Автор: Владимир Максимихин, Дмитрий Литовкин
Опубликовано: 27.03.2008, 12:38
 

Штурмовик сбили свои

Как могло случиться, что в Су-25 попала ракета, выпущенная из ведомого самолета?


[image]

В среду стали известны сенсационные результаты расследования причин гибели в Приморье самого надежного штурмовика - Су-25. По одной из версий, один штурмовик был сбит другим самолетом того же класса. При этом была использована ракета класса "воздух-земля".

"Говорят, у нас раз в году и палка стреляет, а ВВС - это страна чудес!" - прокомментировал новость главком ВВС в 1998-2000 годах Анатолий Корнуков. По его словам, мировая практика такого еще не знала.

Напомним, трагедия случилась в Приморье. Над озером Ханка 20 марта летчики 187-го гвардейского штурмового авиаполка проводили учения. Сергей Яковенко и его напарник должны были поразить условного противника и вернуться на базу. Однако Су-25, которым управлял Яковенко, летчик с 18-летним стажем, рухнул на землю. Пилот катапультироваться не успел.

Предполагалось, что Су-25 мог подорваться на собственной ракете С-8 во время ее запуска. Хотя штурмовик, что подтвердило и следствие, перед стартом прошел предполетную проверку. А это во многом исключает неисправность техники.

И вот - ошеломляющая версия. "Причиной гибели штурмовика стало попадание в него ракеты, выпущенной ведомым самолетом, - заявил источник "Интерфакса". - Версия, что произошел отказ техники, не подтвердилась".

Представитель ВВС России Александр Дробышевский выступил с ответным словом: "Официальную причину гибели штурмовика может назвать только представитель комиссии Минобороны". При этом он заявил, что ограничение на полет Су-25 снято. 32 штурмовика примут участие в параде на Красной площади в День Победы.

Тем не менее "Известиям" в среду удалось выяснить, откуда появилась версия о вине ведомого самолета. Рассматривать такой вариант следственной комиссии позволяет расшифровка "черных ящиков". Об этом "Известиям" заявили источники в военной прокуратуре во Владивостоке. Судя по всему, одним из оснований для таких выводов стал следующий факт: данные бортовых самописцев свидетельствуют, что гибель Су-25 по времени совпадает с моментом, когда второй штурмовик производил учебные стрельбы. Причем самолеты находились вне зоны видимости друг друга, и С-8 могла "перепутать" цель.

В пользу этой версии говорят и показания жителей села Новосельское, недалеко от которого упал самолет. Кстати, именно жители первыми сообщили военным, что произошло ЧП.

- У нас видели в небе на небольшой высоте два штурмовика. Они летели над селом с интервалом примерно в минуту. Потом послышались звуки, похожие на пуск ракеты, - говорит Сергей Севостьянов, местный житель. - Момент взрыва в воздухе никто не наблюдал, уже на земле столб огня и дыма увидели дети.

Представитель военной прокуратуры во Владивостоке добавил, что вариант с попаданием ракеты от "своего" теперь рассматривается как основной. И ни о каких неполадках на борту пострадавшего самолета речи не идет.

В среду "Известия" связались с главкомом ВВС в 1998-2000 годах Анатолием Корнуковым. Он был очень удивлен новостями из Приморья.

- Комиссия по расследованию причин гибели Су-25 еще не закончила работу. Поэтому говорить о чем-то с уверенностью пока нельзя. Но по тем данным, что есть, можно констатировать, что пилоты шли с нарушением боевого порядка: один впереди, другой сзади на дистанции до 150 метров друг от друга. А должны были выполнять стрельбу, находясь по фронту друг от друга, то есть идти параллельно. Возможно, это и привело к поражению одним самолетом другого. Если это так, то, на мой взгляд, это просто небывалый случай.

На моей памяти были эпизоды, когда друг друга самонаводящимися ракетами сбивали истребители. Например, во время пуска ракета наводилась не на цель, а на рядом летящий самолет. Были случаи, когда пилот стрелял по ошибке в своего напарника и сам же его предупреждал: "Катапультируйся!" Но чтобы бомбардировщики или штурмовики поразили друг друга - такого не было никогда. Су-25 предназначен для поражения наземных целей. Неуправляемыми ракетами С-8 попасть в самолет невозможно.

Предполагают, что ведущий штурмовик летел к тому же и ниже, чем ведомый. Только при этом условии его можно было задеть.

Точные ответы на вопрос: "Что же произошло в небе над Приморьем?" - должна дать следственная комиссия. И пилот ведомого штурмовика. Его имя пока не разглашается военными. Не исключено, что его уже допросили.

"Известия" будут следить за развитием событий.

Что такое С-8?

Внешне С-8 похожа на карандаш длиной более 1,5 м и диаметром 80 мм. Состоит из боевой части (3,6 кг) и реактивного двигателя. Стартовый вес ракеты - около 11,3 кг. Максимальная дальность пуска - 4000 м. Эффективная дальность поражения цели - 1300 м. Скорость ракеты - 610 м/с.

Для ее пуска пилоту нужно только включить боевой комплекс, "навести" ракету на цель и выстрелить.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 27 марта 2008 года | Дайджест публикаций за 27 марта 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-25, Корнуков Анатолий, Ан-32 (в процессе тестирования)