О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ту" залетел не туда

Над японским архипелагом Идзу, относящимся к префектуре Токио, в 650 км к юго-западу от столицы Страны восходящего солнца пролетел российский стратегический бомбардировщик Ту-95

Над японским архипелагом Идзу, относящимся к префектуре Токио, в 650 км к юго-западу от столицы Страны восходящего солнца пролетел российский стратегический бомбардировщик Ту-95, по натовской классификации "Медведь". По версии японской стороны, он находился в ее воздушном пространстве примерно три минуты. Инцидент произошел в субботу, 9 февраля, в 7.30 по местному времени (в 1.30 по Москве).

При скорости около 800 км в час самолет мог лишь, как говорят авиаторы, "чиркнуть" границу. Министерство обороны Японии утверждает, что самолет летел со стороны Охотского моря в южном направлении - в сторону Тихого океана. Над северной частью островной гряды он вдруг изменил курс и нарушил воздушную границу. Как утверждают японцы, российский самолет не реагировал на предупреждения японской стороны, переданные по радио, и взял курс на север, чтобы по тому же маршруту через Охотское море вернуться в Россию.

На перехват "нарушителя" с авиабаз Хякури и Хамамацу были подняты с разных аэродромов в общей сложности 24 японских истребителя ПВО, что, конечно же, многовато - такое количество выходит за рамки международной практики. Более того, в воздух были подняты и самолеты раннего обнаружения и наведения АВАКС. МИД Японии тут же выразил энергичный официальный протест советнику посольства России в Токио. В документе содержится требование "не допустить повторения подобных случаев".

Наши военные сохранили невозмутимость. "От имени главкома ВВС уполномочен заявить, что комментировать нам нечего, - был краток замглавкома по авиации генерал-лейтенант Игорь Садофьев. - Наши самолеты стратегической авиации не нарушали воздушного пространства Японии". Представители Дальневосточной отдельной армии ВВС и ПВО со штабом в Хабаровске поспешили заявить: в выходные дни полетов авиации объединения не планировалось.

По утверждению генерала Садофьева, российские военные самолеты выполняли плановые полеты на воздушное патрулирование в строгом соответствии с международными правилами полетов над нейтральными водами. Четыре стратегических бомбардировщика Ту-95 дальней авиации выполняли более чем десятичасовой плановый полет над акваторией Тихого океана. Наших "стратегов" сопровождали F-15 сил самообороны Японии и американские F-18 с авианосца "Нимиц". При этом разведывать в месте предполагаемого нарушения нечего - там одни голые скалы.

Напомним, что российские дальние бомбардировщики и стратегические ракетоносцы по указанию президента Владимира Путина после пятнадцатилетнего перерыва с лета прошлого года патрулируют удаленные районы мира. За все это время не было зафиксировано ни одного нарушения ими воздушного пространства какой-либо страны, в том числе и Японии. "Откуда взялась эта претензия, нам не известно, - развел руками замглавкома Садофьев, - но знаю, что никаких нарушений не было".

По поводу случившегося в субботу ответственный сотрудник посольства России в Токио заявил: "Мы будем разбираться и решать, как реагировать на это". Опыт разбирательств есть - в январе 2006 года Япония обвинила Россию в нарушении воздушного пространства самолетом Ан-27 пограничной службы ФСБ. Тогда российские пограничники преследовали предполагаемого нарушителя, который в конце концов скрылся в японских водах. Россия тогда признала факт нарушения: наш самолет, увлекшись преследованием, в течение почти получаса несколько раз заходил в воздушное пространство Японии неподалеку от острова Хоккайдо. Японцы тогда официально заявили, что обстоятельства инцидента "в целом понятны".

Но это редкий случай, когда стороны разошлись полюбовно. Значительно чаще и "нарушитель", и "пострадавшая" сторона стоят на своем. Расследование заканчивается безрезультатно, оставляя у обеих сторон горький осадок. Достаточно вспомнить несколько инцидентов с Грузией. Между тем, как рассказал "Времени новостей" заслуженный военный штурман, полковник запаса Валентин Дудин, россиянам достаточно предъявить фотографии экранов бортового локатора Ту-95, а японцам - фотографии наземного локатора с обозначенной линией государственной границы. В свое время советские военные самолеты, летавшие на авиабазу во вьетнамском местечке Камрань (сейчас она закрыта), нередко уличались теми же японцами якобы в нарушении воздушной границы, однако вышеназванные снимки все ставили на свои места....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка