О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Низкий взлет

Совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации утвердил параметры долгосрочной стратегии развития

Совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) вчера утвердил параметры долгосрочной стратегии развития. Задачи, поставленные перед авиастроительным холдингом, по российским меркам амбициозны: занять 10% мирового рынка гражданских самолетов, увеличить в течение пяти лет выручку до $12-14 млрд., а к 2025 году довести капитализацию до 1 трлн. рублей.

Однако эти на первый взгляд амбициозные целевые финансовые показатели не позволят ОАК занять даже третье - после безусловных лидеров Boeing и Airbus - место среди авиастроителей. Удел ОАК - бороться за клиентов даже не с канадской Bombardier, еще в 2006 году имевшей выручку $15 млрд., а с бразильской компанией Embraer, которая собирает из зарубежных комплектующих недорогие и простые ближнемагистральные самолеты.

Какие крылья развернуть?

В докладе, подготовленном ко вчерашнему заседанию совета директоров ОАК, прямо говорится о том, что в сегменте дальне- и среднемагистральных самолетов российским компаниям пока рано конкурировать с такими гигантами, как Boeing и Airbus.

Это не означает, что российское производство широкофюзеляжных самолетов свернут. Ил-96, Ту-204 и Ту-214 будут выпускаться, однако, как говорится в докладе, планы по поддержке их производства направлены на максимально полную реализацию уже имеющегося потенциала, нежели на попытки захватить мировое лидерство в этом сегменте.

Как заявил вчера первый вице-премьер Сергей Иванов (он является председателем совета директоров ОАК), гражданская продукция авиахолдинга должна доминировать на внутреннем рынке и занять 10% мирового.

Реализовать эти планы руководство госкорпорации (которая первой, хоть и не с первого раза, приняла долгосрочную стратегию развития) собирается за счет разработок, начатых задолго до консолидации всех самолетостроительных компаний в объединенную корпорацию. Ставка сделана на машину Sukhoi SuperJet 100. Каких-либо других разработок не планируется, да и не может планироваться: ОАК в ближайшие годы должна будет почти заново создавать базу для научно-технических разработок, формировать производственные центры и конструкторские бюро. Помимо SSJ ОАК нацелилась на реализацию проекта МС-21 (магистральный самолет XXI века), который в перспективе заменит парк устаревших самолетов Ту-154 (а также 204 и 214). По плану сертификация еще не разработанного самолета завершится не раньше 2015 года, до этого времени единственным направлением работы коммерческих служб ОАК станет продажа SSJ. Одна такая машина стоит около $30 млн., а это значит, что для достижения высоких финансовых показателей нужно производить очень много самолетов SSJ.

Как обойти Embraer?

Сергей Иванов вчера, говоря о военном подразделении ОАК, объявил, что цель - сохранить паритет и прочные позиции на рынках третьих стран. Фактический отказ даже от попыток конкуренции с мировыми грандами Boeing и Airbus означает, что и SSJ, и самолет МС-21, который будет продаваться через семь лет, предназначены для внутреннего использования и для рынков тех же третьих стран, в первую очередь Индии, Китая и стран Латинской Америки. В настоящее время перевозчики на этих рынках закупают (из ближне- и среднемагистральных самолетов) продукцию двух конкурирующих компаний - канадской Bombardier и бразильской Embraer. Эксперты прогнозируют 20-процентный рост этой ниши в ближайшие годы, и именно ее собирается занять ОАК. Между тем у позиционирования в этой нише есть значительные риски: помимо недорогих канадских и бразильских машин существуют популярные Boeing 737 и A-320. Авиакомпании с удовольствием покупают эти подержанные самолеты, и, таким образом, МС-21 не сможет избежать конкуренции с мировыми грандами. Хотя желание конкурировать с Boeing и Airbus с самого начала было одним из аргументов в пользу того, чтобы собрать самолетостроительные заводы в госкорпорацию. Задача по выручке, поставленная вчера Сергеем Ивановым, не предполагает даже того, что ОАК обойдет канадскую компанию Bombardier - частного предприятия, не имеющего такого колоссального уровня господдержки, как ОАК....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка