О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Объединение авиакомпаний: миф или реальность?

Украинские авиакомпании находятся на распутье. Причиной этого стала дискуссия надо ли объединяться

Украинские авиакомпании находятся на распутье. Причиной этого стала дискуссия надо ли объединяться. Одни говорят, что еще год-два и отечественный рынок авиаперевозок подомнут под себя западные конкуренты, другие утверждают, что слияние малых и финансово слабых предприятий ничего не даст.

Вопрос об объединении украинских авиаперевозчиков не нов. Этой проблемой считал своим долгом заняться каждый вновь назначенный министр транспорта. Различия были лишь в нюансах - кого с кем объединять и на каких условиях. Стоит отметить, что до недавнего времени дело дальше разговоров не шло. Но в начале нынешнего года процесс сдвинулся с мертвой точки.

В феврале 2007 г. "Аэросвит" и "Донбасаэро" презентовали альянс под названием "Украинская авиационная группа" (УАГ). Согласно обнародованным планам, компании объединили парки самолетов, начали выполнять рейсы по маршрутам друг друга и, что самое главное, вести общую коммерческую политику. Первый этап сотрудничества компаний рассчитан на 10 лет. Одной из основных задач создания альянса является реализация транзитного потенциала Украины за счет использования транзитных возможностей аэропортов Борисполь и Донецк, последний должен стать конкурентоспособным восточным хабом Украины.

Таким образом, было создано объединение, которое контролирует чуть меньше половины всего рынка перевозок отечественным флотом. В целом, из 4,5 млн. перевезенных украинскими авиакомпаниями пассажиров по итогам 2006 г. на двух упомянутых перевозчиков приходится 2,1 млн. пасс. Их доход - $370 млн., а парк составляет 30 самолетов.

Такая консолидация за первые 4 месяца 2007 г. дала достаточно ощутимый эффект. За счет оперирования объединенным парком самолетов компании улучшили свое положение на рынке и приблизительно на 20% увеличили объемы перевозок. "Аэросвит" в новой схеме использовал на своих внутренних рейсах Як-42, на внешних более вместительный, чем Boeing 737, Airbus А320, принадлежащий "Донбасаэро". А "Донбасаэро" получил на свои рейсы Boeing 737.

В итоге объемы перевозки "Аэросвита" на рейсе Киев - Москва выросли на 22%, Киев-Стамбул - 34,3%. У "Донбасаэро" на направлении Донецк - Тбилиси объемы выросли на 77%, Донецк - Баку - 41%, Донецк - Ереван - 31%. Всего же, по расчетам представителей "Аэросвита", благодаря альянсу, авиакомпании планируют увеличить перевозки за три ближайших года вдвое. Нечего говорить, что лидером в этом сотрудничестве был столичный "Аэросвит".

Но как оказалось, все это было прилюдией к основной интриге - "Аэросвит" не остановился на достигнутом. Компания просто приобрела своего младшего партнера. Уже летом компания выиграла конкурс на покупку 75% акций "Донбасаэро", а вслед за этим появилась информация о возможном альянсе "Аэросвита" с еще одной компанией - "Международными авиалиниями Украины".

В начале августа, о планах по объединению крупнейших украинских авиаперевозчиков вчера объявили министр транспорта Николай Рудьковский и замглавы секретариата президента, экс-глава Минтранссвязи Виктор Бондарь. Министр пояснил необходимость создания альянса тем, что украинские авиаперевозчики должны усилить свои позиции на рынке до подписания Украиной договора "Об открытом небе". "Иначе украинские авиаперевозчики не смогут конкурировать с европейскими авиакомпаниями",- отметил Н.Рудьковский.

В.Бондарь, в свою очередь, заявил, что процесс объединения нужно начать с тех компаний, где правительство на правах акционера сможет инициировать создание альянса, т.е. крупнейшей на Украине авиакомпании "Аэросвит" (государству принадлежит 22,4% акций), и второй по объему - МАУ (61,6% акций).

Таким образом, мечты транспортных чиновников объединить все и вся начали воплощаться в жизнь. Причем, получалось, что и делать для этого ничего не требуется - ни преференций, ни льгот на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание. Ранее именно эти требования были одними из основных со стороны перевозчиков для получения согласия акционеров на объединение в единую национальную авиакомпанию. Но вот тут то и начались проблемы. Сопротивление инициативе "объединителей" начал оказывать третий потенциальный участник - МАУ.

Но буквально через неделю после исторического заявления Н.Рудьковского и В.Бондаря о готовящемся проекте создания альянса президент МАУ Юрий Мирошников выступил с критикой позиции и чиновников и "Аэросвита", который был, по сути, теневым инициатором объединения. По мнению Ю.Мирошникова, объединение отечественных авиакомпаний необходимо для подготовки к конкуренции с мощными западными перевозчиками, когда Украина присоединится к европейскому "Открытому небу" в 2009 г., согласно которому иностранный перевозчик практически беспрепятственно сможет выполнять рейсы в Украину.

"Возможное присоединение к европейской программе "Открытое небо" несет в себе серьезные угрозы для украинских авиаперевозчиков, как на внешнем, так и на внутреннем рынке авиаперевозок. У них даже появляется возможность работать на внутриукраинских рейсах. И если представить себе, что Lufthansa захочет и сможет выполнять рейсы Киев-Симферополь, то представить себе, что МАУ будет летать между Лондоном и Франкфуртом очень сложно. В первую очередь, потому, что из-за перегруженности, нам не предоставят слоты в Лондоне, а немецкие и английские пассажиры предпочтут собственные авиакомпании, а не украинского перевозчика, зато внутри Украины немцы будут чувствовать себя хозяевами. Поэтому объединяться надо не слабому со слабым, а привлекать внешних партнеров, которые помогут конкурировать", - считает Ю.Мирошников.

Эксперты сразу же "просчитали", куда клонит президент МАУ. По мнению большинства опрошенных представителей туристического и авиационного бизнеса, МАУ рассчитывает в качестве внешнего партнера привлечь Austrian Airlines. Эта компания является акционером МАУ, поэтому естественно, что на предприятии говорят об объединении с мощным западным перевозчиком, а не с местными компаниями.

Самое интересное в этой истории с объединением, что участие государства пока весьма незначительно. Инициатива на стороне самих авиакомпаний. Хотя теоретически ФГИ мог бы надавить на МАУ - государству принадлежит 61% компании - но этого не делают. Видимо отечественным бюрократам еще памятен скандал двухлетней давности с немецкой Lufthansa, когда, казалось бы, из-за незначительного конфликта (отказа ввести для германской авиакомпании один дополнительный рейс из Киева в Мюнхен) немецкая сторона сначала способствовала ограничению полетов в Германию для украинских компаний, а затем потом пообещала просто заблокировать воздушное сообщение между странами. В такой вот ситуации чиновникам ничего не остается, как плыть по течению и ожидать, когда же сами перевозчики договорятся между собой и после этого поучаствовать в поздравлениях по поводу успешного окончания переговоров....
Авторские права на данный материал принадлежат «ugmk.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка