О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выходим из пике

Получившая контрольный пакет акций "Баландино" транспортно-промышленная группа МРП заявляет, что аэропорт уже отвечает всем современным требованиям, но работа по развитию инфраструктуры и повышению качества сервиса продолжается

В июне у челябинского аэропорта "Баландино" сменился собственник. Получившая контрольный пакет акций транспортно-промышленная группа МРП заявляет, что аэропорт уже отвечает всем современным требованиям, но работа по развитию инфраструктуры и повышению качества сервиса продолжается.

"А сервис в аэропорту у вас хороший?", - спрашивал американский герой монолога Задорнова у русского аборигена Камчатки. "Хорош, начальник, хорош, там даже пиво продают", - с гордостью отвечал собеседник. Однако, отбросив иронию, можно признать справедливость вопроса. Аэропорт - не только место взлета и посадки самолетов, но и суетливый бизнес-муравейник, где встречу, проводы и ожидание своего рейса потребитель готов оплачивать. Стало быть, больше рейсов - больше пассажиров и оставленных ими средств. Кроме того, состояние аэропорта - еще и показатель престижности и инвестиционной привлекательности всего региона.

Челябинский аэропорт, "осыпанный" в разные годы нареканиями от власти, бизнеса и просто граждан, сегодня наконец становится предметом гордости Южного Урала. Дело не в том, что к нему построили дорогу с выбеленными бордюрами и открыли несколько рейсов за границу. Появилась динамика, аэропорт становится структурным подразделением крупного и среднего бизнеса Челябинска, и очередное собрание обновленного состава акционеров этот факт подтверждает.

В июне основной собственник - авиакомпания "Сибирь" - заявил о продаже контрольного пакета акций. Оставив себе из "львиной доли" всего 15%, менеджеры "Сибири" махнули крылом летному полю "Баландино", передав эстафету транспортно-промышленной группе МРП (ее представители уже сегодня заявляют о готовности выкупить остальной пай "Челябинского авиапредприятия" у экс-акционеров). Почему же с такой решительностью на Южный Урал пришли новые "воздушные" собственники, и почему "Сибирь", будучи здесь монополистом-перевозчиком, с такой легкостью рассталась с тем, что группе МРП, судя по всему, видится столь перспективным делом? Этот вопрос корреспондент "Челябинского бизнес-журнала" адресовал вице-президенту МРП Георгию Меньших.

- Мы пришли сюда не потому, что нас интересует именно Челябинск, а потому, что нас интересует аэропорт любого города-миллионника как объект, обладающий солидным экономическим потенциалом. Напомню, что Транспортно-промышленная группа МРП является собственником аэропорта Толмачево (Новосибирск), обслуживающего самый мощный грузо-пассажиропоток в Сибирском федеральном округе. Что касается интересов бывшего владельца контрольного пакета акций, то этот вопрос лучше задать руководству компании "Сибирь". Могу только предположить, что развитие инфраструктуры аэропорта не совсем связано с профилем их деятельности. Ведь продержавшаяся несколько лет искусственная монополия на авиаперевозки нелучшим образом сказалась на экономике авиапредприятия в целом. Тот факт, что другие, в ряде случаев более крупные перевозчики, перестали видеть в "Баландино" равноправного партнера, не означает ничего хорошего.

- Да, но с момента "отмены" "Сибирской" монополии в конце 2006 года очереди из перевозчиков до сих пор не наблюдается?

- Ну почему же. Сдвиги, причем кардинальные, уже видны. Из "Баландино" отправляются рейсы компаний "Аэрофлот - российские авиалинии", "Аэрофлот-Норд", ГТК "Россия", "Дальавиа", "Узбекистон хаво йулари", "Авиапрад", "Уральские авиалинии", "S7 Airlines", "Оренбургские авиалинии", "КД авиа".

- Что для этого нужно сделать?

- Формальным ответом служит программа развития аэропорта, которую мы окончательно утвердим этой осенью, а также ускорение договорных процессов с собственниками воздушного транспорта. Но, в силу объективных причин, основная из которых - спрос, не все так просто. Для серьезных отношений между аэропортом и перевозчиком должна быть обоюдная экономическая целесообразность. Тем не менее, времена, когда недостаточный спрос и недоукомплектованность авиапарка были замкнутым кругом, заканчиваются. Процесс пошел. Настало время предлагать, и, что касается "Баландино", уже есть что. Сегодня мы соответствуем международным стандартам и готовы к работе с максимально возможной загруженностью. Надеюсь, что комфортные условия, уже созданные для пассажиров и планируемые, способны "подхлестнуть" спрос и стать залогом прибыльности и стабильного развития нашего предприятия.

- Что планируется?

- Во-первых, еще не все смогли оценить уже внедренное (новая входная группа, замена стоек регистрации, установлено новое сканирующее оборудование, что позволило сократить время досмотра, даже с учетом последних изменений правил перевозки жидкостей и отдельных видов веществ). Идет реконструкция привокзальной площади. К середине лета 2008 года будет открыт новый современный автопаркинг, рассчитанный на кратковременную и длительную стоянку машин. Особое внимание уделим международному терминалу, к которому будет оборудован отдельный подъезд. С городскими властями прорабатывается вопрос о введении дополнительных маршрутов общественного транспорта, не исключено приобретение акционерами автобусов-экспрессов, которые будут курсировать от железнодорожного вокзала до аэропорта (такое решение было принято группой МРП в отношении Толмачево). Что касается улучшения технического состояния, то мы завершаем реконструкцию перрона и оборудование пяти новых стоянок для воздушных судов, в планах строительство грузового терминала. Негласным показателем нашей "состоятельности" стала безукоризненная подготовка и встреча президента России, прибывшего на учения стран ШОС 17 августа. Для справки: максимальная задержка вылета рейсовых самолетов в тот день составила 1 час 52 минуты. Для сравнения: аэропорт Бишкека во время аналогичных международных военных учений вообще закрывался на двое суток.

- Есть надежда, что аэропорт "Баландино", получивший в мае звание "Лучший аэропорт года стран СНГ", "перетянет" челябинских пассажиров, предпочитающих летать через Кольцово?

- Во-первых, настоящая работа идет не так давно (немногим более полугода). А во-вторых, не забывайте, Екатеринбург всегда был более значимым транспортным центром, чем Челябинск, и сегодня де факто этот город является столицей Уральского федерального округа. По объемам перевезенных пассажиров соседи обгоняли нас всегда как минимум в полтора раза, но этот разрыв, объективно, сокращается. Вот несколько цифр - в прошлом году "Челябинское авиапредприятие" обслужило 470 тысяч пассажиров (1 852 самолетовылета), в этом - уже 660 тысяч человек (2 833 самолетовылета). Рост за полугодие 2007 года к аналогичному периоду 2006 года - 155%, но это только стартап. Через несколько лет нам удастся выйти на уровень самого успешного года за всю 70-летнюю историю "Баландино" (в 1990-м Челябинский аэропорт обеспечил взлет и посадку 1 014 000 человек).

Нынешнее увеличение числа пассажиров идет, в том числе, и за счет "оттока" пассажиров от "Кольцово" и с железной дороги (по некоторым направлениям цены за проезд и за "пролет" уже сопоставимы). Но даже не это главное. У нас нет стремления обогнать "Кольцово" во что бы то ни стало, но есть желание развить имеющуюся инфраструктуру. А уж чьими услугами удобнее и выгоднее воспользоваться, пусть решает потребитель.

- Насчет выгодности. Сейчас относительно дешево летать только в Москву (билет "туда-обратно" в эконом-классе - от 5 500 рублей). Стоит ли ждать подобных спецпредложений по другим направлениям?

- Это зависит от перевозчиков. Но мы, привлекая на одно направление несколько компаний, создаем конкурентную среду среди перевозчиков, что способствует снижению тарифов. Это удобно для пассажиров и выгодно для авиапредприятия, поэтому спецпредложения должны появиться.

- Как складываются отношения с областной властью? Какова ее роль в развитии авиапредприятия?

- Тот факт, что в совет директоров вошел министр промышленности Челябинской области (профильного для нас ведомства) Евгений Тефтелев, многое разъясняет. Принимая во внимание имеющиеся в областной собственности активы авиапредприятия, нам, несомненно, будет легче решать имущественные и административные вопросы. Мы уже провели встречи с представителями правительства области и увидели со стороны властей готовность к деловому разговору. К примеру, на совместном заседании с первым вице-губернатором Владимиром Дятловым обсуждалась возможность строительства железнодорожной ветки до аэровокзала.

- Каковы размеры инвестиций собственных средств МРП?

- Официальная предварительная сумма - 540 миллионов рублей до 2010 года, но это не абсолютный показатель, а, скорее, цифры для краткого выпуска новостей. В зависимости от ряда причин эта сумма может меняться в ту или иную сторону. Понимаете, можно купить авиапредприятие и без оглядки вкладывать в него деньги, но можно еще использовать и нематериальный ресурс (эффективный менеджмент, административные рычаги), который при оптимальном соотношении с финансовыми вливаниями и станет краеугольным камнем развития "Челябинского авиапредприятия". Насколько у нас все получится, думаю, жители Уральского региона оценят в ближайшие год-два....
Авторские права на данный материал принадлежат «Челябинский бизнес-журнал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка