Автор: Андрей Красиков, Елена Строителева, Олег Жунусов, Николай Гритчин
Опубликовано: 18.01.2008, 17:26
 

Российские аэропорты не защищены от террористов


[image]

К таким выводам пришли сотрудники Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, проверяя аэропорты своего округа. Но, как выяснили "Известия", опасность грозит не только тем, кто вылетает из Сибири.

Требовать усиления безопасности в аэропортах в Министерстве транспорта стали после серии терактов в самолетах. Еще в 2005 году Минтранс выпустил приказ N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", в котором расписано, как должен быть защищен аэропорт, чтобы злоумышленник не проник на его территорию и Россия не объявляла траур по погибшим авиапассажирам. Весь 2007 год транспортная прокуратура и милиция проверяли, как соблюдаются эти требования в аэропортах Хакасии и Алтая, Красноярского и Алтайского краев, Новосибирской, Томской, Омской и Кемеровской областей. И выяснилось: ни одни воздушные ворота не защищены.

- Основными нарушениями остаются дыры в ограждении, - говорит помощник транспортного прокурора по воздушному транспорту Ирина Пушнова. (Напомним, осенью прошлого года через такую дыру в пермском аэропорту "Большое Савино" пролез 14-летний Андрей Щербаков. Забрался в "Боинг" и пролетел в крыле самолета до Москвы.)

Во многих аэропортах нет внутрипериметровой дороги. А именно по ней должны ездить патрульные машины охраны аэропорта. В Горно-Алтайске нет комиссии по авиационной безопасности. В новосибирском аэропорту "Северный" такая комиссия есть, но не собиралась она в прошлом году ни разу. Ограждение аэропорта "Кемерово" ниже, чем требуют правила безопасности. Теперь нарушения должны будут устранять. Но это в Сибири. "Известия" выяснили, что аналогичные выводы могла бы сделать не только сибирская прокуратура.

Главные воздушные ворота Северной Осетии - аэропорт "Владикавказ" на окраине печально известного Беслана. Внешне он производит впечатление безопасного. Машины и автобусы останавливаются, как и положено, в стороне от входа в аэропорт - до бетонного ограждения порядка 100-120 метров. Внутри - тщательный досмотр. Попросили даже извлечь из сумки массивный номерок с ключом от гостиницы.

А дальше начинается самое интересное. В ожидании рейса корреспондент "Известий" то выходил из "чистой" зоны, то возвращался. Сумку заново проверяют. А вот служба безопасности махнула рукой: "Мы вас помним, проходите". А ведь можно было пронести в "чистую" зону что угодно.

На этом все не закончилось. 14 ноября в аэропорту "Владикавказ" журналисты ждали Виталия Калоева. В один момент толпа, оттеснив охрану, лихо прорвалась на поле встречать Калоева. Какие там документы у несущейся по режимному объекту оравы!

- То был единичный случай, - смущается начальник штаба аэропорта Анатолий Немно.

Тем не менее в маленьких аэропортах ситуация просто катастрофичная. В приморском Дальнеречинске транспортная прокуратура аэропорт требует закрыть. Он до сих пор работает по правилам 80-х годов. На ночь в аэропорту остается всего один охранник. И то безоружный. При этом территория аэропорта вообще не огорожена забором. Нет средств досмотра для пассажиров - даже металлоискателей.

Конечно, можно списать все на то, что маленький аэропорт не представляет интереса для террористов. Он обслуживает рейсы в отдаленные районы региона. Но, как показывает практика, в России ЧП может случиться где угодно.

- Боремся за выживание, а не с террористами, - объясняет бедственное положение начальник службы безопасности аэропорта Олег Положий.

Во многих аэропортах ссылаются на нехватку средств. Но тем не менее выясняется, что даже элементарная бдительность охранников подводит.

В аэропорту Волгограда умудрились заложить взрывное устройство.

- Наши сотрудники изготовили фальшивые пропуска. В багажник положили автомат, ничем его не прикрыв, - рассказал "Известиям" помощник транспортного прокурора Евгений Кармолин. - На КПП-2 даже автомобиль не стали открывать.

В это время двое оперативников подъехали на машине к забору, один из них перелез через него. Спокойно прошел на склад ГСМ и заложил муляж взрывчатки под одну из цистерн. Только когда он уже перебирался обратно, сотрудники ВОХР аэропорта его все-таки задержали. Стали докладывать руководству, шло время, но никто даже не догадался обследовать территорию, откуда пришел "нарушитель". И даже после того, как милиционеры "рассекретились", охранники аэропорта сами не смогли найти, куда была заложена "взрывчатка".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 января 2008 года | Дайджест публикаций за 18 января 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт, Компания Boeing в России и СНГ (в процессе тестирования)