О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Приморские поисковики раскрыли тайну гибели истребителя в глухой тайге

Исследовательская группа приморских поисковиков закончила крупную работу по выяснению обстоятельств и причин гибели самолета-истребителя времен Второй мировой войны в глухой приморской тайге

Недавно исследовательская группа приморских поисковиков закончила крупную работу по выяснению обстоятельств и причин гибели самолета-истребителя времен Второй мировой войны в глухой приморской тайге, останки которого были найдены еще в 2005 году.

В ходе исследований специалисты несколько раз организовывали экспедиции на место катастрофы, преодолевая непроходимые дальневосточные джунгли, сутками просиживали в центральных государственных архивах и, наконец, добились своего.

Ярослав Ливанский, начальник Приморской общественной аварийно-спасательной организации "ВладПодземСпас", член Русского географического общества, один из активных участников исследовательской группы, в деталях рассказал VL.RU обо всем, что удалось выяснить:

В сентябре 2005 года, в тайге, северо-западнее села Васильевка Шкотовского района Приморского края, были найдены обломки истребителя И-15 бис и останки летчика, пилотировавшего самолет. Нашли его жители г. Находка, Николай Шумейко и Дмитрий Гарбузов, которые сообщили об этом в Находкинский музей, туда же они привезли два пулемета ПВ-1 и некоторые личные вещи погибшего летчика.

В ходе подготовки экспедиции к месту катастрофы было решено провести ее совместно с музеем Находки, который взял на себя обязательства по транспортной перевозке и связи с сотрудниками военкомата и милиции. "ВладПодземСпас" выступил в качестве эксперта по военной авиационной технике.

9-11 июня 2007 года была организована экспедиция. К месту гибели группа из 16 человек добиралась почти весь день по непроходимой тайге, при полном отсутствии троп и дорог. По прибытии на место, мы провели анализ расположения обломков, и выдвинули предварительные версии, из которых следовало, что истребитель, принадлежащий ВВС ТОФ, врезался в склон 760-метровой сопки брюхом и загорелся, летчик погиб на месте. При раскопе земли в районе кабины были извлечены некоторые останки пилота, запасной магазин от пистолета ТТ и части парашютной системы.

Удалось установить примерную дату катастрофы и версию гибели. Эти самолеты начали выпускаться в 1939 году, морально устарели уже к 1940 году, прекратили использоваться, как истребители, уже к концу 1941 года, и использовались в качестве штурмовиков до конца 1942 года. Отсюда можно вычислить примерный временной отрезок нахождения истребителя в ВВС ТОФ и его падение с 1940 по 1942 г., учитывая найденные на кислородном оборудовании даты "39 Г.Д.З. 1942 П.С.Г.И.". Найденный закрепленным на фюзеляже металлический прибор, первоначально задал нам загадку, так как на чертежах истребителя данное оборудование отсутствует. Изначально было выдвинуто предположение о фотооборудовании, после чего СМИ посчитали, что истребитель занимался аэрофотосъемкой и не был боевым. Уже затем, в ходе работы в архивах, было установлено, что это фотокинопулемет "ПАУ-22", использовавшийся при тренировках пилотов, в качестве прибора, подтверждающего точность попаданий пулеметов в воздушных боях и учебных стрельбах.

После того, как во время экспедиции сотрудники Находкинского музея показали себя не с лучшей стороны, не выполнив ни одного обязательства, кроме выкапывания в музейных интересах личных вещей погибшего пилота, было решено проводить дальнейшие работы по установлению личности летчика и даты силами ПОАСО "ВладПодземСпас". Для этого организация обратилась в Штаб ВВС и ПВО ТОФ, где офицер отдела воспитательной работы, подполковник Виктор Немцев, оказал большую помощь, подготовив ходатайства для работы в центральных архивах.

В июле-августе 2007 года я и моя коллега Алена Кочеткова была проведена обширная работа в Российском Государственном архиве Военно-Морского флота в г. Санкт-Петербург и Центральном Военно-Морском архиве в г. Гатчина. В итоге нам удалось установить личность погибшего летчика и подробности произошедшей в сентябре 1940 года катастрофы.

28-30 сентября 2007 года была проведена вторая экспедиция на место гибели истребителя, в ходе которой были найдены последние останки, не разнесенные дикими животными. В настоящее время Приморской общественной аварийно-спасательной организацией "ВладПодземСпас", Тихоокеанским флотом и Русским Географическим обществом согласовывается процесс захоронения останков летчика. Начат поиск родственников погибшего пилота.

Хочу особо подчеркнуть, что мы благодарим молодых ребят Гарбузова Д. Н., Бычкова Е. В., Удод А. В. за помощь в полевых работах на месте гибели летчика. Огромную благодарность организация выражает директору РГА ВМФ, доктору исторических наук Владимиру Соболеву за неоценимую помощь в документационной работе.

Благодаря таким людям культура России не будет сдана на металлолом, а займет достойные места в Книгах Памяти и Военно-Исторических музеях", - подытожил Ярослав Ливанский....
Авторские права на данный материал принадлежат «VL.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка