О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Торговаться с государством - бесполезное занятие"

Госхолдинги продолжают размножаться естественным путем: раз создана ОАК, то нужно создать и сеть госхолдингов в строительстве авиадвигателей. Цель все та же - успешная конкуренция на мировом рынке

Госхолдинги продолжают размножаться естественным путем: раз создана ОАК, то нужно создать и сеть госхолдингов в строительстве авиадвигателей. Цель все та же - успешная конкуренция на мировом рынке с американскими General Electric и Pratt & Whitney, британской Rolls-Royce и французской Snecma.

Первый холдинг (на основе ММПП "Салют") уже создан. Указ о его образовании в августе прошлого года подписал президент Владимир Путин. Второй будет образован в результате объединения ОАО "Климов" (100% акций у государства) и ОАО "Московское предприятие имени Чернышева" (50% плюс одна акция у РСК "МиГ"). Процесс завершится с акционированием "МиГа" и его вхождением в ОАК, это должно произойти в ближайшие месяц-два.

Создание первых двух холдингов прошло гладко: там государство консолидировало свою собственность. А вот создание третьего (структура собственности входящих в него предприятий богаче) сопровождается скандалами. По замыслу ОПК "Оборонпром" (51% акций у государства, 31% - у "Рособоронэкспорта"), назначенной интегратором процесса и управляющей компанией, холдинг должен быть создан из госпакетов акций холдинга "Пермские моторы", рыбинского НПО "Сатурн", ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО) и Самарского научно-технического комплекса имени Кузнецова. Указ о создании третьего госхолдинга обещают положить на стол президента в ближайшее время. "В госхолдинге легче выстроить модельный ряд техники и понять, что мы продолжаем развивать, а на чем нужно ставить крест. Это удобнее делать директивным методом", - считает пресс-секретарь ОПК "Оборонпром" Илья Якушев. В каждом из интегрируемых предприятий государство планирует получить контрольный пакет, то есть докупить акций до 51%.

Есть и альтернативный путь. В прошлом году НПО "Сатурн" (доля государства - 37%, большая часть акций - у менеджмента) подписало с УМПО соглашение о создании частного холдинга с общей капитализацией $1 млрд. В середине декабря "Сатурн" купил 19,98% акций УМПО (покупку более 20% нужно согласовывать с ФАС). По неофициальным сведениям, "Сатурн" уже купил почти 50% акций УМПО.

В Минпромэнерго ситуацию объясняют так: "Сатурн" набивает себе цену. "Однако торговаться с государством - бесполезное занятие", - предупреждает замглавы Минпромэнерго (в прошлом глава ОПК "Оборонпром") Денис Мантуров.

НПО "Сатурн" - одно из наиболее динамичных и дееспособных предприятий отрасли. "У компании есть лидер, владелец (Юрий Ласточкин. - "Газета"). Понятно, что абсолютно естественная мотивация у него значительно выше, чем у заведомо менее эффективных бюрократических структур", - считает председатель совета директоров НПО "Сатурн" Сергей Чуклинов. "У "Сатурна" очень сильный научный потенциал и собственное КБ. Кроме того, они разрабатывают газотурбинные установки и двигатели для Sukhoi SuperJet 100", - поясняет аналитик ИГ "Капиталъ" Михаил Пак. По его словам, омрачают будущее НПО "Сатурн" с инвестиционной точки зрения лишь негативные риски, связанные с экспансией государства. "Предприятие из аутсайдеров отрасли стало одним из лучших. Люди проводят грамотную инновационную политику. Зачем их надо сливать в госхолдинг? Где гарантии того, что новый менеджмент будет проводить более эффективную политику?" - недоумевает глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка