Автор: Вячеслав Володин
Опубликовано: 29.02.2008, 14:15
 

Пентагон формирует авиационные экспедиционные армии

F-22 Raptor: от учений в Неваде и на Аляске к боевому дежурству у границ Китая


На прошлой неделе российские информагентства распространили сообщение, прозвучавшее из уст генерального директора компании "Сухой" Михаила Погосяна: программа создания отечественных истребителей 5-го поколения выполнена примерно на 30%. По его словам, в ближайшие несколько лет опытный образец такого самолета будет создан.

Можно было бы порадоваться этому известию, но...

Начало общего реформирования боевой авиации ВВС США

Дело в том, что еще в конце 2005 года на вооружение ВВС США был принят истребитель F-22 Raptor. Это событие ознаменовало собой появление в рамках боевой авиации первого самолета 5-го поколения. Оно завершило начавшийся еще в 1980-е годы процесс соревнования двух программ создания подобной машины - американской ATF и отечественной МФИ.

Однако в самих Соединенных Штатах это событие не стало подведением черты под более чем 20-летней историей ATF, в рамках которой рождался Raptor. Даже обозначение F-22А взамен ранее существовавшего F/A-22 указывало на то, что в создании Raptor достигнут лишь первый рубеж. Принятие же на вооружение этого самолета означало лишь начало практической реализации общего реформирования военно-воздушных сил США, затрагивающего и структурное построение боевой авиации американских ВВС, и техническое наполнение этой структуры, и схему ее функционирования, включая тактику ведения боевых действий.

Разработка методического задела для этого реформирования началась еще до завершения создания F-22. Она была связана с развитием концепции авиационных экспедиционных армий (AEF - Аerospace Expeditionary Force). Десять формирований AEF должны составить, по замыслу командования ВВС США, ударную мощь американской боевой авиации, обозначив при этом реальное ее присутствие в тех точках Земного шара, где имеется угроза национальным интересам Соединенных Штатов. Предельно четко были обозначены и сами районы нашей планеты. Как видно из содержания одного из методических документов, определявших разработку в США истребителя 5-го поколения, это Большой Ближний Восток, простирающийся от Персидского залива до районов Закавказья, и обширный Азиатско-Тихоокеанский регион.

F-22 должны были играть в формированиях AEF роль особых элементов боевой системы, управляющих действиями исполнительных элементов, в роли которых должны выступать различные ударные самолеты. В разное время в качестве таковых рассматривались и истребители F-117, и бомбардировщики B-2, имеющиеся только в американских ВВС, и истребители F-35, которые в перспективе могут поступить на вооружение военно-воздушных сил многих стран - союзников Вашингтона.

Последнее обстоятельство означает, что в состав формирований AEF в качестве исполнительных элементов боевой системы могут входить, в частности, и самолеты ВВС "друзей" Соединенных Штатов. Главенствующая же роль в таких боевых системах будет оставаться за истребителями F-22, сохраняющими свою принадлежность ВВС США. Здесь вполне уместно заметить, что Raptor так и не был допущен американским Конгрессом к экспортной продаже в другие государства, несмотря на большую заинтересованность в этом не только ряда союзников США, но и многих заокеанских фирм, вовлеченных в производство этой машины.

Конкретное содержание главенствующей роли, исполняемой Raptor в рамках формирования AEF, будет, очевидно, зависеть от реализуемой концепции этой боевой системы. Первоначально предполагалось использование в качестве исполнительных элементов стратегических бомбардировщиков В-2, а в функции F-22 входило обеспечение ситуационной осведомленности всех самолетов боевой группы о возможных угрозах со стороны противника и обеспечение оперативной связи этой группы с командным пунктом, осуществляющим руководство действиями авиации.

Не случайно сами специалисты ВВС США истребитель F-22 именуют иногда мини-"АВАКСом". При этом подчеркивается, что благодаря своей мощной РЛС и малой информационной заметности, позволяющей F-22 находиться непосредственно в зоне боевых операций, Raptor может иметь в этом статусе даже большую эффективность, чем обычный самолет РЛДН "АВАКС". Помимо информирования других участников группы об угрозах со стороны противника функцией F-22 должно являться и противодействие этим угрозам, т.е. борьба с истребителями и борьба с мобильными ЗРК. Решение последней из этих задач требует оснащения Raptor не только высокоточной бомбой JDAM, что уже реализовано на сегодняшний день, но и высокоточной бомбой SDB. Малый калибр последней (всего 115 кг) позволяет иметь в отсеках вооружения до восьми единиц ударного оружия, пригодного для поражения ЗРК, не исключая при этом размещения в отсеках и четырех ракет "воздух-воздух".

По мере развертывания Raptor на вооружении началась постепенная апробация методического задела по общему реформированию боевой авиации ВВС США. В центре внимания этой апробации оказался сначала сам Raptor, а затем и вся новая боевая система, именуемая формированием AEF. Начавшись с войсковых испытаний нового истребителя и разработки тактик его боевого применения, процесс дошел постепенно до подготовки летного состава истребителя F-22, а затем и до войсковых учений с привлечением боевых эскадрилий Raptor. Первая из них (27-я эскадрилья в составе 1-го авиакрыла ВВС США) была развернута на авиабазе ВВС Лэнгли.

Понимание, что боевая эффективность истребителя нового поколения определяется не только новыми техническими возможностями самого самолета, но и соответствующим мастерством управляющего им летчика (включая владение новыми приемами и тактиками воздушного боя), нашло свое отражение в том распределении поступающих в эксплуатацию Raptor, которое сложилось к завершению создания F-22. Если на войсковые испытания, проводившиеся на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния), в 2004 году были направлены шесть этих истребителей 5-го поколения, то для разработки тактик боевого применения F-22, осуществлявшейся на авиабазе Неллис (штат Невада), выделили семь Raptor, а для подготовки летного и технического состава боевых эскадрилий F-22 на авиабазе Тиндел (штат Флорида) планируется использовать 23 таких самолета.

Элемент новой боевой системы

В октябре 2005 года шесть F-22, входящих в состав 27-й эскадрильи первого боевого формирования Raptor, приняли участие в боевых учениях Combat Hammer ("Боевой курок") на авиабазе Хилл в штате Юта. Там были проведены первые тренировки в применении ударного оружия по наземным целям со сбросом из отсеков вооружения высокоточных бомб JDAM. В общей сложности самолеты сбросили 22 бомбы, и в результате подтвердились возможности использования Raptor для поражения наземных целей, в числе которых могут быть и ЗРК. Это расширило круг боевых задач Raptor, который к этому времени уже включал ведение дальнего ракетного боя с использованием радиолокационной обзорно-прицельной системы и УР "воздух-воздух" средней дальности AIM-120 AMRAAM.

Одновременно с этим велась работа по верификации боевых возможностей Raptor в части ближнего воздушного боя. Сюда входили не только пуски из боковых отсеков вооружения УР "воздух-воздух" малой дальности AIM-9 "Сайдуиндер". Особое место занимала оценка маневренных свойств Raptor при ведении ближнего воздушного боя. К ним широкая авиационная аудитория проявляла определенный "нездоровый" интерес, подогреваемый заявлениями некоторых специалистов, что обеспечение Raptor таких новых свойств, как минимальная информационная заметность, возможность сверхзвукового крейсерского полета и т.д., не могло быть достигнуто без ухудшения маневренности машины. Существование такой точки зрения ставило под вопрос способность Raptor вести ближний воздушный бой с такими высокоманевренными истребителями 4-го поколения, как российские Су-27 и Су-30 и западноевропейские Eurofighter и Rafale.

Ответ на этот вопрос в полной мере никогда не будет очевиден, поскольку в соответствии с представлениями, принятыми в американских ВВС, маневренные свойства самолета - секретная характеристика. Она совместно с возможностью УР "воздух-воздух" малой дальности захватывать цель уже после пуска составляет "формулу успеха истребителя в ближнем воздушном бою". Раскрывать эту "формулу" в США не принято. Тем не менее ведущиеся обсуждения вынудили руководителей американских ВВС, ответственных за развертывание F-22 на вооружении, дать - пусть даже с опозданием - ответ на интригующий всех вопрос.

Летом 2006 года на авиабазе Тиндел прошла демонстрация маневренных возможностей Raptor, организованная для узкого круга представителей заокеанской прессы. Спустя еще полгода некоторые сведения появились в печати. Для большей наглядности наблюдение за F-22 было организовано для одного из журналистов из кабины двухместного истребителя F-15D, выступавшего в качестве машины сопровождения. Причем Raptor пилотировал не испытатель фирмы Локхид Мартин, а один из строевых летчиков 27-й эскадрильи, прибывший с авиабазы Лэнгли.

Из попавших в открытую печать впечатлений участников этого мероприятия известно, что возможности F-22 были продемонстрированы на примере дозвукового разгона и классических фигур сверхманевренного пилотажа. Raptor, взлетев с полной взлетной массой и достигнув высоты 4000 м, разгонялся со скорости около 460 км/ч до скорости 935 км/ч за 20 сек. После этого F-22 выполнил "мертвую петлю", так называемый "маневр Хербста", известный также как J-разворот, и легендарную "Кобру". Согласно комментариям, сделанным при этом подполковником У.Толливером, командиром 27-й эскадрильи, полностью укомплектованной истребителями F-22, "Кобра", конечно же, имеет сильный зрелищный эффект. Но не используется летчиками F-22 для ведения маневренного боя. Применение этой фигуры высшего пилотажа может быть эффективно в ходе низковысотного полета над пересеченной местностью, где может возникать необходимость резкого торможения самолета при возникновении препятствий по курсу движения.

Летные оценки применимости Raptor в отдельных боевых задачах не были ограничены общей апробацией созданного самолета. Они составили лишь апробацию F-22 как истребителя нового поколения. Параллельно с этим Raptor оценивался как элемент новой боевой системы AEF. В частности - во время участия F-22 в учениях "Рэд Флэг" в ноябре 2005 года.

Следует отметить, что использование периодически проводимых на авиабазе Неллис маневров "Рэд Флэг" в интересах создания F-22 и вообще всего комплекса задач, связанных с реформированием боевой авиации ВВС США, началось еще в 2003 году. Само включение "Рэд Флэг" в процесс создания F-22 является закономерным. Принятая сегодня в США технология разработки истребителя 5-го поколения, именуемая SBA (Simulation Based Acquisition), применяемая на всех ступенях создания боевого самолета, начиная с внешнего проектирования, включает в себя помимо чисто проектных исследований еще и целый комплекс операционных исследований, проводимых сначала с использованием чисто имитационного (в основном математического), а затем полунатурного и натурного моделирования. Они образуют так называемый процесс CONOPS (Concept of Operations), связанный с разработкой тактики боевого применения создаваемых истребителей. Практическое использование технологии SBA, судя по всему, началось именно в программе ATF. И к 2003 году имитационное моделирование всей боевой инфраструктуры, в которой предстоит функционировать Raptor, сменилось полунатурным и натурным моделированием.

Полунатурное моделирование в рамках учений "Рэд Флэг" относится прежде всего к моделированию вероятного противника. Принципиальная важность точного воспроизведения технических возможностей и тактик боевых действий, используемых возможным врагом, была понята американцами давно. Еще в середине 1970-х годов в составе ВВС США появилось несколько так называемых "агрессорских" эскадрилий, предназначенных для имитирования неприятеля в проводимых боевых учениях. По вполне понятным причинам они получили условное обозначение "красных". Для собственных боевых самолетов, принимающих участие в учениях, ВВС США приняли обозначение "синих". "Агрессорские" эскадрильи были укомплектованы в основном специально созданными истребителями F-16N.

В 1990-е годы "агрессорские" эскадрильи были фактически ликвидированы в связи с исчезновением видимого противника, а все оставшиеся самолеты-имитаторы и их экипажи были переведены на авиабазу Неллис. Именно здесь в 2003 году состоялось рождение "агрессорской" части - 64-й летно-испытательской эскадрильи ВВС США. Решение об этом было принято в связи с предстоящей апробацией F-22 не только как истребителя нового поколения, но и как элемента новой боевой системы AEF. Моделирование функционирования этой системы требовало достаточно точного моделирования и боевой системы противника.

Уже в начале 2003 года общее число самолетов F-16N в 64-й эскадрилье было доведено до 12. А в середине 2005 года, накануне упомянутых выше боевых учений "Рэд Флэг" с участием истребителей F-22, состав эскадрильи пополнили еще и восемью истребителями F-15 для более точного имитирования самолетов противника типа Су-27 и Су-30. К середине 2005 года общий налет 12 F-16N 64-й эскадрильи достиг 2500 часов в год, т.е. более 200 часов в год на одну машину. И это немалая величина, намного превосходящая показатели годового налета в ВВС тех стран, которые США готовы записать в число так называемых "агрессоров". В 2004 году самолеты-"агрессоры" только с целью поддержки программы апробации F-22 в части тактики его боевого применения выполнили около 300 вылетов с общей продолжительностью 700 часов.

Последняя проверка в обстановке, близкой к боевой

Известно, что самым точным моделированием какого-то явления является само это явление. Поэтому апробация общей концепции авиационных экспедиционных армий потребовала проведения проверки Raptor в обстановке, более приближенной к боевой, чем это могли обеспечить учения "Рэд Флэг". Такой проверкой стали общевойсковые учения "Норден Эйдж", прошедшие в мае-июне 2006 года на авиабазе Эммендорф (Аляска). Для этого были задействованы 12 истребителей F-22 из состава 27-й эскадрильи.

В ходе учений этими самолетами было проведено 26 сбросов управляемых бомб JDAM, имеющих программированное наведение с навигацией от спутниковой системы GPS. Все бомбы поразили заданные цели. Однако основной задачей, решавшейся Raptor в боевых вылетах, являлась борьба с истребителями "красных", которые имитировались специально выделенными для этого самолетами F-15C, F/A-18C и F/A-18E. Одновременно в воздухе могло находиться до 40 машин "противника", которые по имитируемым характеристикам соответствовали самолетам МиГ-29, Су-30 и Су-24. "Красные" условно использовали в воздушном бою ракеты "воздух-воздух" Р-73 и РВВ-АЕ (Россия) и PL-12 (Китай). Помимо машин, находящихся в воздухе, "красные" располагали также наземными средствами ПВО, которые имитировались несколькими ЗРК российского производства.

За первые семь дней учений F-22 одержали в воздушных боях 144 условные победы. Из этого количества только три пришлись на ближний воздушный бой (дважды использовались управляемые ракеты класса AIM-9 "Сайдуиндер", один раз огонь велся из встроенной пушки). Во время этих учебных боев Raptor не прибегали к доступным им элементам сверхманевренности. Летчики F-22 отмечали, что наиболее выгодной для них была позиция, занимаемая на высоте около 20 тыс. м (что на 4500 м выше зоны, где обычно летают истребители четвертого поколения). Там они могли использовать преимущества сверхзвукового крейсерского режима полета, сканируя воздушное пространство и подстилающую местность с помощью бортовой РЛС и пассивных датчиков. Таким образом, достигался полный упреждающий контроль тактической обстановки в районе, где находились охраняемые воздушные объекты "синих" (самолеты ДРЛОУ, воздушные командные посты и самолеты-заправщики). Сверхзвуковая крейсерская скорость помогала F-22 своевременно реагировать на угрозы, возникавшие на границах охраняемого воздушного пространства. Снижение на меньшие высоты с разгоном допускалось лишь в экстренных случаях, например для уничтожения противника, пытающегося прорваться к цели на малой высоте или при израсходовании ракет А1М-120.

Одновременно в воздухе присутствовали восемь истребителей F-22, из которых четыре несли боевое дежурство или прикрывали вторую четверку, выполнявшую дозаправку топливом от самолетов-заправщиков, находившихся в 220 км от зоны активных действий. Благодаря сверхзвуковой крейсерской скорости смена четверок происходила достаточно быстро. За счет опять-таки высокой скорости Raptor успевали наносить удары в любой точке зоны учений. Продолжительность боевых вылетов F-22 составляла 2,5 часа, что при общей продолжительности полета без дозаправки порядка 1,3-1,5 ч означало обязательное проведение истребителями дозаправки в воздухе в ходе выполнения боевых заданий.

Проверка концепции

Учения "Норден Эйдж" действительно можно считать последней комплексной проверкой готовности F-22 к выполнению возложенных на него задач в условиях общего реформирования боевой авиации ВВС США. И подтверждение того, что эти задачи связаны с созданием новых боевых систем, не заставило себя долго ждать. В середине февраля 2007 года на американской авиабазе Кадена, расположенной на острове Окинава, приземлились первые Raptor из состава 27-й авиаэскадрильи 1-го авиакрыла ВВС США, расквартированного на базе Лэнгли в штате Вирджиния. Переброска Raptor на авиабазу, находящуюся на территории Японии, являлась в данном случае отнюдь не "визитом дружбы". Это было не что иное, как начало функционирования, пусть еще и в пробном формате, первой экспедиционной воздушной армии ВВС США. Суть "пробного формата" состояла не только в ограничении числа перебрасываемых истребителей половинным составом авиационной эскадрильи, сопровождаемой 260 военнослужащими. К числу "проб" относится проверка самой концепции авиационной экспедиционной армии в части аэромобильности системы AEF.

В процессе перебазирования группа истребителей F-22 организованно прошла маршрут протяженностью 6600 км, затратив на это около 12 летных часов. Однако известно, что переброска Raptor состоялась с некоторой задержкой. Согласно общей концепции системы AEF передислокация авиационной экспедиционной армии с территории США в любую точку мира и ее развертывание в боевое состояние должны занимать не более двух суток.

Поднявшиеся же 10 февраля 2007 года с авиабазы Хикем на Гавайских островах Raptor достигли авиабазы Кадена в Японии только 18 февраля. Задержка в восемь дней была вызвана сбоем в полете программного обеспечения навигационной системы нескольких истребителей, в связи с чем вся группа уже находящихся над Тихим океаном истребителей F-22 была вынуждена вернуться на Хикем. Это, кстати, стало наглядным примером того, что отсутствие требуемого уровня надежности программного обеспечения одной из бортовых систем самолета может существенно снизить боеготовность не только истребителя 5-го поколения, но и всей боевой системы, в структуру которой он входит.

К числу проведенных "проб" относится и отработка так называемого вахтового метода, по которому должно проходить функционирование боевой системы AEF. Суть этого метода в том виде, как он был сформулирован в исходной концепции системы AEF, состоит в том, что в каждый момент времени два формирования AEF, прошедшие предварительную подготовку к участию в войне, будут находиться в состоянии полной готовности к немедленному развертыванию боевых действий. Остальные авиационные воздушные армии будут находиться в состоянии подготовки, включая отдых, тренировку и пополнение материально-технических запасов. При этом общий цикл функционирования должен составлять 15 месяцев, а отдельный шаг цикла - три месяца. И судя по данным, относящимся к первому развертыванию подразделений AEF за рубежом, 15-месячный цикл функционирования такой боевой системы подвергся пересмотру. Это привело, судя по всему, к принятию 20-месячного цикла с четырехмесячной продолжительностью каждого его шага.

Трудно сказать, чем занимались и какие приемы отрабатывали летчики 27-й эскадрильи в течение первой боевой фазы общего цикла функционирования системы AEF. Известно, что за четыре месяца общий налет Raptor на авиабазе Кадена составил 1400 часов, а это соответствует уровню годового налета 350 часов в расчете на один самолет. В период наиболее интенсивных полетов технические службы обеспечивали проведение 28 самолето-вылетов в день. При этом к вылету готовилось сразу 10 Raptor, два из которых играли роль запасных машин. Всего за время пребывания 27-й авиаэскадрильи на Окинаве было совершено 718 самолето-вылетов F-22.

Очевидно, что это были уже не просто демонстрационные полеты. А если это и была демонстрация, то отнюдь не летных характеристик новейшего истребителя перед журналистами, а возможностей новой боевой системы AEF перед странами АТР. И пока F-22 базировались непосредственно на авиабазе Кадена, свидетелями этой демонстрации, судя по зоне боевого действия Raptor, могли быть в основном ВВС Китая.

Но, судя по имеющимся данным, в ходе боевых учений Raptor предполагалось перебазирование F-22 на авиабазу Мисева на севере острова Хонсю, а также и на некоторые базы ВВС США в Южной Корее. А отсюда боевые возможности авиационной экспедиционной армии могли стать заметны уже не только китайцам.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 февраля 2008 года | Дайджест публикаций за 29 февраля 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МФИ, Су-27, МиГ-29, Су-24, Элемент, Су-30 (в процессе тестирования)