Источник: газета «Коммерсантъ - Пермь»
Автор: Анастасия Костина
Опубликовано: 01.04.2008, 12:43

Аэродром среди ясного неба

Березниковский аэропорт купил Александр Флегинский


Вчера имущество бывшего аэропорта в Березниках выкупил на аукционе Александр Флегинский, владеющий сетью кинотеатров и компанией по продаже вертолетов. Он намерен реконструировать аэропорт и восстановить самолетные авиаперевозки из северной столицы Прикамья. Эксперты говорят, что этот проект без дотаций будет убыточным. По информации "Ъ", покупая аэропорт, господин Флегинский в первую очередь собирается использовать его в качестве площадки по развитию на севере края вертолетного бизнеса.

Вчера Фонд имущества Пермского края провел свой последний аукцион (до июня этого года фонд будет ликвидирован) и продал имущество аэропорта Березники, который не функционирует уже около семи лет. На торги были выставлены здания и сооружения на земельном участке площадью 133 га в городе Березники. На аукцион было подано две заявки - от ООО "Лидер" и от Александра Флегинского как от физического лица. В итоге по начальной цене 61,7 млн рублей актив достался пермскому бизнесмену, владельцу вертолетной компании "Геликс" и сети кинотеатров "Very Velly".

Аэропорт Березников находится в краевой собственности с 2003 года, он был выкуплен в результате банкротства муниципального авиапредприятия за 4 млн рублей. К тому моменту из-за убыточности регулярные полеты из Березников были прекращены. Тогда же власти Прикамья отдали объект в безвозмездное пользование "Пермским авиалиниям" (ПАЛ) на пять лет. Причем все это время власти оплачивали ПАЛ содержание аэропорта. В 2006 году администрация отказалась содержать аэропорт и начала готовить его к продаже. В имущественный комплекс входят объекты недвижимости, пять воздушных судов типа Ан-2 и привокзальная площадь. Аэропорт может принимать воздушные суда: Ан-24, Як-40, Ил-114.

Господин Флегинский сообщил "Ъ", что намерен реконструировать аэропорт и восстановить его работу. "Мы считаем, что этот район, где живут 300 тыс. жителей, нуждается в том, чтобы оттуда была возможность летать (в Березниках живут чуть меньше 200 тыс. жителей, если учитывать прилегающие территории, порядка 400 тыс. - "Ъ"), - пояснил он.- Для начала нужно будет вернуть статус аэропорта. Будем пытаться". Сейчас бизнесмен планирует подготовить проект реконструкции аэропорта и добиться сертификации, чтобы получить возможность, как и раньше, принимать суда класса Як-40 и Ил-114. В планах нового владельца - как самолетные, так и вертолетные авиаперевозки, развитие деловой авиации. Планов по застройке этого участка жильем у бизнесмена нет.

Ранее Александр Флегинский говорил "Ъ", что этот актив ему неинтересен. "Мы решили, что авиация будет развиваться, аэропорты будут востребованы, поэтому решили проинвестировать", - объяснил он смену позиции. По словам бизнесмена, пока никаких переговоров с авиакомпаниями, которые бы могли летать из Березников, он не вел. Сколько может стоить проект реконструкции недействующего аэропорта, бизнесмен оценить затруднился. "Это достаточно длинные инвестиции", - отметил он. Для сравнения, строительство нового аэропорта в городе Чайковском эксперты "Ъ" оценивали примерно в $50 млн.

"В 2007 году мы изучали возможность возобновления работы Березников. По нашим подсчетам, новому инвестору необходимо вложить еще 80-100 млн рублей. Такие средства требуются на восстановление светосигнального оборудования, создание всех наземных служб, включая управление воздушным транспортом, а также на прохождение сертификации в Росавиации", - считает первый замгендиректора "Пермских авиалиний" Вячеслав Текоев. В ПАЛ скептически смотрят на восстановление полетов так называемой большой авиации. "В 1990-е годы уже был рейс Березники - Москва. Он летал благодаря дотациям из местных бюджетов и финансовой помощи местных предприятий. Большое Савино как аэропорт окупается за счет объемов перевозок - за год более 300 тыс. отправленных пассажиров. В Березниках столько пассажиров не наберется. Единственный выход - это дотации", - считает эксперт.

Глава Березников Андрей Мотовилов считает, что успех проекта будет зависеть от подхода в развитии бизнеса и долгосрочной стратегии. "Если она будет верная, то аэропорт Березников будет достаточно востребован. Но это, безусловно, стратегия минимум на семь-пятнадцать лет", - отметил господин Мотовилов. По его словам, ранее спрос на рейсы, например, до Москвы формировался в основном за счет работников крупных предприятий, и с точки зрения бизнеса это пока маловыгодно. "Мы приложим максимум усилий, чтобы помочь развитию аэропорта, - заявил глава города. - Это может быть совместный поиск соинвесторов, если это необходимо, и привлечение к перевозкам жителей и Березников, и Соликамска". В правительстве Пермского края проект тоже поддерживают, считая его перспективным. Начальник управления транспорта и связи министерства градостроительства и инфраструктуры Пермского края Денис Гвоздев отметил, что это единственный аэропорт в крае с асфальтобетонной полосой, который возможно реконструировать.

Источник "Ъ" в компании "Геликс" отметил, что стимулом к покупке было в первую очередь желание максимально развивать вертолетный бизнес. Прежде всего, аэропорт важен для вертолетной компании как стратегическая площадка для развития северных маршрутов. "Геликс" уже активно взялся за развитие бизнеса: в его парке сейчас 14 вертолетов, компания организовала вертолетный клуб и первый в регионе бутик, где продаются вертолеты Robinson и Eurocopter 130. По словам источника "Ъ", имущество березниковского аэропорта, скорее всего, войдет в ЗАО "Геликс", что существенно повысит капитализацию компании. "Самолетные авиаперевозки - не первостепенная задача. В дальнейшем ими, скорее всего, будут заниматься другие перевозчики. "Геликс" может быть прежде всего держателем аэропорта", - отметил источник.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 апреля 2008 года | Дайджест публикаций за 1 апреля 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ил-114, Ан-2, Як-40, Ан-24Б, АН-24, Геликс (в процессе тестирования)