О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

А еще торпедная атака с воздуха

ВМС США оснащаются новыми образцами оружия для борьбы с подлодками в прибрежных морях

Реализуя пункты программы национального военно-морского строительства, командование ВМС США продолжает принимать на вооружение новые образцы оружия, предназначенные для борьбы с малошумными неатомными подлодками в мелководных районах прибрежных морей. Одним из наиболее совершенных представителей такого семейства является "легкая" торпеда Mк54 LHT, которая постепенно заменит собою все остальные торпеды данного класса. В мае 2007 г. в Соединенных Штатах было проведено совместное - флота и промышленности - испытание новой модификации этой противолодочной торпеды. В самое ближайшее время эта "крылатая", как ее уже успели окрестить специалисты, модификация должна поступить на вооружение американских противолодочных сил.

Испытание проводилось на территории Атлантического опытно-испытательного центра подводного оружия ВМС США (US Navy"s Atlantic Undersea Test and Evaluation Center или AUTEC; Багамские острова). С высоты 8000 футов (около 2438 метров) был осуществлен сброс торпеды Mk54 LHT (Lightweight Hybrid Torpedo), оснащенной навесным комплектом "Лонг шот" (LongShot) разработки компании Lockheed Martin. Сброс торпеды проводился с самолета Р-3 "Орион" (Orion) и осуществлялся в рамках отработки концепции ВМС США по использованию противолодочного оружия с больших высот HAAWC (High Altitude ASW Weapons Concept). Соответствующий контракт стоимостью 3 млн. долл. в рамках данной программы был выдан компании американскими ВМС в середине 2006 г. Контракт предусматривает проведение еще целого ряда испытаний и экспериментов.

Комплект "Лонг шот", как известно, был разработан еще в середине 90-х гг. для увеличения дальности полета управляемых и обычных (так называемых свободнопадающих) авиабомб, находившихся к тому времени на вооружении ВС США. В состав предназначенного для оснащения легких торпед комплекта "Лонг шот" входят накладной комплект с раскрывающимися после сброса крыльями; ЭВМ управления полетом; блок аппаратуры навигационной системы на основе приемника сигналов системы GPS; блоки питания; два металлических держателя, при помощи которых весь комплект крепится к торпеде.

В рамках концепции HAAWC по заказу ВМС США идет разработка противолодочного оружия авиационного базирования, которое можно будет сбрасывать с высот до 30 тысяч футов (9144 метра). При этом наличие "крылатого" комплекта позволит увеличить дальность полета сбрасываемого боеприпаса до 5 миль при точности приводнения 15 метров. При достижении заданной высоты - как можно ближе к водной поверхности - навесной комплект будет автоматически отстыковываться. Причем, как особо отмечают представители компании-разработчика, никакого дополнительного переоборудования самолета-носителя под оснащение его торпедами или другими средствами ПЛО с комплектами "Лонг шот" не требуется. Кроме того, наличие радиопередающего и радиоприемного устройств на "Лонг шот" позволяет летчику поддерживать двустороннюю радиосвязь со сброшенной торпедой уже после ее отделения на всем участке полета - вплоть до отделения накладного комплекта непосредственно у воды.

Торпеда Mk54 LHT - самый новый представитель противолодочного торпедного оружия, разработанный по заказу ВМС США. Разработчик торпеды - компания Raytheon. К настоящему времени торпеда принята ВМС США на вооружение (с другой стороны, имеются не подтвержденные официально данные о том, что пока торпеда все же находится в опытной эксплуатации).

Mk54 разработана на базе тех технических и технологических достижений, которые были достигнуты американскими специалистами-оружейниками в ходе работ по программам Mk46, Mk48ADCAP и Mk50 "Барракуда" (Barracuda, раннее обозначение - Advanced Light-Weight Torpedo). Основная цель, которая ставилась командованием ВМС США перед разработчиками, заключалась в создании нового эффективного образца торпедного оружия для применения преимущественно в прибрежных водах и мелководных морях - в рамках концепции "ведения боевых действий в литоральной зоне". Таким образом, основное ее предназначение - борьба с малошумными неатомными подводными лодками, действующими в прибрежных водах.

Фактически по своей конструкции торпеда Mk54 является "гибридным" соединением наиболее совершенных элементов, использованных в вышеуказанных торпедах: боевого зарядного отделения и силовой установки торпеды Mk46 и системы управления, поиска цели и наведения на нее на конечном участке торпеды Mk50. Также заимствован ряд элементов и с торпеды Mk48 ADCAP. Внешне же новая торпеда практически не отличается от своей менее удачной предшественницы - легкой торпеды Mk50.

Основные ТТХ торпеды Mk54LHT
  • Масса боевой торпеды, кг:
    • для надводных кораблей 75,8
    • для самолетов БПА 292,6
    • для вертолетов 285,8
  • Масса практической торпеды, кг:
    • для надводных кораблей 255,8
    • для самолетов БПА 272,6
    • для вертолетов 265,8
  • Калибр торпеды, мм - 323,7
  • Длина торпеды, м:
    • для надводных кораблей 2,71
    • для самолетов БПА 2,88
    • для вертолетов 2,79
  • Центр тяжести торпеды (считая от носовой части), м:
    • боевая торпеда 1,11
    • практическая торпеда 1,13
  • Тип БЧ - обычная фугасная типа PBXN-103
    (аналогична устанавливаемой на торпеде Mk46 Mod1)
  • Масса БЧ, кг - 43
  • Тип систем управления и наведения - аналогичен установленным на торпеде Mk50
  • Система управления - на базе бортовой ЭВМ типа AN/AKY-14
  • Система наведения - активно-пассивная на базе акустической антенны
  • Носители НК классов - "фрегат", "эсминец" и "крейсер"; самолеты БПА и вертолеты морской авиации
Активно-пассивная акустическая система наведения торпеды Mk54 LHT является дальнейшим развитием аналогичной системы, установленной на торпеде Mk50, она способна генерировать сигналы с регулируемыми параметрами (в том числе с постоянной и переменной частотой) и имеет дальность действия в два раза большую, чем у торпеды Mk46. Обтекатель антенны ГАС торпеды выполнен с использованием современных методов компьютерного моделирования и по внешнему виду напоминает аналогичный элемент российской торпеды УГСТ. По заявлениям разработчиков, такая форма обтекателя создает непосредственно перед приемо-излучающей решеткой ГАС достаточно "спокойную" зону, что позволяет значительно уменьшить уровень посторонних шумов при работе ГАС. Обтекатель выполнен из полиуретанового материала, который прошел специальный отбор и тестирование на предмет обеспечения наилучшего прохождения акустических сигналов через пограничную зону, а также обеспечения необходимого энергетического уровня сигналов.

Антенная решетка ГАС торпеды Mk54 LHT состоит из 52 приемо-излучающих элементов с полностью электронным формированием "луча", сгруппированных в 8 вертикальных и 8 горизонтальных рядов. Такая форма, по заявлению разрабатывавших акустическую систему самонаведения торпеды специалистов, дает возможность формировать в горизонтальной и вертикальной плоскостях до 62 узконаправленных "лучей" (предположительно, сектор "луча" составляет 18 градусов). Последнее в совокупности с мощным бортовым вычислительным комплексом торпеды (позволяет обрабатывать информацию по всем 62 "лучам" одновременно)обеспечивает ей большую дальность и иные наилучшие условия обнаружения атакуемых целей. Узкий "луч" также обеспечивает более эффективную дискриминацию цели и отсечение используемых подводной лодкой противника ложных акустических целей (самоходных и дрейфующих гидроакустических имитаторов ПЛ и т.п.).

Аппаратура приемного тракта ГАС торпеды Mk54 LHT также имеет "полностью цифровую" систему управления и работает одновременно в нескольких частотных диапазонах. При этом американские эксперты подчеркивают, что наличие у торпеды способности менять скорость своего хода позволяет адаптировать последнюю к конкретным условиям окружающей обстановки - в частности, дает возможность уменьшать воздействие посторонних шумов океана на работу акустической системы самонаведения.

Бортовая система управления торпеды имеет так называемую "открытую архитектуру" и построена на базе цифрового компьютера марки AN/ANY-14, который обеспечивает анализ поступающей информации в реальном масштабе времени и позволяет осуществлять управление торпедой по следующим параметрам: общее управление, навигация, поиск и обнаружение цели. Предположительно в составе данной системы использован разработанный и производимый компанией KVH Industries инерциальный блок TG-6000 IMU, построенный на базе волоконно-оптических гироскопов военного назначения, которые производятся этой же компанией. Контракт на поставку Raytheon Integrated Defense Systems первой партии таких блоков был подписан 7 октября 2003 г.

Блок аппаратуры управления торпеды организационно состоит из двух модулей: процессорного и управления. Первый представлен "материнской платой" марки 6U VME64, в семи слотах которой устанавливаются карты (платы) обработки акустических сигналов ГАС и обработки данных тактической обстановки (элементы системы самонаведения торпеды), карта специализированного интерфейса, а также карта записи и обработки данных MRECS (Modular Recording and Exercise Control). Остальные три слота являются свободными и предназначены для установки дополнительных плат - с целью дальнейшего расширения возможностей бортовой системы управления торпеды.

Карта обработки акустических сигналов Quad 7410 G4DSP способна выполнять до 14 миллиардов операций с плавающей запятой в секунду (14 гигафлопс). По заявлению разработчиков, в ней реализованы наисовременнейшие алгоритмы обработки сигналов активного и пассивного трактов ГАС торпеды, а также многоступенчатый алгоритм обработки данных о потенциальной цели, что позволяет достаточно быстро проводить фильтрацию целей и эффективно отсеивать ложные объекты естественного и искусственного происхождения.

Карта обработки данных тактической обстановки построена на базе процессора PowerPC 755 (400 МГц) и предназначена для обработки элементов движения обнаруженных целей, их классификации и анализа, выделения ложных и перспективных целей, а также выработки решения на атаку определенных целей и их последующее сопровождение. Карта MRECS базовой комплектации способна выполнять запись до 170 Мб данных телеметрии и данных, поступающих с ГАС торпеды, но может быть расширена - с целью увеличения емкости записи - до 700 Мб. Скорость записи - не менее 600 килобит/сек.

Что касается модуля управления, то он построен на базе процессора PowerPC 755 (изначально предлагался процессор PowerPC 603E, устанавливаемый на торпедах Mk48 ADCAP) и включает в себя цифровую систему автоматического управления (своеобразный авторулевой), являющуюся модернизированным вариантом аналогичной системы, примененной в торпедах Mk48 ADCAP и Mk50, датчик глубины и ряд других элементов. Данный модуль предназначен для управления движением торпеды и выполнения всех запрограммированных маневров.

Боевое зарядное отделение торпеды включает в свой состав боевую часть типа Mk103 Mod1 и механизм инициации подрыва боевой части типа Mk20 Mod0. Боевая часть Mk103 Mod1 - обычная фугасная, на основе ВВ типа PBXN-103 (масса ВВ - 44,6 кг, что в тротиловом эквиваленте составляет 108 кг). Корпус боевой части выполнен в виде алюминиевого цилиндра. БЧ одобрена к принятию на вооружение ВМС США в соответствии с инструкцией OPNAVINST 8020.5B.

В ходе испытаний проводилось тестирование боевой части на предмет сохранения работоспособности в условиях различных температур, влажности, а также под воздействием вибраций и ударных нагрузок. В том числе боевая часть была на 30 суток помещена в камеру, в которой была обеспечена температура 0 градусов, а затем 140 градусов по Фаренгейту (от -17,8 до 60 градусов по Цельсию соответственно), а также проведено тестирование на ударную нагрузку - сброс БЧ с высоты 40 футов (12,19 м). Данная БЧ прошла тестирование на соответствие американскому стандарту HERO (Hazards of Electromagnetic Radiation to Ordnance) - то есть может выдерживать "безболезненно" воздействие электромагнитных импульсов определенного уровня (возникающих, например, после ядерного взрыва).

Механизм инициации Mk20 Mod0 имеет два взрывателя: контактный и неконтактный. Для взведения механизма необходимо наличие определенной величины давления воды и электрического тока, подводимого от двигательной установки торпеды в момент ее пуска.

По данным разработчиков, энергосиловая установка торпеды Mk54 LHT построена на базе газотурбинного двигателя открытого цикла (пятикамерный), использующего однокомпонентное топливо "Отто II" (Otto Fuel II): топливная емкость боевой торпеды содержит 33 литра, а практической торпеды - только 21,8 литра. Все компоненты топливно-энергетической системы (непосредственно само топливо и др.) прошли соответствующее тестирование и одобрены командованием американских Военно-морских сил "для использования в ВМС США". Эффективность работы двигательной установки торпеды, которая во многом идентична используемым на торпедах Mk48 ADCAP и Mk50, подтверждена в ходе более чем 52 тысяч стрельб, проводившихся с надводных кораблей, самолетов БПА и вертолетов морской авиации.

В хвостовом отделении торпеды располагаются прибор управления скоростью (заимствован с торпеды Mk48 ADCAP), генератор постоянного тока с бифилярной обмоткой (то есть имеются две близкорасположенные параллельные обмотки), а также тепловая батарея и мембранный переключатель (выключатель) защитной блокировки (все последние созданы еще в рамках программы Mk50).

Топливо "Отто II" - однокомпонентное, создано на базе эфира азотной кислоты. Отличается высокой стабильностью, низкой степенью пожароопасности, не подвержено окислению, а также устойчиво к ударным нагрузкам, которым подвергается торпеда во время эксплуатации. Топливо является высокобезопасным для хранения: так, по словам его создателей, оно может храниться в топливных баках торпед без проведения технического обслуживания до 10 лет, а в топливных цистернах складов при условии поддержания необходимого микроклимата и иных условий хранения - вплоть до 75-100 лет. Никакого дополнительного обслуживания на корабле-носителе топливо и топливная система торпеды не требуют.

По заявлению разработчиков установки, ее конструкция и система управления позволяют включать все ее элементы практически сразу же после выполнения торпедной стрельбы, что позволяет равнозначно эффективно использовать ее на больших глубинах и в мелководных районах прибрежных морей.

В качестве движителя на Mk54 LHT используются два соосных гребных винта противоположного вращения. Максимальная скорость торпеды Mk54 LHT, учитывая тот факт, что она несколько тяжелее торпеды Mk46, но имеет ту же двигательную установку, может составлять порядка 40 узлов. Точные данные командованием американских ВМС было решено засекретить. Так же, как и данные по максимальной глубине ее хода.

Практический вариант торпеды Mk54 LHT отличается от боевой торпеды наличием специального отсека с надувным мешком для поддержания торпеды на поверхности после окончания стрельбы и меньшего запаса топлива на борту, а также отсутствием боевой части. Вместо последней как раз и устанавливается так называемый "отсек для флотских учений" (Fleet Exercise Section или FES). Назначение данного отсека - сбор различной информации во время учебной торпедной стрельбы, обеспечение работы акустической системы самонаведения торпеды, выдача команды на выключение энергосиловой установки торпеды и обеспечение последующего всплытия торпеды на поверхность (в этом случае также активируется специальный баллон с красящим веществом ярко-зеленого цвета для более быстрого обнаружения торпеды).

В отсеке FES находятся карта записи и обработки данных MRECS (Modular Recording and Exercise Control) и блок вспомогательной электронной аппаратуры. Карта MRECS может одновременно вести запись по тридцати двум 12-битным анало-цифровым каналам и по 20 цифровым каналам. В системе ввода данных в плату использован протокол 10-Base T-Ethernet (реализация стандарта IEEE 802.3i для сетей Ethernet с использованием неэкранированного кабеля на основе скрученных пар - т.н. "витая пара"). Данная плата также используется для приема команд и передачи их во вспомогательный блок для исполнения.

Вспомогательный блок включает стандартную интерфейсную плату (карту), три карты подсистемы измерения дистанции, устройство охлаждения и два резервных слота, предназначенных для установки дополнительных плат (карт). Кроме интерфейса, для исполнения команд, поступающих из MRECS, аппаратура данного блока включает несколько специальных переключателей, датчиков и сенсоров, в том числе датчик сигнала о полном израсходовании топлива; датчик сигнализации о полной остановке торпеды; измерители пройденного расстояния; датчик для выдачи команды на наполнение баллонов плавучести газом; датчик давления (рассчитан на глубину 50 футов, т.е. около 15,24 м) и "водяной" сенсор, которые подтверждают тот факт, что торпеда находится в воде и на соответствующей глубине (все это необходимо для безопасного включения подсистемы всплытия торпеды). Кроме того, имеется еще и резервная система определения момента остановки торпеды и подтверждения наличия положительной плавучести у торпеды (при необходимости выдает команду на включение подсистемы всплытия торпеды).

Подсистема всплытия торпеды FES BSS разработана таким образом, что обеспечивает торпеде положительную плавучесть и, соответственно, всплытие на поверхность в любых условиях: как при полном израсходовании топлива и естественного выключения двигателя, так и при прекращении работы оного по команде системы управления (т.е. до полного израсходования топлива). После получения команды на включение подсистемы всплытия подается ток на систему накачки газа в баллон (на ранней стадии использовались два каплеобразных баллона, но затем было решено использовать один баллон - напоминает спасательный круг, обернутый вокруг "учебной" секции торпеды). Наполняемый газом баллон расширяется и самостоятельно удаляет защитные крышки, обеспечивая торпеде всплытие с глубин до 1200 футов (около 365,7 м). Упомянутый выше датчик глубины играет роль элемента "защиты от дурака" - чтобы личный состав не задействовал данную систему или чтобы она не включилась по какой-либо причине сама. Датчик отключается только в воде, на глубине не менее 50 футов (около 15,24 м). В подсистеме FES BSS также предусмотрены три автоматических стравливающих клапана (регулируют избыточное давление во время всплытия торпеды) и один механический клапан - для "сдутия" баллона после того, как торпеда найдена и поднята на палубу корабля.

В новой торпеде широко использованы так называемые COTS-технологии. COTS - это Commercial-Off-The-Shelf, что в переводе с английского дословно будет означать "коммерческие, взятые с полки". К этому разряду относятся гражданские (коммерческие) технологии, разработанные в рамках каких-либо невоенных проектов и затем просто перенесенные на образцы вооружения, военной и специальной техники. Среди прочего это ускоряет и удешевляет процесс создания нового оружия и также отражается в лучшую сторону на стоимости его серийного производства, поскольку данные технологии уже внедрены в промышленность.

В ходе работы над торпедой американским инженерам удалось реализовать так называемый принцип "открытой архитектуры", который позволяет достаточно быстро и легко проводить модернизацию Mk54 LHT или же модифицировать торпеду под конкретные требования заказчика. Последнее особенно важно, поскольку данная торпеда изначально планировалась американцами для поставки на экспорт. Так, уже в апреле 2007 г. Агентство по военному сотрудничеству в области обороны США уведомило американский Конгресс о том, что получен запрос от правительства Турции на предмет поставки Военно-морским силам этой страны партии противолодочных торпед Mk54 LHT в количестве 100 штук на общую сумму около 105 млн. долларов. Кроме торпед, в рамках контракта планируется поставить еще и 50 транспортных контейнеров, а также соответствующее оборудование для береговой технической базы и иное необходимое оборудование и услуги (все это входит в указанную стоимость).

Еще одной отличительной особенностью торпеды Mk54 LHT является то, что она максимально возможно приспособлена для применения с теми системами торпедной стрельбы, хранения и технического обслуживания торпед легкого класса, которые состоят сегодня на вооружении ВМС США (такими, как торпедные аппараты типа Mk32 и т.п.). Это облегчает и ускоряет подготовку и переподготовку личного состава соответствующих боевых частей и служб флота.

Изначально предполагалось начать опытную эксплуатацию торпеды Mk54 LHT Военно-морскими силами США в 2001 г. Однако по причине ряда неудач и задержек в программе, начальная фаза испытаний была перенесена с 1998 на 1999 г., а завершились они только в 2002 г. - то есть на год позже первоначально утвержденного флотом и промышленностью графика. Правда, в ходе испытаний, к вящему удовольствию заказчика и разработчика, количество стрельб удалось сократить по сравнению с испытаниями торпеды Mk50 почти на две трети.

Первый контракт компания-разработчик получила от ВМС США в апреле 2003 г. (за 25,1 млн. долл. она должна была передать флоту опытную партию в количестве 24 торпед Mk54 LHT). Согласно условиям контракта поставки должны были начаться не позднее середины следующего года. В конце 2004 г. компании Raytheon был выдан второй производственный контракт, рассчитанный на пять лет. До его окончания фирма может получить из военного бюджета в общей сложности до 500 млн. долларов. В рамках контракта компания обязалась поставить американским ВМС 51 торпеду Mk54 LHT (объявлена сумма в 70,2 млн. долларов - таким образом получается, что ВМС США закупают торпеду по большей цене, чем ее экспортная модификация).

Кроме того, по этому же соглашению Raytheon должна поставить 111 торпед типа Mk48 ADCAP (из них 20 - для Королевских ВМС Австралии), а также партию из 15 торпед Mk48 CBASS (Common Broadband Advanced Sonar System) с усовершенствованной ГАС и т.д. Исполнение контракта поручено предприятию подразделения Integrated Defense Systems компании Raytheon, которое расположено в Тексбури, а также техническим центрам компании (Torpedo and Readiness Center), расположенным на территории флотского центра в Портсмуте и на территории военно-морской базы ВМС США Кипорт, штат Вашингтон.

В октябре 2004 г. компания Raytheon приступила к малосерийному выпуску новых торпед, которые несколько позднее стали поступать в опытную эксплуатацию ВМС США. А в следующем году, по данным представителей компании-разработчика, Raytheon начала уже полномасштабный серийный выпуск нового противолодочного оружия. Торпеда Mk54 LHT предназначена для замены находящихся в арсенале американского флота торпед Mk50 и Mk46 нескольких модификаций. Однако в отношении последних может быть проведена достаточно недорогая и не очень длительная по времени модернизация, связанная с заменой ряда секций и модернизацией остальных. Это существенно сокращает расходы заказчика, позволяет зарубежным флотам избежать "многотипности" имеющегося на вооружении противолодочного торпедного оружия и не заниматься утилизацией снятых с вооружения торпед предшествующих модификаций....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка