О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летать охота

С.Чемезов в январе обратился к президенту В.Путину с рацпредложением: передать в распоряжение "Российских технологий" государственные пакеты акций в российских авиаперевозчиках. И если бы предложение Чемезова было принято, в России появилась бы еще одна монополия

На прошлой неделе "Ведомости" выяснили, что России, возможно, грозит еще один государственный холдинг. На этот раз авиационный. Сергей Чемезов в январе обратился к президенту Владимиру Путину с рацпредложением: передать в распоряжение "Российских технологий" государственные пакеты акций в российских авиаперевозчиках. В большинстве отечественных авиакомпаний контрольные пакеты акций принадлежат государству. И если бы предложение Чемезова было принято, в России появилась бы еще одна монополия. Естественная или нет - не важно. Главное, что модно.

Но в своем письме, содержание которого "Ведомостям" пересказал один из транспортных чиновников, глава "Ростехнологий", хоть и говорит вообще о принадлежащих государству акциях, конкретно указывает только один пакет - в компании "ЭйрЮнион".

Претенденты на государственные активы в авиации объявлялись уже не раз. ГТК "Россия" заявляла о своем желании получить госпакеты в "Кавминводыавиа", S7 и "Оренбургских авиалиниях", а "Аэрофлот" хотел бы консолидировать управление дальневосточными компаниями "Дальавиа", "Владивостокавиа" и "Сахалинские авиатрассы". В предложении Чемезова чувствуется более государственный подход. Тут речь не просто о развитии отдельных направлений, а о самом механизме управления государственными активами. Сейчас директивы для представителей государства на собраниях акционеров и в советах директоров перевозчиков согласовываются в нескольких ведомствах - Минэкономразвития, Росимуществе, Минтрансе. Если бы предложение Чемезова воплотилось в жизнь, процедура принятия решений - таких, как голосование по вопросам о допэмиссиях, облигационных займах и т. п., - стала бы гораздо короче.

Но вряд ли "Аэрофлот", например, совет директоров которого возглавляет помощник президента Виктор Иванов, рискует попасть под контроль Чемезова. А вот с "ЭйрЮнион" все сложнее. Этот перевозчик, создаваемый на базе "Красноярских авиалиний" братьями Борисом и Александром Абрамовичами, давно претендует на роль главного конкурента "Аэрофлота". С этой целью братья собрали пакеты акций в пяти российских перевозчиках и добиваются контрольного пакета в создаваемом холдинге. Пока безуспешно. Несколько раз оценщики, нанятые государством, приходили к выводу, что доля бизнесменов в "ЭйрЮнион" никак не может быть больше 50%. Абрамовичи недовольны.

Почему этот проект идет у них с таким скрипом? Конечно, из-за волокиты, косности и прочих традиционных недостатков российской действительности. Но коллеги Абрамовичей говорят, что существует и другая причина. А именно - слишком близкие отношения хозяев "КрасЭйр" с Lufthansa. Германский перевозчик давно пытается проникнуть на российский рынок. Два года назад глава Lufthansa Вольфганг Майерхубер говорил министру транспорта Игорю Левитину о желании германской компании создать "дочку" в России. Еще Lufthansa настойчиво звала "Аэрофлот" в свой пул перевозчиков Star Alliance. "Аэрофлот" отказался и предпочел более либеральный Sky Team.

Зато "ЭйрЮнион" в своих симпатиях к Lufthansa засветилась по полной. Во-первых, она уже заявила о своих намерениях вступить в Star Alliance. Во-вторых, Борис Абрамович писал в правительство с предложением допустить иностранных перевозчиков на рынок внутренних рейсов в России (это примерно $4 млрд. в год) - потому что российские компании с объемами не справляются. Правда, потом говорил, что имел в виду венгерскую Malev, в которой он контролирует 49%. Но на вопрос корреспондента о возможности использования парка Malev (28 самолетов) на внутрироссийских рейсах гендиректор компании с удивлением ответил, что и на нынешние рейсы машин едва хватает. Значит, речь шла о ком-то еще.

Возможно, именно симпатии Абрамовичей к германскому перевозчику и создали угрозу поглощения их детища государством. Если предложение "Российских технологий" пройдет хотя бы в отношении "ЭйрЮнион", то процесс создания конкурента "Аэрофлоту", в который вложили столько сил братья Абрамовичи, растянется еще на несколько лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «SmartMoney». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка