О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолет превращается

С начала года компания "Авиавторресурс" переработала уже 43 самолета, пять бортов сейчас находятся в разделке - два в Казани, три в Белгороде

Разделывать борта интереснее, чем просто покупать и продавать металл", - говорит директор компании "Авиавторресурс" Сергей Самошкин. Он создал компанию в 2000 г., уже имея к тому времени шестилетний опыт утилизации авиатехники. В 2000 г. оборот "Авиавторресурса" составил примерно 10 млн. руб., в первом полугодии 2007 г. - 200 млн. руб.

Знакомьтесь: Сергей Самошкин, генеральный директор, совладелец компании "Авиавторресурс". 39 лет, закончил МВТУ им. Баумана по специальности "ракетные двигатели"

"После института меня распределили в Королев в КБ "Химмаш", где студентов совершенно не ждали. Я занялся бизнесом - пробовал продавать компьютеры и ПО, но быстро перешел к металлу. А от купли-продажи - к утилизации оборудования. "Самолетная" тема возникла в 1994 г., когда нам предложили разделать первый авиадвигатель".

В 2000 г. Самошкин вместе с партнером Николаем Сыровым создали компанию "Авивторресурс".

Разделка на местах

"До 2000 г. у нас была другая компания, которая занималась тем же самым в Москве. Но держать там промышленное производство неэкологично, и мы переехали на территорию аэропорта "Мячково", - объясняет Самошкин. Стартовый капитал был минимальным - не больше 200 000 руб., из оборудования - только болгарки и сварочные аппараты. "Зато у нас были обученные рабочие из старой компании", - подчеркивает Самошкин. По его подсчетам, сейчас инвестиции в оборудование для компании, специализирующейся на утилизации авиатехники, могут составить до $2 млн. "Резать самолет болгарками и автогеном опасно для жизни, - добавляет коммерческий директор компании "Авиавторресурс" Михаил Ковалев. - Никогда не удается слить топливо до конца, и от искры автогена может произойти возгорание".

За последний год в техническое оснащение компания вложила около 55 млн. руб. "Списанный самолет прилететь к нам не может, - объясняет Самошкин. - На аэродром выезжает техника и бригада рабочих. Сперва нужно разрядить все бортовые системы, потом убрать обшивку, кабели. И уж потом разрезать самолет, погрузить в транспорт и привезти в цех".

По цене лома

"Если взлетная масса самолета - 50 т, то цветных металлов в нем примерно в два раза меньше, - объясняет предприниматель. - Новый самолет стоит миллионы долларов, а списанный оценивается с точки зрения металлолома". "Тонна самолетного лома стоит 25 000 - 26 000 руб. (чем больше самолет, тем дешевле)", - добавляет Ковалев. "Авиавторресурс" выпускает около 40 видов вторичных сплавов, которые продает предприятиям, выпускающим товары народного потребления и агрегаты для сборочных производств. "С "Авиавторресурсом" мы работаем около шести лет, ежемесячно покупаем около 100 т сплавов, которые всегда соответствуют ГОСТам", - говорит начальник отдела снабжения Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ) Валентина Васильева.

За счет объема

"Из 5 т самолетного лома (вес Як-40) получается примерно 3,5 т сплава, который продается по цене 53 руб. за 1 кг без учета НДС. К каждой тонне лома прибавляется примерно 6000 руб.", - объясняет Ковалев. "Много затрат на перевозку техники, на электричество, поэтому рентабельность небольшая, прибыль мы получаем за счет объема продукции", - говорит Самошкин. "Рентабельность вторичной переработки алюминия - в пределах 10%", - комментирует руководитель пресс-службы Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) Дмитрий Ляховский. "Утилизация авиатехники сейчас почти нерентабельна, - считает начальник производственного отдела по утилизации авиационной техники ПЗЦМ "Авиа" Сергей Пичушкин. - Авиакомпании продают самолеты по цене, превышающей стоимость лома, а к самолету еще нужно ехать и платить зарплату рабочим".

Подлежит списанию

Клиенты "Авиавторресурса" - около 15 российских авиакомпаний, в том числе "Аэрофлот", "Трансаэро", "Татарстан". "Перед международным экономическим форумом нам нужно было срочно освободить место в "Пулково", мы обратились в "Авиавторресурс", и они своевременно выполнили работы по утилизации 11 самолетов. В общей же сложности помогли нам избавиться от 17 самолетов", - говорит заместитель генерального директора по ИАО ФГУП "ГТК "Россия" Виктор Харченко.

"Прямых конкурентов у нас мало - это ПК "Авиамет", ПЗЦМ "Авиа", Уральский центр утилизации (Челябинск)", - подсчитывает Самошкин. "Утилизацией авиатехники мы начали заниматься в 1990 г., но сейчас больше утилизируем цветной лом, - рассказывает Пичушкин из ПЗЦМ "Авиа". - Авиакомпании разбирают самолеты на запчасти, ремонтируют их, но чаще бросают гнить в аэропортах". "В Жуковском, например, сквозь списанные самолеты уже деревья проросли, - соглашается Ковалев. - Иногда стоимость стоянки такого самолета во много раз превышает цену, за которую его можно продать".

$34,5 млн. - таков потенциал рынка утилизации самолетов ГА при средней стоимости одного списанного самолета класса "Ту" $20 000-23 000. По информации, предоставленной Министерством транспорта РФ, сейчас в ГА эксплуатируется 2528 воздушных судов. 1500 самолетов подлежит списанию и утилизации. "В ближайшее время мы планируем обновление парка ВС, поэтому рынок утилизации самолетов действительно перспективен", - говорит руководитель пресс-службы Министерства транспорта России Тимур Хикматов. "А ведь есть еще военная авиация!" - подмигивает Самошкин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка