О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Год академика Архипа Люльки

Исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося российского ученого и конструктора авиационных двигателей

23 марта 2008 г. исполнилось 100 лет со дня рождения академика Архипа Михайловича Люльки - гениального российского ученого и конструктора, выдающегося организатора, первооткрывателя двухконтурного реактивного двигателя. Жизненный путь Архипа Люльки, одного из основателей конструкторской школы НПО "Сатурн" и отечественного двигателестроения, - это великая часть истории турбореактивных двигателей России, а творческие достижения авиаконструктора стали достоянием всего человечества. Именно поэтому 100-летие академика Люльки отмечает вся мировая научная общественность.

В 1978 г., выступая перед коллективом созданного и возглавляемого им ОКБ "Сатурн" по случаю своего 70-летия, Архип Михайлович Люлька сказал: "Нас теперь называют пионерами создания отечественного турбореактивного двигателя. Прежде всего, это обязывающее определение и, конечно, очень приятное. В нем есть что-то от нашей молодости, которую забыть нельзя.

Наше конструкторское бюро, его замечательные люди прошли большой и очень нелегкий путь от первых опытов и конструкторских проработок в области реактивного двигателестроения до становления и полного утверждения ТРД как основной двигательной установки на современном самолете любого типа и назначения. Это была эпоха энтузиастов, выбравших совершенно самостоятельный путь.

Прошло много лет с начала работ над турбореактивными двигателями в Советском Союзе, а я и сейчас не вижу предела их возможностям. В ближайшие годы нам предстоит решить ряд очень интересных и сложных задач по созданию новых поколений двигателей. И в том что они будут решены, у меня нет никаких сомнений. Ведь был же когда-то решен основной вопрос развития нашей авиации - создание отечественного турбореактивного двигателя!".

Двигатель АЛ-31Ф, разработанный в 1976-1985 гг. НПО "Сатурн" под руководством генерального конструктора академика А.М. Люльки, а на этапе государственных испытаний - под руководством генерального конструктора В.М. Чепкина (возглавлявшего ОКБ с 1984 по 2000 г.), и сегодня признан одним из лучших двигателей мира для самолетов фронтовой авиации. АЛ-31Ф устанавливается на истребитель Су-27 и его модификации, палубные истребители Су-33, многоцелевые истребители Су-35, Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34.

В связи с юбилеем выдающегося авиаконструктора, одного из основателей компании, генеральный директор ОАО "НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин отметил: "Мы всегда должны помнить, что усилиями Люльки Архипа Михайловича, усилиями его соратников были созданы великие двигатели марки АЛ, которые производились и производятся тысячами штук, которые стоят на вооружении российских ВВС и армий десятков стран мира. Двигатель АЛ-31, бесспорно, стал техническим бестселлером ХХ века. Сегодня мы празднуем 100-летие Архипа Михайловича, но в это время тысячи двигателей, созданных им, ежедневно поднимают в небо сотни самолетов таких глобальных стран мира, как Россия, Индия, Китай.

Есть такое понятие - конструкторская школа. У Архипа Михайловича Люльки была сформирована собственная школа, школа создания суперсовременных реактивных двигателей для боевых самолетов. Наследие - это знания - как теоретические, так и практические, которые были накоплены десятилетиями, связанные с завязкой двигателя, его компоновкой, закладкой, доводкой, интеграцией силовой установки в летательный аппарат.

Естественно, приумножение этих знаний, приумножение традиций школы Архипа Михайловича Люльки - это, конечно, перевод тех знаний на современные рельсы. Сегодня совершенно другие информационные и технологические возможности как в стране, так и в мире, и все это очень активно используется НПО "Сатурн" при создании современных двигателей.

Самая главная задача, которая стоит перед нашей компанией, - создавать не менее удачные образцы двигателей, вводить их в эксплуатацию, обеспечивать новыми силовыми установками следующее поколение самолетов ОКБ Сухого. Мы создаем сегодня вместе с нашим партнером, Уфимским моторостроительным производственным объединением, новый двигатель для ОКБ Сухого, для самолетов пятого поколения. Недавно поднят в небо нашими двигателями 117С и успешно проходит летные испытания совершенно новый самолет - многофункциональный истребитель Су-35. И мы не сомневаемся, что все задачи, которые стоят перед компанией в рамках обеспечения ОКБ Сухого современными силовыми установками, будут выполнены.

Вот это и есть главное сегодня - модернизировать существующее производство, сохранять школу, отбирать лучших людей, чтобы они потом вырастали в таких же генеральных конструкторов. Это и есть наилучший способ сохранения наследия великого конструктора - Архипа Михайловича Люльки".

Технический директор - генеральный конструктор ОАО "НПО "Сатурн" Михаил Кузменко, возглавляющий конструкторский дивизион компании в течение 8 лет, с начала 2000 года и по настоящее время, сказал: "Роль личностей, роль пионеров, таких как Архип Михайлович Люлька, чрезвычайно высока. Потому что дело любого конструктора - дело опасное, чреватое огромным количеством трудностей, дело высокой степени ответственности. Нужно обладать мужеством для того, чтобы идти по дороге первопроходца, переживать многочисленные неприятности, видеть кровь, идти на жертвы и тем не менее двигаться вперед. Я думаю, что роль новатора именно такова. По такому пути шел А.М. Люлька, создавший собственную школу.

В чем особенность конструкторской школы Архипа Люльки? Уже почти четверть века нет Люльки, а то, что он делал, создавал, делается и сегодня, не утратив своей актуальности. Можно привести множество иных примеров: был великий инженер, ученый, специалист, была фирма, не стало его - и нет фирмы, школа не удержалась, не состоялась. В случае с Архипом Михайловичем ситуация иная. Школа складывалась десятилетиями. И одновременно создавались образцы техники, был творческий расцвет конструктора Люльки. Оказалось, что сплав человека и техники, опыта, который заключен в людях, и опыта, сконцентрированного в готовых изделиях, создал школу. Жизнь доказала, что школа Архипа Люльки оказалась жизнеспособной даже в тяжелейших условиях 90-х гг. ХХ века. Когда поддержка государством фирмы, которую создал и которой долгие годы руководил Архип Михайлович, была прекращена, пришлось пережить немало трудностей. Однако, невзирая на сложившиеся условия, удалось сохранить самое главное - основу коллектива, основу тех знаний, которыми владел коллектив.

Время показало, что техника, созданная Архипом Михайловичем, оказалась не просто передовой, но перспективной и в смысле развития. Сегодня нам удалось более чем на 20% форсировать те двигатели, которые остались после Архипа Михайловича, и это не предел. Через 24 года, после того как конструктор ушел из жизни, мы пользуемся плодами его труда.

Конечно, система не может жить только тем, что было. За эти годы произошли серьезные изменения. Школа Люльки слилась с рыбинским коллективом, в котором сплелись очень интересные школы моторостроения: пермская, люльковская, рыбинская. Появились специалисты из Самары. И сейчас на "Сатурне" большое созвездие специалистов - как работавших здесь ранее, так и пришедших из разных фирм, причем не просто специалистов, а специалистов выдающихся. Создана совершенно новая фирма, но в ней сохранена замечательная часть, доставшаяся нам от Архипа Люльки.

Начав работать по гражданской тематике, мы оказались в новом для себя измерении, по существу, мы прежнюю школу стали заново подкреплять, развивать и создавать новую.

В эти дни отмечается 100-летие со дня рождения А.М. Люльки. Оценивая его вклад в мировое двигателестроение, можно сказать о нем, как о выдающемся человеке-творце, но главное - самолет с его превосходным двигателем АЛ-31Ф и сегодня остается одним из лучших в мире. Конечно, я говорю об истребителе Су-27. Этот самолет востребован, этот самолет обладает необходимыми ВВС характеристиками, этот самолет может развиваться, благодаря дальнейшему совершенствованию двигателя, благодаря тому потенциалу развития, который был заложен в нем его создателем Архипом Михайловичем Люлькой".

Напомним, что Архип Михайлович Люлька (1908-1984 гг.) родился в с. Саварка Киевской губернии в многодетной крестьянской семье. Окончил Киевский политехнический институт в 1931 г. С 1933 по 1939 г. преподавал в Харьковском авиационном институте. Уже там в 1937 г. Люлька начал работу над проектом воздушно-реактивного двигателя с центробежным компрессором. Двигатель предполагалось установить на истребитель ХАИ-2, работа опережала технические возможности того времени.

В этот же период конструктор разработал проект ТРД с осевым компрессором, который был одобрен Наркоматом авиационной промышленности. Работы начались в СКБ-1 в Ленинграде. Там же А.М. Люлькой был создан первый в СССР технический проект авиационного турбореактивного двигателя РД-1. В апреле 1941 г. Архип Михайлович получил авторское свидетельство на схему двухконтурного реактивного двигателя, которая нашла мировое признание.

Война отодвинула планы создания авиационного реактивного двигателя, и Люлька некоторое время трудился на танковом заводе в Челябинске. С 1943 г. он продолжает работу над ТРД. 30 марта 1946 г. было образовано ОКБ-165 по разработке и созданию отечественных турбореактивных двигателей, а Люлька был назначен руководителем этого предприятия. Эта дата является днем основания ОКБ "Сатурн".

Под руководством А. Люльки создан первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1. Впоследствии КБ А.М. Люльки создает целый ряд удачных реактивных двигателей, которыми оснащаются самолеты Сухого, Туполева, Ильюшина, Бериева. Наиболее известно из них в те годы семейство двигателей АЛ-7: АЛ-7П (для Ту-110), АЛ-7ПБ и АЛ-7ТВ (для первых Ил-62). По решению правительства двигатели, созданные в ОКБ А.М. Люльки, стали именоваться инициалами конструктора - "АЛ" - Архип Люлька.

На следующих модификациях конструктор оснащает АЛ-7 форсажной камерой - двигатель АЛ-7Ф предназначен для первого сверхзвукового истребителя ОКБ Сухого С-1. Двигатель получился настолько удачным, что авиаконструкторы пробуют оснастить им свои новые самолеты: Ил-54, Ту-98, перехватчики Сухого Т-3 и П-1, Микояна - И-7У и И-75, Лавочкина - Ла-250.

Самолеты Ил-54, С-1 и Т-3 участвуют в параде, а на С-1 впервые в СССР была достигнута скорость, в два раза превышающая скорость звука.

Вскоре АЛ-7Ф и его последующие модификации, АЛ-7Ф-1, АЛ-7Ф-2, внедряют в серийное производство сразу на нескольких заводах.

С 1950 по 1960 г. профессор А.М. Люлька преподает в МАИ. В 1957 г. он становится генеральным конструктором ОКБ-165, и ему передано ОКБ-45, работавшее до того над двигателями В.Я. Климова.

В 1965-1970 гг. в стенах ОКБ появляется новое поколение двигателей - семейство АЛ-21Ф. Кроме этого, там же рождаются проекты малоразмерных газотурбинных двигателей и жидкостных ракетных двигателей.

В начале 70-х гг. А. Люлька обратился к реализации своего изобретения - схемы двухконтурного ТРД со смешением потоков, авторское свидетельство на изобретение которого он получил еще в 1941 г. Сейчас по этой схеме строится абсолютное большинство турбореактивных двигателей в мире.

В 1976 г. коллектив ОКБ Люльки приступил к созданию двигателя IV поколения АЛ-31Ф для установки на фронтовой истребитель Су-27 разработки ОКБ Сухого. Этот двигатель стал вершиной творчества Архипа Михайловича. По оценке современников, лучший отечественный двигатель был установлен на лучший самолет, на котором с 1986 по 1988 г. было установлено более 30 мировых рекордов.

Страна должным образом отметила заслуги конструктора: в 1975 г. ему присвоено звание Герой Социалистического Труда, он награжден орденами и медалями СССР, является лауреатом Ленинской и двух Государственных премий СССР.

После смерти Архипа Михайловича в 1984 г. его имя было присвоено предприятию, которое он возглавлял с 1946 года. Именем академика Люльки названа площадь Москвы рядом с его ОКБ и опытным заводом.

В начале ХХI века Научно-технический центр им. А. Люльки и Лыткаринский машиностроительный завод, которые были созданы и долгое время возглавлялись Архипом Михайловичем Люлькой, вошли в состав ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн".

ОАО "НПО "Сатурн" сегодня - это компания, специализирующаяся на разработке и серийном производстве газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, энергетических и газоперекачивающих установок, корабельных силовых установок. В структуру компании входят серийный завод по производству ГТД, опытно-конструкторское бюро и опытный завод в г. Рыбинске с филиалами в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге, Инженерно-расчетный центр в г. Перми.

Численность персонала ОАО "НПО "Сатурн" и входящих в его состав дочерних компаний составляет более 23 000 человек, численность сотрудников опытно-конструкторских подразделений, включая опытный завод и филиалы, составляет более 4500 человек, в числе которых более 100 кандидатов и докторов наук. В НТЦ им. А. Люльки и на Лыткаринском машиностроительном заводе трудится более 1500 человек, из них 20 сотрудников имеют ученые степени кандидатов и докторов наук.

Дело генерального конструктора академика А.М. Люльки продолжается. Коллектив НПО Сатурн" работает над проектами новых авиационных двигателей, которым по традиции присваивается марка "АЛ" - Архип Люлька....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка