, а под конец продемонстрировали российский триколор. Похоже, салон в Жуковском, несмотря на амбиции и уверения его организаторов, все еще остается больше увеселительным, чем деловым мероприятием. Во всяком случае, на МАКСе предпочитают выставляться, а находить партнеров и заключать контракты, как правило, едут за рубеж....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка