О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Фанаты свободного парения

Еще лет пять назад о том, что такое парапланеризм, в Новосибирске знали только в теории. Летали на парапланах отдельные экстремалы - да и они за драйвом ездили на Алтай

Еще лет пять назад о том, что такое парапланеризм, в Новосибирске знали только в теории. Летали на парапланах отдельные экстремалы - да и они за драйвом ездили на Алтай, потому что в Новосибирской области приличных возвышенностей по большому счету нет. Так что раньше всего парапланеризм стал модным видом спорта там, где горы неподалеку - например в Барнауле. И все же со временем волна увлечения этим видом спорта докатилась до Новосибирска.

Четыре года назад в городе начали открываться первые клубы с необходимой инфраструктурой, а главное, появились специальные лебедки для буксировки парапланов на высоту. Для того чтобы парить над землей, наличие горы или мало-мальски подходящего холма перестало быть острой необходимостью. Это и привело к тому, что число любителей парапланеризма в областном центре резко выросло.

Хотя о повальной популярности этого экстремального вида спорта говорить пока еще сложно. За несколько лет в Новосибирске прошли обучение всего-то человек двести. А тех, кто летает более или менее регулярно, меньше в разы. Впрочем, руководитель парапланерного клуба "Зигзаг" Константин Шевелев считает, что и 200 человек немало. Случись вдруг наплыв желающих, уверен Шевелев, у в Новосибирске не хватит ресурсов всех обучить.

"Параплан - это самый доступный и дешевый способ полета, а полет на нем - это ощущение полной, безграничной свободы", - рассказывает Константин Шевелев. Если человек решит серьезно заниматься парапланеризмом, то приобретение минимально необходимого оборудования ему обойдется примерно в 100 тыс. руб. Покупать параплан по дешевке, за 200-300 долл., Константин Шевелев никому не советует: на собственной безопасности лучше не экономить. Кроме того, к параплану приобретается подвесная система, в которой находится человек во время полета.

Эти две вещи уже позволяют парить над землей - но не факт, что их хватит для благополучного приземления. А потому обязателен запасной парашют: в случае каких-либо инцидентов - вещь незаменимая, да и спокойнее с ним как-то. Нужны еще и некоторые приборы, например вариометр - он измеряет скорость, с которой параплан поднимается в небо и опускается к земле. Определить ее на глазок не всегда получается даже у опытных пилотов.

Кроме того, обязателен шлем и специальные парапланерные ботинки, снижающие риск переломов и вывихов при посадке - именно в этот момент, кстати, чаще всего и можно получить травмы. "Горные лыжи или автомотоспорт в разы травматичнее, чем парапланеризм. Но, конечно, летать на планерах несколько опаснее, чем играть в волейбол", - уверен Константин Шевелев.

Вообще безопасность полетов на парапланах - пожалуй, сейчас самая больная тема. Полтора года назад случилось серьезное ЧП: журналистка одного из новосибирских изданий, собиравшаяся написать репортаж о полете на параплане в тандеме с инструктором, серьезно пострадала при посадке. Диагноз экспериментаторши - компрессионный перелом позвоночника.

Этот инцидент выявил все слабые стороны новосибирского парапланеризма. Оказалось, что за жизнь и здоровье курсанта клуб фактически не несет никакой ответственности, так как парапланеризм сейчас вне закона. Вернее, они существуют параллельно и не соприкасаются.

По словам руководителя парапланерной школы "Вектор" Александра Орлова, у клубов нет лицензий и сертификатов, потому что в законодательстве про сверхлегкие летательные аппараты ничего не сказано. Соответственно и у инструкторов нет никаких "корочек" - это просто более опытные пилоты. Так что бизнес есть (основной доход - обучение желающих и прокат парапланов), но контролировать его безопасность весьма проблематично.

Инцидент с пострадавшей журналисткой вызвал бурную дискуссию в среде парапланеристов. На форумах спорили, штатная это была ситуация или нет, имела ли место ошибка пилота или это просто трагическая случайность. Масла в огонь подлило и то, что клуб, вместо того чтобы постараться загладить возникший конфликт с пострадавшей, по словам одного из парапланеристов, "пошел на обострение и вообще вел себя не очень красиво". По факту получения травмы возбуждалось уголовное дело, потом закрывалось и снова возбуждалось, передавалось из одного ведомства другому, но к ответственности никто привлечен так и не был.

Впрочем, благодаря инциденту широкие народные массы узнали, что в Новосибирске можно летать. И число желающих подняться в небо, как утверждает Константин Шевелев, тут же возросло.

Однако после громкой истории клубы стали гораздо трепетнее относиться к безопасности полетов. По словам Константина Шевелева, особенно опасен первый полет. "Человеку летать не свойственно, но вот он впервые поднимается на высоту метров пятьдесят и парит. Многих охватывает какая-то эйфория - кто-то впадает в ступор, кто-то перестает реагировать на команды инструктора, которые тот дает по рации. Это опасно". Теперь в клубе перешли к другой практике: первый полет для новичка проходит на высоте всего метров пять. "Этого хватает для того, чтобы посмотреть на реакцию человека", - говорит Шевелев.

Немногие из тех, кто полетал единожды, начинают заниматься парапланеризмом регулярно. Но есть в Новосибирске и фанаты этого дела. Они участвуют в чемпионатах России и мира, в среднем пролетают по 50-80 километров. Но это уже профи, которые живут по своим законам. Есть и множество простейших правил, которые соблюдают все любители парапланеризма, например, запрещается летать в тучи, нельзя подниматься на высоту более 3000 метров, поскольку будет просто не хватать кислорода.

"Мы летаем тогда, когда в небе есть птицы. Если птицы не летают, то и нам в небе делать нечего, - говорит Константин Шевелев. - Вообще пилот должен чувствовать погоду. Если он не чувствует, что может пойти дождь или резко усилиться ветер, значит, этот человек сильно рискует". Но, несмотря на риск, с каждым годом желающих поймать в воздухе ощущение абсолютной свободы становится больше....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка