О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолеты и люди

МАКС-2007 провалился. Потому что плохая организация смогла победить военную мощь. МАКС-2007 состоялся. Потому что в небо хочется каждому

Им, так же, как и нам, жарко и неуютно на земле. Им не место на пыльном бетоне взлетно-посадочной полосы. Превращенный в зоопарк для стальных птиц аэродром в Жуковском похож на музей восковых фигур. Хорошо, что нас, посетителей, не пускали в салоны и кабины большинства воздушных судов. Самолеты живут своей собственной жизнью - и нам в ней не место. Немногим дано ощутить триумф полета и настоящую нежность к ревущему зверю. Пробки, очереди и неработающие кондиционеры несовместимы с облаками, ветром и свободой. Попытка соединить вместе два параллельных мира оказалась неудачной. Зато нам дали возможность поднять глаза к небу, а это уже много.

Эффект масштаба

Международный авиакосмический салон (МАКС-2007) стал самым масштабным событием такого рода в России за все годы проведения этого мероприятия. В нем приняли участие 543 российские и 243 зарубежные компании. Выставочные площади были увеличены на 30% по сравнению с 2005 годом, когда авиасалон проводился в прошлый раз. По сообщениям организаторов, все места были забронированы уже к 1 марта этого года - за пять месяцев до начала. За время работы МАКС посетило более 600 тыс. человек.

К такому количеству участников и посетителей организаторы оказались явно не готовы. Отвратительнейшая организация стала самым заметным событием МАКСа-2007. Это отметили не только все средства массовой информации, но даже Президент России: он не смог купить мороженое, которое просто не подвезли в киоск из-за пробок. На плохую организацию жаловались и все экспоненты МАКСа, с которыми удалось поговорить. 21 августа, в день открытия салона, перед въездом на МАКС образовалась огромная пробка из желающих занять свои места и павильоны экспонентов. Многие смогли попасть туда только к обеду, хотя официальное начало выставки - 9 утра.

Хватало и других досадных мелочей. "Мне было откровенно стыдно, когда в этот павильон зашел Владимир Путин, - говорит представитель одного из сибирских предприятий-участников авиасалона. - Вы посмотрите, ведь здесь даже напольное покрытие криво лежит - видно грязный бетонный пол. Неужели нельзя было закрыть все это?". Я смотрю - в огромном ангаре, отведенном под один из павильонов, ковровое покрытие лежит криво, неровный бетонный пол и правда виден.

Мне, к счастью, не удалось стать свидетелем полного торжества пробок и очередей. Прилетевших на МАКС-2007 21 августа региональных журналистов пугали: "Сегодня на авиасалоне Путин, все дороги перекрыты, пробка на четыре часа". Визит Президента России стал самой обсуждаемой новостью, касавшейся МАКСа в этот день. А самой пикантной подробностью - его попытка купить мороженое. Говорят, что она стала уже второй - первый раз Владимиру Путину не удалось купить мороженое на МАКСе-2005. Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин на итоговой пресс-конференции принес свои извинения Владимиру Путину. И сказал, что это произошло из-за пробок и больше такого не повторится. Еще бы, в третий раз такой оплошности ему не простят.

Впрочем, добраться до Жуковского без пробок не удалось никому даже в самый, по-видимому, спокойный день - среду, 22 августа, когда визитов никаких высоких лиц не было. По пути мы провели 2,5 часа в автобусе, а затем еще с полчаса перед контрольно-пропускными пунктами. Их насчитывалось не менее десяти, но перед каждым выстроилась очередь. Всех посетителей ждал досмотр, в ходе которого почему-то особенно внимательно изучали зажигалки - обязательно просили их зажечь. Перед входом ушлые молодые люди продавали расписание полетов пилотажных групп и показательных вылетов самолетов-участников выставки. По 20 рублей за штуку. Карта выставки с указанием павильонов, выставочных площадок и всего остального стоила уже 100 рублей, и ее было не достать.

Космические единицы

Следует признать: обещание, что МАКС-2007 достигнет уровня Ле-Бурже, устроители московской выставки сдержали - по стоимости участия МАКС стремительно догоняет зарубежного конкурента. Самый масштабный российский авиасалон стал еще и самым дорогим.

Найти цены МАКСа в открытом доступе было сложно, но возможно. Например, на сайте Международной ассоциации участников космической деятельности. Итак, регистрационный взнос - 400 условных единиц (у. е.), дополнительно за участие в электронной выставке на сайте еще 300. За необорудованное место в павильоне предлагалось заплатить от 150 до 260 условных единиц за один квадратный метр. Стоимость стоянки самолета высчитывалась исходя из сухого веса. При весе от 3 до 10 тонн - 250 у. е. за тонну. При весе от 10 до 25 тонн - уже по 580 у. е. за тонну. Подключение телефона и факса - 320 у. е., Интернета - 720 у. е., подвод воды - 220 у. е. Уборка стенда - по 3 у. е. за один квадратный метр. Персональный пропуск - по 120 у. е. за каждого участника. Аренда зала для пресс-конференций - 350 у. е. за квадратный метр. Одна условная единица, согласно прайсу, была равна 35 рублям. Поскольку МАКС соревнуется с Ле-Бурже, то и цена должна быть европейская.

Точную стоимость своего участия почти никто из участников не обнародовал. Решилось на это только правительство Самарской области. На аренду стенда площадью 165 кв. м, транспортировку девяти самолетов, их стоянку и другие услуги область потратила 3 млн. рублей.

Недешево обошлось посещение выставки и посетителям. Цена билета на один день составляла 350 рублей, на все дни - 1 500 рублей. Были еще и VIP-билеты, в цену которых входил пропуск не только для посетителя, но и для его автомобиля. Стоили такие билеты 10 тыс. рублей.

Сибиряки на МАКСе

Среди 543 российских компаний, представленных на МАКСе, 13 были из Сибири. Омская школа авиационного проектирования и двигателестроения одна из самых сильных в России. На МАКСе-2007 ее представляли ОмПО "Иртыш", ИрГТУ, Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова и завод "Омскагрегат". Омских авиастроителей представляли научно-производственная корпорация "Иркут" и ПО "Полет". Входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) "Иркут" представлял на авиасалоне несколько боевых и гражданских самолетов. Многоцелевой истребитель Су-30МКИ, который уже поставляется в ВВС Индии и Малайзии, и учебно-боевой Як-130. Обе машины участвовали в летном показе, а для Як-130 это был еще и первый показательный полет - завершение его государственных испытаний запланировано на 2008 год. Гвоздем стенда "Иркута" стал проект создания лайнера МС-21, который, по замыслу создателей, должен прийти на смену Ту-154. Несмотря на то что начало серийного производства этого самолета назначено на 2015 год, амбициозный проект, который должен стать конкурентом для Airbus А319 и Boeing 737, уже вызывает большое внимание. В сегменте малой авиации была представлена первая разработка КБ легкой авиации Иркутского авиационного завода - автожир А002. Этот гибрид самолета и вертолета стоимостью порядка 150 тыс. долларов уже закупило себе "Иркутскэнерго".

Омское ПО "Полет" распространило информацию о том, что генеральный директор предприятия провел ряд встреч с представителями немецкой компании OHB-Sistem AG с целью расширения дальнейшего сотрудничества в области создания спутников. Также состоялся демонстрационный полет самолета Ан-3Т, который делают на "Полете".

На стенде представителя Восточной Сибири - Улан-Удэнского авиационного завода - прямо на моих глазах шли оживленные переговоры с представителями одной из южно-азиатских стран. В апреле этого года завод закончил поставки в Китай 24 вертолетов Ми-171, и сейчас на повестке дня заключение нового контракта. На авиационной стоянке МАКСа можно было увидеть гражданский и боевой вариант вертолета.

Новосибирск на МАКСе представлял только Новосибирский авиаремонтный завод. Истребитель-бомбардировщик Су-34, который производят на новосибирском научно-производственном объединении им. Чкалова (НАПО), был представлен на самолетной стоянке, но вот стенда самого НАПО на МАКСе не было. Его место в экспозиции ОАК занимало Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение. Хотя НАПО есть что показать и что отпраздновать - в августе этого года Су-34 принят на вооружение. Уже в этом году ВВС России закупят шесть истребителей.

B-52 против русских медведей

Роль авиасалона как большой выставки самолетов МАКС-2007 выполнил. Самолетная стоянка была до отказа набита небесными машинами самых разных типов и размеров. Правда, новинок среди экспонатов было немного. В боевой авиации можно отметить истребитель Миг-35, созданный на базе Миг-29, который совершил в ходе авиасалона показательные выступления, палубный вариант Миг-29, контракт на поставку в Индию которых уже подписан, и Як-130.

Такого знакового экспоната, как Airbus А380, на МАКсе не было, зато размещался стенд корпорации Boeing с большим макетом Boeing 787 Dreamliner, договоры на прибретение которого уже заключила авиакомпания S7. Не успели выставить самую ожидаемую новинку и российские авиастроители. Среднемагистральный лайнер Sukhoi SuperJet-100 сейчас проходит испытания, первый показ его назначен на сентябрь. На МАКСе демонстрировался только большой макет самолета и макет салона. Ил-96−300, Ту-204−100 новинками уже давно не являются.

Участие зарубежных компаний и стран выявило несколько интересных и любопытных деталей. Первая из них - активное участие в МАКСе китайской авиапромышленности. Китайский павильон занимал центральное место в одном из ангаров отведенных для иностранных участников, на нем были представлены стенды всех крупнейших авиастроительных корпораций страны. 2007 год - год Китая в России. Нашим восточным соседям грех не воспользоваться этим и не продемонстрировать свои достижения, в том числе и в области авиации.

Другим очень заметным зарубежным участником МАКСа-2007 стали ВВС США. На выставочной площади, которая занимала чуть ли не четверть всей стоянки самолетов салона, один за другим разместились стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress, истребитель F-15 и два F-16, топливозаправщик KC-135 Stratotanker и транспортный самолет C-17 Globemaster. Если сложить вместе вес только B-52, KC-135 и C-17, получится, что американские ВВС должны были заплатить за их экспонирование почти 250 млн. рублей.

Столь масштабная демонстрация мощи ВВС США на авиасалоне, который призван демонстрировать мощь и достижения ВВС российских, объяснима. Буквально за неделю до начала МАКСа российские стратегические бомбардировщики вновь, спустя 15 лет, начали боевое патрулирование нейтральных вод Тихого, Атлантического Северного Ледовитого и Индийского океанов. Российский стратегический бомбардировщик Ту-95 (по классификации НАТО Bear), ведущий это боевое патрулирование, стоял на МАКСе почти напротив своих американских коллег. Летают эти машины в том числе и у берегов США. В таких полетах наши бомбардировщики сопровождают как раз F-15 и F−16. Снова начавшееся противостояние в воздухе нашло свое отражение и на земле - на МАКСе.

Российские авиационные концерны ориентированы на корпоративных клиентов - они продают свои самолеты авиакомпаниям и привлекать к ним внимание самих пассажиров, видимо, считают излишним. Чтобы полюбоваться на красивых девушек-промоутеров, нужно посещать автомобильные выставки - на МАКСе их количество было удручающе малым. Желанное разнообразие внесла только авиакомпания S7. Девушки в зеленых шортах и майках с надписью S7 носились по МАКСу на роликах, размахивали зелеными флагами и раздавали всем бумажные кепки с эмблемой авиакомпании. Головные уборы пользовались большой популярностью - в дни проведения МАКСа жара в Москве стояла под 30 градусов.

Возможность лицезреть ставшие уже легендарными самолеты российские, американские и европейские и впридачу еще и поговорить с американскими пилотами, которые очень охотно общались с посетителями, заменила гостям МАКСа отсутствие заметных авиационных новинок. Зрелищность поддерживали и постоянные выступления пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи", которые стали гвоздем всего авиасалона.

Демонстрация российской авиационной военной и гражданской мощи была во многом погублена плохой организацией всего мероприятия. Это, безусловно, заметили не только российские, но и зарубежные гости. А ведь этот авиасалон направлен не только на российских посетителей, но и на гостей из других стран. Оргвыводы сделаны в кратчайшие сроки - уже появилась информация, что следующий авиасалон - МАКС-2009 - будет организовывать уже не Федеральное агентство по промышленности, а ФГУП "Рособоронэкспорт".

Зрелищность - это единственное, в чем МАКС смог конкурировать с другими международными авиасалонами. И помогли в этом не только русские пилоты, но и французские - выступление десяти истребителей группы "Патруль де Франс", оснащенных дымопусковыми установками, было последним на авиасалоне. 30 минут французские самолеты выполняли над аэродромом фигуры высшего пилотажа. В самом конце они нарисовали над Жуковским сначала огромное сердце, проткнув его стрелой, а затем российский флаг. После этого впечатленные зрители начали покидать Жуковский, чтобы снова окунуться в многочасовые пробки по пути назад в Москву....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт - Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка