О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушный меч и наземный щит

В Летном испытательном институте имени Громова демонстрировались не только самолеты и вертолеты

Если вкратце охарактеризовать Международный авиакосмический салон "МАКС-2007", то его в первую очередь можно назвать эффектным зрелищем. Причем так красиво летать, как умеют это делать русские летчики, пожалуй, не умеет никто. И эти слова - не завиральная реклама доморощенных патриотов, а только фиксация общеизвестных фактов. Нашим уникальным маневренным "МиГам" и "Сушкам", акробатическому мастерству их летчиков не раз рукоплескали и в Европе, и в Индии, Китае, в Юго-Восточной Азии и даже в Южной Америке. Есть за что. И тем, кто этого не видел ни в кино, ни по телевизору, а тем более воочию, придется только посочувствовать и поверить авторам, что называется, на слово.

Зрелище не ради зрелища

Всю минувшую неделю на МАКС-2007 можно было ежедневно наблюдать, как из конца в конец прочерчивает подмосковное небо, пытаясь развернуть в воздухе свой истребитель F-15C/D Eagle, американский летчик Деррел Робинсон, и как буквально танцует на одном месте российский многоцелевой истребитель с отклоняемым вектором тяги, который пилотирует Павел Власов. Это - МиГ-29ОВТ - углубленное развитие, по словам специалистов, знаменитого МиГ-29. Новое поколение летающего совершенства - поколение четыре с двумя плюсами. Или, как его еще называют, истребитель переходного периода. Имея в виду долгожданное пятое поколение.

Еще один представитель переходного поколения - четыре с двумя плюсами Су-35 - находился на статической стоянке и участия в демонстрационных полетах не принимал. А МиГ-29ОВТ демонстрировал свои маневренные возможности, как говорится, по полной программе.

Он, этот "МиГ", то взмывал с грохотом свечой в зенит, чтобы вдруг остановиться там, затихнуть в вышине, медленно сползти на хвост, а потом вдруг, пару раз перекувыркнувшись через себя, опять, как ни в чем не бывало, взлететь ввысь, набирая скорость и увеличивая рев работающих двигателей. То, задрав вверх нос, вставал в положение готовящейся к нападению кобры, а потом неожиданно нырял под себя и, распластавшись в синеве, как кленовый лист, кружил вокруг своей поперечной оси, словно в вихре волшебного вальса? А затем опять начинал сверлить небосклон в горизонтальном штопоре, пролетая мимо рукоплещущих ему трибун...

Так же здорово летали на МАКСе и строевые летчики Липецкого учебного центра ВВС, которые устроили в небе над Жуковским настоящий воздушный бой на Су-30. Пилотажная группа "Русские витязи" и "Стрижи" из подмосковной Кубинки, где пять Су-27 и четыре МиГ-29 в одном строю крутили "бочки" и разлетались "букетом", чтобы через какое-то мгновение вновь выстроиться в аккуратный сверхзвуковой ромб, где крыло от крыла отделяли каких-то два-три метра, и пролететь вдоль трибун торжественным строем, как на параде?

Конечно же, такой воздушный балет и пилотажная акробатика интересны не сами по себе, не только для того, чтобы покорять сердца публики, посещающей международные авиасалоны, вызвать у нее восторженные аплодисменты. Возможность "остановиться" в воздухе на сверхзвуковой скорости, сбросить ее до минимальных величин или круто развернуться на одном месте, резко уйти в сторону от намеченной трассы создает неоспоримые преимущества летчику в ближнем воздушном бою. Когда отметка от его самолета, благодаря доплеровскому эффекту, вдруг пропадает на экране локатора самолета противника и теряет цель выпущенная по истребителю ракета, наведенная этим локатором, то такой маневр, несомненно, может помочь достижению победы. Ее уже не раз, к примеру, добивались в воздушных учебных боях со своими американскими коллегами индийские летчики, летающие на российских истребителях. И хотя сегодня мало кто помнит, что МиГ-29, как и Су-27, создавались в нашей стране в 70-е годы прошлого века как противовес американскому F-15, за 30 с небольшим лет они не только стали основными боевыми самолетами российских ВВС, но и, пожалуй, самым востребованным экспортным товаром отечественной "оборонки". Они летают в небе Китая, Индии, Венесуэлы, Алжира, Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии, Перу?

Вот и сегодня индийские ВВС стоят перед выбором новой легкой машины для своей армии. В тендере на 126 истребителей стоимостью в 6 млрд. долл., кроме российского МиГ-35 (экспортная версия МиГ-29ОВТ) участвуют американский F/A-18E/F Super Hornet, европейский Eurofighter Typhoon, шведский Saab/BAE Gripen и французский Dassault Rafale. Но у нашего "МиГа" есть очень большие шансы на успех. В том числе и благодаря этой уникальной сверхманевренности, которую он демонстрировал на авиасалоне МАКС-2007 и которой не обладает ни один другой его конкурент.

Правда, некоторые эксперты утверждают, что индийцы проявят политкорректность, как когда-то это сделала Малайзия, и закупят часть американских истребителей и часть российских. В кулуарах МАКСа проскочила информация, что Нью-Дели увеличивает свой заказ до 200 легких истребителей, а объем выделенных на их закупку средств увеличивает до 10 млрд. долл. Но так это или не так, покажет время. Несмотря на все разговоры об истребителе пятого поколения, которого в Жуковском не было не только в виде макета, но даже на фотографиях.

Потенциал не исчерпан

На МАКСах демонстрируется не только авиационная и космическая техника, но и оружие противовоздушной и противоракетной обороны. Так, концерн ПВО "Алмаз-Антей" представил зенитно-ракетный комплекс сухопутных войск "Тор-М2Э". Наряду с более высокими характеристиками по сравнению с широко известным "Тор-М1" новый комплекс будет выпускаться и в варианте на колесном шасси.. Как сказал обозревателю "НВО" один из разработчиков этой системы Валентин Осипов, сделано это для привлечения новых зарубежных заказчиков. "Не всемнравится машина на гусеничном ходу, - улыбается Валентин Валентинович, - свои роскошные дороги берегут".

"Хотели колеса, - получите колеса, - говорит конструктор. - Колеса сделаны хорошие. Это МЗКТ постарался, Минский завод колесных тягачей. Сделали очень быстро, всего за полгода. Практически новая машина разработана. С очень хорошими характеристиками".

"Тор-М2Э" имеет высокие скоростные качества, изменяемый клиренс. Для прохода под мостами, для погрузки в транспортные самолеты. Да он и подешевле, чем "Тор-М1". И легче его почти на четыре тонны. Но может располагаться и стационарно, в контейнерах. А также на кораблях небольшого водоизмещения. Любой вариант обладает уникальными тактико-техническими характеристиками.

Аппаратура "Тор-М2Э" по отношению к "Тор-М1", вне зависимости на какой базе она расположена, обладает повышенной огневой производительностью. И способна бороться как с "традиционными" для "Тора" целями - самолетами, вертолетами, крылатыми ракетами, управляемыми авиабомбами, так и с ударными беспилотными летательными аппаратами. БЛА сегодня стали реальной угрозой воздушного нападения и начали применяться массированно. И если "Тор-М1" тоже боролся со всеми этими средствами, но имел огневую производительность порядка 10-12 целей в минуту, что при массированном налете иногда маловато, то "Тор-М2" поражает до 20 целей в минуту.

Расширился сектор работы фазированной антенной решетки (ФАР). Для того чтобы охватывать групповой налет ударных БЛА. Тоже примерно вдвое. "Для этого, - рассказал Валентин Осипов, - пришлось заменить ФАР. Она здесь новая. Заменена на более производительную и антенна поиска целей. Поставили второй захватный канал, чтобы темп стрельбы поднять. Теперь ракеты 9М331 могут вылетать из контейнеров не через четыре секунды, как было раньше, а через две".

Заменена и вычислительная система. Она переведена на твердотельные высокопроизводительные цифровые ЭВМ, которые сегодня широко используются в Российской армии. Оптический прицел на машине тоже новый. На "Тор-М1" он не был круглосуточным. Не работал ночью, только в сумерки. Теперь при наличии тепловизора оптика работает в любое время суток.

Генерал-лейтенант Николай Фролов, начальник войсковой противовоздушной обороны (ПВО Сухопутных войск), сказал обозревателю "НВО", что "Тор-М2" обязательно будет принят на вооружение Российской армии. "Это очень хороший комплекс, - заявил генерал в эксклюзивном интервью для "НВО". - Такой машины, которая может работать автономно, без кавалькады систем обеспечения боя, больше нет нигде, только у нас. Как только пройдут госиспытания ЗРК, на которые полностью выделены необходимые средства, она будет поставлена в строй". Поступит в зенитно-ракетные полки общевойсковых дивизий (мотострелковых и танковых). В те, которые сегодня вооружены "Осой-АКМ".

Генеральный директор концерна ПВО "Алмаз-Антей" Владислав Меньщиков сказал нам, что зарубежный портфель заказов предприятия составляет 6 млрд. долл. Заказы распределены на ближайшие пять лет. По итогам прошлого года экспортная составляющая производства составила 60%.

"В принципе, объем экспорта несколько снизился по сравнению с предыдущим годом. Но в первую очередь это связано с тем, что увеличился Гособоронзаказ", - сказал Владислав Меньщиков. По его словам, предложений на закупку нашей техники и в больших объемах очень много. Однако в силу очень высокой загрузки производственных мощностей выполнение этих заявок руководство предприятия вынуждено откладывать на более поздние сроки. "По ряду систем у нас физическая загрузка полная. Кроме того, мы приступили к работе по созданию зенитной ракетной системы пятого поколения", - пояснил гендиректор.

Он также отметил, что уже подписано несколько контрактов по ремонту техники, которая в настоящее время эксплуатируется "в бывших странах соцлагеря и государствах СНГ". Туда будет поставляться большая номенклатура запасных частей. "Алмаз-Антей" будет также осуществлять сервисное обслуживание эксплуатирующегося за рубежом вооружения "в рамках предоставленного концерну права самостоятельного выхода на внешний рынок".

Как подчеркнул Меньщиков, сейчас значительно возрастают поставки техники и в российские войска. В частности, в Подмосковье на боевое дежурство уже заступила новейшая зенитно-ракетная система С-400 "Триумф". Эта система создана на отечественной элементной базе. В обозримой перспективе ЗРС С-400 станет основным экспортным продуктом концерна ПВО. К концу года планируется завершить процедуру получения всех необходимых докуме6нтов по экспортному варианту "Триумфа".

По данным специалистов С-400 в два раза превосходит С-300 по числу поражаемых целей, а также по времени их захвата и уничтожения. Уровень помехозащищенности новой ЗРС в пять раз выше. Сообщил нам Меньщиков и о том, что "Алмаз-Антей" и Банк развития и внешнеэкономической деятельности подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Оно направлено на реализацию проектов создания в концерне новых специализированных производств вооружения и военной техники ПВО. Речь идет о строительстве двух заводов, на которых будет производиться техника пятого поколения единой системы зенитных ракетных вооружений. Каких-то конкретных цифр по финансированию этого проекта директор не назвал. Однако заметил, что реализация обойдется в сотни миллионов долларов.

Он также подчеркнул, что, по экономическим оценкам специалистов предприятия, строительство новых производств значительно выгоднее, чем модернизация существующих. "Особенно это характерно для предприятий, производящих радиоэлектронную продукцию. За 5-10 лет технологическая база в этой части промышленности резко меняется. Поэтому и приходится строить новые предприятия, где используется самая современная техника. И экономически - это наиболее оптимальный путь. Это, кстати, уже давно практикуется в развитых зарубежных странах", - сказал Меньщиков.

Новые старые знакомые

Еще одна система, которую конструкторам, как "Тор-М1" и С-300ПМ, удалось преобразовать чуть ли не до неузнаваемости, демонстрировалась на МАКС-2007 в виде макета. Это ЗРК "Печора-2М". Ее натурный образец во время проведения салона находился в Астраханской области, на полигоне Ашулук, где проходил заключительный этап учений ПВО стран СНГ "Боевое содружество-2007". На них присутствовали все министры обороны стран Содружества вместе со своим российским коллегой Анатолием Сердюковым.

"Печора-2М" отличается от своей предшественницы С-125 "Печора", созданной несколько лет назад НПО "Алмаз", тем, что "встала" на колеса, превратилась в мобильный комплекс. Если раньше стационарную пусковую установку можно было перевезти из одного района в другой как минимум за 3 часа, то для того чтобы свернуть новую на старом месте и развернуть на другом, требуется всего 20-25 минут. А для ЗРК такая маневренность дорогого стоит. Воздушный бой - скоротечен. Да и после обстрела "чужого" самолета всегда есть риск оказаться под огнем его "партнеров" в воздухе и на земле. Чем быстрее ты покинешь огневую позицию, тем больше шансов у тебя остаться живым и сохранить боевую технику для следующего боя.

Есть и второе принципиальное отличие - новейшая элементная база. По сравнению с ЗРК С-125 с его ламповой электронной начинкой электроника "Печоры-2М" более чем на 90% - твердотельная и цифровая. Основа ее аппаратуры - современные микропроцессоры, что резко увеличило надежность работы на отказ с 30-40 часов до 2-10 тысяч. Кроме того, существенно повышена защищенность системы от активных помех самого разного типа, а заодно и от вражеских ракет. Специалисты помнят, как во Вьетнаме американцы начали применять по нашим РЛС, которые наводили ракеты "земля-воздух", знаменитые "шрайки". Сейчас антенный пост "Печоры-2М" не берет даже новейшая противорадиолокационная ракета HARM. Она теряет ее из виду, даже не долетев до цели. А сама ЗРК стала обстреливать чужие самолеты и другие летательные аппараты на расстоянии в 35 км (раньше только 26).

Не последнее по важности, но очень высокое достоинство нового комплекса - его антенные посты и командные пункты удалены от пусковых на весьма значительное расстояние - до 300 м. Управление боем осуществляется по телекодовым и оптико-волоконным линиям связи. Что, с одной стороны, позволяет защитить систему связи и управления ЗРК от средств радиоэлектронной борьбы противника, а с другой - придает обслуживающему персоналу спокойствие и уверенность в своих действиях. В случае обстрела позиций зенитчиков у них есть значительно больше шансов остаться в живых и продолжать выполнение боевой задачи.

Но и это еще не все. В состав комплекса, как и в "Тор-2М", введена оптикоэлектронная система "день/ночь", состоящая из телевизионного и тепловизионного канала. Она позволяет обстреливать и уничтожать воздушные цели в условиях подавления радиолокационного канала. Такие истребители, как F-16, - на расстоянии в 30 км, а более крупные - на дальности в 35 км.

Зачем модернизировать "старый" комплекс, спросили мы у одного из разработчиков "Печоры-2М" Вячеслава Коротаева, ведь есть С-300ПМ, С-300ВМ ("Антей-2500"), С-400 наконец? Не лучше ли брать на вооружение более современные и мощные системы оружия и не тратиться на усовершенствованные?

- Дело в том, - ответил конструктор, - что каждая армия выбирает для себя то вооружение, которое ей подходит, в том числе и по соотношению "цена-эффективность". "Печора-2М" на порядок дешевле С-300ПМУ. И хотя обладает не столь высокими боевыми характеристиками, как "трехсотка", но перекрывает весь спектр задач ПВО в ближней зоне. К тому же она стреляет не только новыми, более мощными и эффективными ракетами 5В27Д и 5В27ДЕ, где усовершенствованный радиовзрыватель и боевая часть, но может использовать и "старый" боезапас. Как говорят, "стреляет любыми патронами". Что, конечно же, экономически очень выгодно для любой армии, где есть запас ракет от С-125.

"Печора-2М" сегодня стоит на вооружении армии Египта. Ее стали закупать и страны СНГ. Несколько дивизионов "Печоры-2М" в Объединенной системе ПВО СНГ охраняют таджикское небо, готовится закупать их Узбекистан, идут переговоры с Арменией? Советская боевая техника продолжает демонстрировать свой высокий модернизационный потенциал.

Такой же высокий модернизационный потенциал продемонстрировали на МАКС-2007 и конструкторы берегового высокоточного комплекса ракетного оружия "Клаб-М" ("Club-M" по западной классификации). По внешнему виду он очень сильно напоминает оперативно-тактический комплекс "Искандер-М". Такое же шасси, такой же раскрывающийся, словно морская раковина, кузов, из которого поднимаются ракеты. Только здесь их не две, как у "Искандера", а четыре. И они, как уже было сказано, могут стрелять не только по наземным целям, но и по морским. Причем в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия противника.

Противокорабельная ракета комплекса 3М54КЭ, рассказал ее конструктор Ростислав Атьков, имеет отделяемую сверхзвуковую боевую часть, которая на конечном участке траектории развивает скорость свыше трех "махов" и способна преодолеть самую современную ПРО и ПВО практически любого надводного корабля. Прежде всего за счет того, что идет к цели на очень небольшой высоте (5-10 м) и ее трудно заметить над водой средствами радиолокационной разведки и наведения. Другая ракета комплекса 3М14КЭ способна уничтожать любые береговые объекты в пределах досягаемости, а стрелять она может в экспортном варианте до 275 км. В комплексе, что может поступить на вооружение Российской армии, видимо, значительно дальше.

Дело в том, что ракеты 3М54 и 3М14, которые разработаны и производятся, входящим в концерн ПВО "Алмаз-Антей" ОКБ "Новатор", применяются не только в комплексе "Клаб-М", но и в ракетных системах "Club-S" и "Club-N", что стоят на дизельных подводных лодках, которые наша страна поставляет на экспорт, а также на новых подлодках, поступающих на вооружение российского ВМФ. Например, класса "Амур". Что значительно повышает их ударную мощь и возможность обеспечения безопасности охраняемого морского побережья шириной в 600 км и глубиной до 300 км. Как в сторону моря, так и в сторону суши.

На огромный модернизационный потенциал нашей боевой техники, которым было бы грешно не воспользоваться, обратил внимание в эксклюзивном интервью "НВО" на МАКС-2007 и начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский. Он, в частности, сказал:

- Это, с одной стороны, сокращение затрат на повышение боевых возможностей вооружений, а с другой - надо думать, как развиваться дальше. Искать те направления развития, которые дадут нам качественный скачок в повышении боевой эффективности. Здесь, на авиасалоне, такие примеры есть.

Бесспорно, на МАКС-2007, по сложившейся за последние пятнадцать лет традиции, было много интересных экспонатов. Обо всех, к сожалению, не расскажешь. Но нельзя не отметить экспозицию корпорации ВСМПО-АВИСМА, Уральского оптико-механического завода имени Яламова, НПО машиностроения со сверхзвуковой ракетой "Молния-1"......
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка