О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взлетели до небес

В декабре билеты на самолет продавались втридорога. По экспертным оценкам, уже 15 декабря невозможно было купить авиабилета, цена которого не превышала бы обычную в 1,5-2 раза

Новый год для многих россиян начался не только с чистой страницы, но и с пустого кармана. Траты на подарки, развлечения, поездки. Особенно не повезло тем, кто решил провести зимние каникулы за границей. В декабре билеты на самолет продавались втридорога. По экспертным оценкам, уже 15 декабря невозможно было купить авиабилета, цена которого не превышала бы обычную в 1,5-2 раза. "Новые Известия" решили выяснить, в чем причина такого резкого роста цен.

Основной причиной того, что цены на билеты взлетели до небес, сами авиаперевозчики называют повышение стоимости топлива, которое произошло еще в конце осени. Так, тонна керосина в декабре прошлого года уже обходилась им в 24-25 тыс. рублей вместо 20-21 тыс. в ноябре. Как рассказали "НИ" в пресс-центре авиакомпании S7, именно это сыграло главную роль в изменении стоимости на авиабилеты с середины декабря. "Мы ввели топливные надбавки, только для туроператоров с которыми мы работаем, - рассказал "НИ" директор по связям с общественностью компании "Трансаэро" Сергей Быхал. - Повышение зависело от рейса и составляло от 2 до 12 %".

В структуре авиакомпаний расходы на топливо занимают от 35 до 60%. Поэтому это может существенно повлиять на изменение стоимости билетов. "Последний раз такое подорожание топлива было в 2004 году, - прокомментировал ситуацию "НИ" руководитель турфирмы "Ванд" Максим Ванд. - Перед Новым годом вообще создался искусственный, на мой взгляд, дефицит топлива для самолетов. Но в основном глобальное подорожание касается чартерных рейсов. Дороже всего россиянам обошлись перелеты в дальние страны, такие, как Таиланд, Индия, Шри-Ланка. Цены на эти направления повысились более чем на 100 долларов. Продолжается подорожание цен в Египет и ОАЭ. Конечно, все это отразилось на стоимости путевок, и нам стоило немалого труда объяснить клиентам, почему так произошло. Но в данной ситуации у авиакомпаний нет выбора: нефтяная отрасль напрямую связана с монополизацие, и решать этот вопрос будет возможным только на уровне правительства".

Впрочем, эксперты убеждены: на стоимость авиабилетов повлияло не только подорожание топлива. Многие авиакомпании решили сыграть на сезонном увеличении спроса. "Это традиционная и не совсем этичная практика связана также с сезоном праздников, - пояснил "НИ" председатель Клуба защиты прав туриста Дмитрий Давыденко. - Повышается спрос над предложением - повышаются и цены. Стоимость билетов возрастает на 30-40%. Клиентов от этого меньше не становится. В межсезонье спрос уменьшается, авиакомпании понижают расценки и устраивают различные акции распродаж билетов".

Проследить тенденцию несложно. На одном из сайтов туроператоров стоимость авиабилета в Испанию на 19 января составляет 7,2 тыс. рублей, а на 22 марта, когда начинаются весенние каникулы в школе, а спрос на путевки резко возрастает,- 16,6 тыс. рублей. "Конечно, простым пассажирам не приятно переплачивать втридорога за услугу. Но мы тут бессильны, - рассказал "НИ" начальник отдела водного, воздушного, автомобильного транспорта ФАС Евгений Аникин. - Дело в том, что тарифы на билеты авиакомпании регулируют самостоятельно. Поэтому последние имеют право играть на спросе и повышать их стоимость. Говорить же о действительном нарушении можно только в том случае, если на одном из направлений сразу несколько авиакомпаний поднимают стоимость билетов до одинаковой отметки".

Беда в том, убеждены эксперты, что на рынке заграничных авиаперевозок у нас недостаточная конкуренция. "В России действует всего около 100 авиакомпаний. Это немного, - говорит председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - И низкая конкуренция между ними позволяет значительно увеличивать стоимость на билеты и оставаться при этом в рамках закона". "Чем больше компаний работает на направлении, тем меньше тарифы, - говорит г-н Аникин. - Например, в направлении Москва - Санкт-Петербург их работает не меньше шести. Следовательно, за счет конкуренции цена билета невысока". Признают эти проблемы и чиновники. "Сейчас главная наша цель - добиться, чтобы в каждом направлении работало пять-шесть авиакомпаний, - рассказал "НИ" Тимур Хикматов, начальник отдела общественных связей Министерства транспорта РФ. - Это создает здоровую конкуренцию на рынке. Это выгодно и государству".

Впрочем, как рассказал "НИ" председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, права российских авиапассажиров косвенно все же были нарушены. "Дело в том, что со второй половины декабря некоторые туроператоры начали требовать с клиентов, купивших у них путевки, доплаты, - пояснил "НИ" Дмитрий Янин. - Она достигала 19-20% от первоначальной стоимости билета. Люди могли отказаться от этого, но многим не захотелось жертвовать запланированным отдыхом, и они выплатили требуемую разницу. По нашему мнению, это требование нарушает права потребителя и закон, поскольку может трактоваться, как односторонний отказ от выполнения обязательств". По словам Дмитрия Янина, главная вина в такой ситуации все же лежит на авиакомпаниях, которые диктуют туроператорам кабальные договоры, допускающие пересмотр цены на перелет. В конечном итоге жертвой оказывается потребитель.

Авиакомпании, между тем, парируют: они предлагали и экономичные билеты на новогодние праздники. И не их вина, что все они были раскуплены еще в сентябре. "Чтобы полететь на Новый год за небольшую сумму, следует позаботиться о покупке недорогого билета заранее - за два месяца, а не за несколько дней до праздников, - объяснил "НИ" руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Мало того, зачастую невозможно купить и дорогие билеты, поскольку банально заканчиваются места".

Защитники прав потребителей убеждены, что большинство экономичных билетов могли быть забронированы еще за полгода компаниями-посредниками, которые, также желая заработать на предпраздничном ажиотаже, завысили стоимость билетов. Именно это вызвало волну недовольств среди желающих совершить недорогой перелет. Однако эффективных законодательных мер против таких операций тоже не существует.

Билеты не подорожали только в Швеции

В большинстве западных стран, в том числе США и Великобритании, в предпраздничные дни тоже сильно подорожали билеты. Те, кто не озаботился покупкой билета на самолет заранее, в Германии вынуждены были переплачивать 150-500 евро, передает собкор "НИ" в Берлине Сергей Золовкин. Исключение составила Скандинавия. Например, в Швеции билеты на рождественские праздники практически не подорожали, сообщает собкор "НИ" в Стокгольме Алексей Смирнов. Так, всего за 300 евро можно было не только долететь до Египта и вернуться, но и пожить две недели в отеле. Это объясняется высокой конкуренцией перевозчиков на скандинавском рынке. Свои услуги предлагают десятки авиакомпаний, в том числе так называемые "низкобюджетные". Желающие могли полететь в декабре на Канары или Мальорку всего за 30 евро в оба конца....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка