Автор: Сергей Стариков
Опубликовано: 24.03.2008, 12:27
 

Русский EADS не вышел

ОАК перенимает корпоративную структуру Boeing


Создаваемая в России Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), изначально выбравшая в качестве примера для подражания европейский консорциум EADS, сейчас постепенно перенимает принципы корпоративного строительства американской корпорации Boeing. Теперь вместо отдельных хозяйствующих субъектов ОАК будет представлять собой единую компанию. В итоге один из основных дивизионов - гражданская авиация - лишился всех ключевых полномочий. По данным РБК daily, в отсутствие других желающих его возглавит Сергей Гальперин.

Изначально предполагалось, что бизнес ОАК будет структурирован по примеру EADS, в которую входят самостоятельные бизнес-единицы - авиастроительная компания Airbus, вертолетостроительная Eurocopter, Dassault - компания, специализирующая на военной технике, и производитель ракет MBDA. Все компании самостоятельно заключают договоры и поставляют технику. В этой схеме EADS представляет собой финансовую надстройку, роль которой заключается во владении акциями компаний, делегировании представителей в исполнительные органы и получении дивидендов. То же самое планировалось сделать и в России. ОАК должна была быть поделена на четыре самостоятельных дивизиона - управляющих компаний по гражданской, транспортной и военной технике и производству комплектующих.

Первым создали дивизион транспортной авиации, который состоит из работающих в тесной кооперации предприятий, во главе с МАК "Ильюшин". Его возглавил Виктор Ливанов. Далее должен был создаваться гражданский дивизион, или ООО "УК "ОАК-ГС". Вместе с этим произошло и изменение стратегии развития самого ОАК. И вновь создаваемые дивизионы уже потеряют часть своих финансовых и маркетинговых функций, которые передаются головной компании. В частности, все контракты решено заключать от имени ОАК.

Наибольшие потери понес дивизион гражданских самолетов, который был лишен всех проектов и рычагов управления, превратившись в дирекцию программ гражданской авиации. В част­ности, перспективный проект SuperJet откололся в самостоятельный проект. МС-21 также обрел нового руководителя - вице-президента корпорации по перспективным проектам Валерия Безверхнего. Контракт по поставке и лицензионной сборке в Иране самолетов Ту-204 также был выделен в отдельное подразделение. Ил-114 и Ил-96-400 ушли к транспортному подразделению. Реализация остальных ныне существующих пассажирских проектов: Ил-96, Ту-204 и Ан-148 - была закреплена за дирекцией гражданских программ. Неучтенным остался лишь проект Ту-334. Послепродажное обслуживание выпущенных самолетов было отдано напрямую первому вице-президенту ОАК Михаилу Погосяну.

У ООО "УК "ОАК-ГС" остались только взаимодействие с конструкторскими бюро и серийное производство самолетов без финансового влияния. Утвержденный советом директоров ОАК в начале 2008 года на должность гендиректора данного подразделения нынешний глава компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) Александр Рубцов отказался возглавить такую усеченную структуру. "У нас состоялся важный разговор с Алексеем Иннокентьевичем (Федоровым. - РБК daily), - говорит РБК daily Александр Рубцов. - Мы пришли к общему мнению, что надо сконцентрировать усилия на работе ИФК". По его словам, сейчас на лизинговой компании лежат обязательства по поставке 90 самолетов стоимостью 4 млрд долл. "Заниматься строительством новой бизнес-единицы и производить самолеты чрезвычайно сложно", - резюмирует г-н Рубцов.

По данным РБК daily, в ближайшее время место гендиректора "УК "ОАК-ГС" займет нынешний руководитель департамента программ гражданской авиации ОАК Сергей Гальперин. В 2003 году он работал в Финансовой лизинговой компании на должности начальника авиационного управления по проекту Ту-214, позже, в 2006 году, он перешел в созданное тогда НП "ОАК". Официальный представитель ОАК Максим Сысоев не стал комментировать эту информацию, связаться с самим Гальпериным РБК daily не удалось.

"Как не занимался ОАК основной своей задачей - серийным производством самолетов, так и не занимается, - говорит совладелец ИФК Александр Лебедев. - Зато они занимаются всем чем угодно: финансами, лизингом, акциями EADS". По его словам, если сейчас забрать команду Александра Рубцова и его самого, то лизинговый бизнес ИФК, который создавался девять лет, будет разрушен. Сейчас в ОАК идут процессы, непонятные рынку, говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. "Можно понять Рубцова, который отказался идти в пустую структуру и не взял ее управление на себя", - говорит РБК daily эксперт.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 марта 2008 года | Дайджест публикаций за 24 марта 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ил-114, Ильюшин Финанс Ко., Ту-214, Межгосударственный авиационный комитет, Ту-204-100, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Ан-148, Объединенная авиастроительная корпорация, Лебедев Александр, Рубцов Александр, Ливанов Виктор, Макиенко Константин, Самолетостроение, МС-21, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)