О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Системная оборона

Стараниями федеральных телеканалов судьба Габалинской и Армавирской РЛС волнует сегодня не только военных, но и рядовых обывателей

Стараниями федеральных телеканалов судьба Габалинской и Армавирской радиолокационных станций (РЛС) волнует сегодня не только военных, но и рядовых обывателей. Россия предложила НАТО использовать эти РЛС вместо того, чтобы строить систему ПРО в Польше. Американцы ответили, что станции недостаточно хороши. "Это просто политика", - уверен Сергей Боев, гендиректор концерна "Радиотехнические и информационные системы".

Именно "РТИ Системы" занимается строительством упомянутых РЛС. По словам Боева, российские радары ничуть не уступают американским. Точка в переговорах еще не поставлена - быть может, российской стороне все-таки удастся уговорить натовских военспецов использовать хотя бы Армавирскую РЛС. Для концерна это станет большой победой. Оборонное подразделение АФК "Система" прочно закрепит за собой статус одного из ключевых предприятий российского ВПК.

Вполне естественно, вы не желаете терять полученный вами военный заказ, насколько нам известно, довольно крупный, но вместе с тем, как всякий порядочный гражданин, не можете мириться с подобным беззаконием.

Рекс Стаут
Звонок в дверь


Повод для гордости налицо. Но не с точки зрения бизнеса. В масштабах "Системы" - владельца, к примеру, такого гиганта, как сотовый оператор МТС, - концерн "РТИ Системы" почти незаметен. Общая выручка "Системы" в первом полугодии 2007 г. достигла $5,9 млрд., OIBDA - $2,2 млрд., чистая прибыль - $877,1 млн. На долю "РТИ Системы" в выручке пришлось лишь 2%, причем рентабельность по OIBDA (и, вероятно, по чистой прибыли, размер которой не раскрывается) у концерна в два с лишним раза ниже, чем у материнского холдинга в целом.

Комментируя полугодовые итоги "Системы", аналитики дружно указали на "разочаровывающе низкую" эффективность нетелекоммуникационных активов холдинга. И "РТИ Системы" в том числе. Однако в самой "Системе" оборонный концерн проблемным не считают. "Финансовый успех для "РТИ Системы" не определяющая вещь. Для нас важно стать действительно "национальной" компанией, то есть компанией, которая обслуживает стратегические интересы государства. Это гарантирует нам уверенность в завтрашнем дне", - без обиняков говорит президент АФК "Система" Александр Гончарук.

Неизвестный герой

В 1990-х гг. Радиотехнический институт (РТИ) имени Минца, как и многие другие бывшие советские НИИ, был акционирован. Акции, розданные сотрудникам, быстро разошлись по рынку. Коммерсантов привлекали огромные площади рядом с метро "Динамо", а уж никак не разработки института.

Окончательно превратиться в офисный центр РТИ не дал Владимир Евтушенков. Гендиректор РТИ Боев был хорошо знаком с Евтушенковым еще со времен, когда тот возглавлял Московский комитет по науке и технологиям (МКНТ). Институт выполнял для МКНТ различные исследования. В 2000 г. Евтушенков собрал контрольный пакет акций РТИ, а также НИИ дальней радиосвязи. Так и была заложена основа военного бизнеса АФК "Система".

"РТИ Системы" до сих пор остается компанией, "широко известной в узких кругах". Для научного редактора журнала "Экспорт вооружений" Михаила Барабанова этот концерн - лидер на российском рынке военных систем радиолокации, которому гарантированы госзаказы на много лет вперед. Для сотрудника Morgan Stanley Александра Вассюка, который занесен в официальный список АФК "Система" как аналитик, изучающий холдинг, название "РТИ Системы" почти ничего не говорит: "Это небольшой бизнес, инвесторы им практически не интересуются".

"Небольшой бизнес" уверенно растет. По сравнению с первым полугодием 2006 г. выручка РТИ за шесть месяцев этого года выросла почти в два раза, а по итогам года составит около $320 млн., прогнозирует Боев.

С начала 2000-х концерн оброс десятком предприятий. Самые крупные из них - Ярославский радиозавод (ЯРЗ), Саранский телевизионный завод, конструкторское бюро "Планета" - были приобретены в последние два года. На их покупку концерн потратил около $15 млн. Порой сделки вызывали недоуменные вопросы экспертов: зачем "Системе" тот же ЯРЗ - пусть и крупный, но далеко не первый в России производитель оборудования для спутников? Но Боев знал, что делал. Чтобы повысить рентабельность бизнеса, в концерне нужно было собрать полную технологическую цепочку по производству РЛС, которые сегодня приносят концерну около 80% выручки. И ЯРЗ пришелся как нельзя кстати. "Это очень перспективное направление, - подтверждает Барабанов из "Экспорта вооружений". - Системы управления и связи сейчас рассматриваются в качестве одного из приоритетов".

Две головы

Ядром концерна остаются институт имени Минца и НИИ дальней радиосвязи. В советские времена они были конкурентами. Конкурируют и сейчас. Боев убедил "Систему", что сливать институты в один не стоит: у каждого свой сложившийся научный коллектив. Если обычные производители в первую очередь оптимизируют материальные затраты, то Боев - интеллектуальные. Две команды могут работать над параллельными проектами. Финансирование получит та, которая найдет лучшее решение.

Кадры для Боева - самый ценный ресурс. "Лет пять назад средний возраст разработчика в нашем институте составлял 56 лет, - говорит глава РТИ. - А сегодня уже 45 лет". Разработчики "помолодели" за счет студентов из Москвы, Новгорода, Ярославля. Везде, где у РТИ есть свои предприятия, в местных вузах создаются "опорные" кафедры, с которых студенты плавно переходят на заводы и НИИ "Системы". С этой осени концерн стал выращивать себе новую смену прямо со школы: для детей воссоздали давно забытые радиокружки.

Зато разработчики среднего возраста "вымыты" почти полностью, сетует Боев. Очень многие специалисты ушли в сотовые компании - прежде всего в "ВымпелКом", который долгое время сидел в том же институте имени Минца. Центральный офис этого оператора вплоть до нынешнего лета располагался на улице 8 Марта, в здании, когда-то целиком принадлежавшем институту. Боев по сей день вспоминает, как, будучи замдиректора института, он провожал на "гражданку" начальника одного из своих отделов - будущего основателя "ВымпелКома" Дмитрия Зимина.

Теперь специалисты бегут все реже: "Система" щедро вкладывается в НИОКР. Конечно, по мировым меркам $2 млн., которые концерн потратит на научно-исследовательские работы в этом году, - это совсем немного. Но для России это почти рекорд. Боев уверяет, что с каждым годом "РТИ Системы" будет тратить на исследования все больше и больше. Результатами вложений директор РТИ готов похвастаться прямо сейчас. Последняя модель РЛС "Воронеж-ДМ", по словам Боева, превосходит американские аналоги. При тех же точностных характеристиках радар потребляет меньше электроэнергии и не требует водяного охлаждения. Именно "Воронеж-ДМ" поставят к концу года на дежурство в Армавире.

Но даже если строптивые американцы на захотят использовать Армавирскую РЛС, Боев не слишком расстроится. В конце концов, военный заказ - не главная золотая жила, которую взялся разрабатывать концерн.

Конверсия идей

"Я пережил пять генсеков, но никогда еще государство не тратило столько денег на национальные проекты, - радуется Александр Гончарук. - Это суммы, вполне сравнимые с крупными зарубежными контрактами. Для таких "домашних" компаний, как наша, кому непросто выйти за пределы СНГ, нацпроекты позволяют серьезно расширять бизнес".

В конце этого года заработает Национальный центр управления МЧС в кризисных ситуациях. Тендер на его строительство в конце 2005 г. выиграл РТИ. Казалось бы, какое отношение МЧС имеет к радарам? Оказывается, методы распознавания целей, которые используются в ПРО, могут применяться, например, в борьбе с пожарами - для определения площади возгорания, направления и скорости распространения огня и т. п. На создание центра государство планирует потратить около 2,5 млрд. руб. Около четверти средств, выделяемых на центр, достанется другой дочерней компании "Системы" - концерну "Ситроникс".

"Ситроникс" совместно с РТИ участвует еще в одном проекте, курируемом МЧС, - создании системы информирования и оповещения населения. В рамках этой программы "Ситроникс" поставил МЧС плазменные панели на несколько миллионов долларов. "Между "Ситрониксом" и РТИ существует тесная синергия", - говорит Боев. В частности, "РТИ Системы" использует элементную базу "Микрона" (завод в Зеленограде, принадлежащий "Ситрониксу") в своих РЛС.

Еще один крупный гражданский проект, над которым сейчас работает РТИ, - коммерциализация системы ГЛОНАСС, российского аналога Global Positioning System (GPS). НИИ космического приборостроения отвечает за функционирование спутниковой группировки, а РТИ - за ее наземную часть. Об объеме проекта можно судить по следующим данным: согласно правительственной программе использования ГЛОНАСС к 2015 г. в России навигационной аппаратурой данной системы должно быть оснащено 46 000 объектов. По подсчетам Российского института радионавигации и точного времени, для этого потребуется 700 000 приемников. Стоить они будут никак не менее $1,2 млрд.

По мнению главы российского представительства Voxtel Алексея Шабловского, поскольку правительство сделало использование ГЛОНАСС-совместимых приемников обязательным для силовых структур, транспортных компаний и т. д., эта система может сильно потеснить на российском рынке GPS. Неплохой куш на этом проекте может сорвать и "Ситроникс". Гончарук как-то признался, что его холдинг ведет переговоры с китайской компанией ZTE о приобретении двух заводов по сборке электроники. На них "Ситроникс" сможет производить навигаторы для ГЛОНАСС. Сейчас на долю гражданских проектов приходится около 30% доходов РТИ. В целом концерн обеспечен портфелем госзаказов на $2,5 млрд.

Щит и меч

Тем не менее все равно находятся скептики, которые не верят в ценность "РТИ Системы". "Гончаруку, может, виднее, насколько наличие военного бизнеса увеличивает лояльность государства. Но мне кажется, что это иллюзия", - говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Он припоминает историю, как Объединенная промышленная корпорация приобрела "Северную верфь" и "Балтийский завод": "Это не вернуло совладельцу корпорации Сергею Пугачеву расположение Кремля".

К тому же с недавних пор государство решило развивать ВПК путем создания вертикально интегрированных холдингов. "Военные активы сейчас ненадежны. В любой момент государство может дать команду объединяться, как произошло с компанией "Иркут", например", - продолжает Пухов. "Система" уже пострадала от такой политики. В 2005 г. она была вынуждена продать "Оборонпрому" 49,5% акций производителя вертолетов КБ "Камов" за $30 млн. Этот пакет "Система" приобрела в 2002 г. и собиралась построить на базе "Камова" вертолетный холдинг. Не получилось.

Есть и еще один неприятный для "Системы" фактор. Сейчас акции холдинга торгуются со значительным дисконтом к сумме его публичных активов и руководство АФК старается уменьшить этот дисконт за счет развития своих непубличных компаний. "И тут "Системе" придется определиться, чья лояльность ей важнее - инвесторов или государства, - говорит Вассюк из Morgan Stanley. - Российский ВПК все равно что черный ящик. Как в нем заключаются контракты, совершенно неясно, так что развитие военного бизнеса может только увеличить дисконт по ее акциям"....
Авторские права на данный материал принадлежат «SmartMoney». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка