О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гендиректор новосибирского аэропорта "Толмачево": "Аэропорт не только для перелетов"

Интервью с гендиректором ОАО "Аэропорт "Толмачево" А.Чертенковым

Недавно министерство транспорта РФ одобрило концепцию развития аэродромной сети России, в рамках которой новосибирский аэропорт "Толмачево" станет хабом. Когда это произойдет? Что это будет означать для авиакомпаний и пассажиров? Эти вопросы корреспондент ИА REGNUM задал генеральному директору ОАО "Аэропорт "Толмачево" Алексею Чертенкову, который не только оценил перспективы развития хабов как таковых, но и рассказал о том, что должно быть вокруг "нормального аэропорта".

Алексей Николаевич, что изменится в аэропорту, когда он станет хабом?

Министр транспорта Игорь Левитин, озвучивая концепцию развития аэродромной сети, назвал порты, которые, так или иначе, сегодня уже выполняют функции хаба. Для того чтобы аэропорт стал хабом, нужно, чтобы в регионе сложились определенные условия. Как минимум - выгодное географическое положение на геополитической карте. У нас эти условия есть. И "Толмачево" - это хаб. Но простой обыватель до сих пор воспринимает это слово как новомодное, заграничное.

Мы же хабом являемся не первый, не второй и не третий год. Мы создаем здесь, в "Толмачево", адекватные условия для пассажиров, для авиакомпаний, чтобы им было интересно летать через нас. Вообще, главный залог успеха любого аэропорта - реальный рост благосостояния населения страны и рост деловой активности. Будет деловая активность, будут летать пассажиры. Будет рост благосостояния в стране - будут люди в отпуск летать, и предпочитать авиационный транспорт железнодорожному.

Вы говорите об адекватных условиях для пассажиров и авиакомпаний... Что именно вы имеете в виду?

Я говорю, например, о привлекательных ставках для авиакомпаний. Ценовая политика аэропорта - это очень важно. В этом плане, кстати, мы выглядим довольно нормально. Я никогда не говорил, что "Толмачево" - дешевый аэропорт, но отмечу, что все коллеги подтягиваются именно под нас. Поэтому мы, в целом, всегда дешевле своих соседей. Еще одно важное направление - это сервис, который мы предоставляем, обслуживая воздушные суда авиакомпаний. В этом плане мы понимаем, что должны развиваться. И сейчас с авиакомпанией "Сибирь" мы отрабатываем соглашение, в котором впервые берем на себя некие сервисные обязательства. То есть, теперь мы не просто обслуживаем авиакомпанию согласно стандартному договору о наземном обслуживании, а берем на себя обязательства по качеству этого обслуживания. Если эти обязательства нами не выполняются, то мы "попадаем" на деньги. Отмечу, это добровольный шаг, нас никто не заставляет. Потому что таких норм в России нет. А у нас будут. Это ведь только на пользу. Кстати, мы планируем, что в дальнейшем этот опыт перенесем на работу с остальными авиакомпаниями.

Когда озвучивалась концепция развития аэродромной сети, говорилось именно о создании международных хабов. То есть, пассажир из Новосибирска не будет лететь в Москву, чтобы сделать пересадку на рейс во Францию, а будет летать туда уже напрямую. Какие у нас здесь перспективы?

Перспективы хорошие. Одно из наших стратегических направлений - как раз развитие стыковочных рейсов на международных воздушных линиях. Спасибо "Сибири", "Трансаэро" - авиакомпании активно участвуют в данной программе. В 2008 году, кстати, они начали строить свою маршрутную сеть на направление дальнего зарубежья. Мы же хотим сделать возможным пересадку пассажира из Европы в Азию именно у нас в "Толмачево". И в этом направлении работаем. Честно говоря, делаем большой упор на российского пассажира. Не секрет, у нас большим спросом пользуется Юго-Восточная Азия. Этот спрос растет и, по нашим прогнозам, будет расти и дальше. "Аэрофлот" уже заявил, что готов развивать международную сеть из аэропорта "Толмачево". Ждем, будем готовиться, будем реконструировать международный терминал...

А куда именно в Европу смогут летать жители Новосибирска?

Здесь как раз тяжелее. Есть объективная проблема с Европой. Конечно, будут организованы чартеры в традиционные пункты отдыха россиян - в Турцию, Болгарию, страны бывшей Югославии, Испанию... Но это всего лишь чартерные перевозки. А вот если мы говорим о северных странах - Германии, Франции, Англии, куда очень часто спрашивают рейсы, - то здесь есть проблемы с точки зрения регулярных перевозок. Проблемы эти связаны с пока еще небольшой востребованностью на дальних направлениях. Авиакомпания "Сибирь" регулярно летает во Франкфурт и Ганновер. Рейсы грузятся вроде бы и неплохо, но не так хорошо, как ожидалось. В общем, была бы возможность - летали бы самолеты чаще. Хотя, здесь есть проблема еще и с нехваткой парка воздушных судов. На этом маршруте были бы востребованы менее вместительные, но более дальнобойные воздушные суда. К сожалению, таких судов в парке российских авиакомпаний сегодня практически нет. И закрывать это направление российским авиакомпаниям сегодня реально нечем. "Ту-154" до Парижа дойдет, но с серьезными ограничениями по взлетной массе. Любая перевозка на этом направлении на "Ту-154" становится просто нерентабельной. А, допустим, если лететь туда на "А-310", то вряд ли такой самолет будет нормально заполнен. Северные европейские страны - это, скорей, зона деловой активности. Но так как деловая активность в нашем регионе еще недостаточно серьезна, у нас есть и проблема с загрузкой. Большие воздушные суда ставить на такие направления не очень выгодно, а средней вместимости судов не хватает.

Раз российских мощностей не хватает, нельзя заключать партнерские отношения с зарубежными авиакомпаниями?

Честно говорю - мы вели переговоры с иностранными авиакомпаниями. Но они не хотят летать, потому что пока не видят интереса в "Толмачево". Понимаете, проблема нашего региона в том, что мы не являемся туристической, рекреационной зоной. И Новосибирск в этом плане имеет только две перспективы - как перевалочный пункт и как точка деловой активности (наш Академгородок, наши предприятия, культурные, торговые объекты). Но Новосибирску надо развиваться. Реально - мы только в начале пути. Мы являемся центром для россиян, а для западных бизнесменов наш город - только-только зарождающийся оазис в пустыне. Нам нужно сделать нормальные дороги, построить нормальные гостиницы... У нас появляются вполне приличные рестораны, но к ним еще нужно добавлять инфраструктуру. Деловой человек любит летать туда, где ему комфортно.

В прошлом году заявлялось о том, что группа "Промышленное развитие" под руководством Романа Троценко до 2013 года вложит в развитие "Толмачево" около 20 млрд рублей. Что здесь планируется построить?

Насколько мне известно, строительство нового терминала класса "С", гостиниц, парковок крытых, выставочных и торговых центров, офисных помещений. Это все вокруг нас будет.

А земля? Хватит земли?

Земля у них есть - в собственности или в аренде, часть планируется докупить.

Сколько земли вам принадлежит?

В собственности "Толмачево" порядка 260 га, и 1 000 с лишним занимает сам аэродромный комплекс. Порядка 100 га принадлежит миноритарным акционерам под будущие проекты. Земель довольно много, но этого категорически не хватает для того, что мы с вами обсуждаем.

Кстати, недавно в одном из интервью Роман Троценко говорил о создании аэротрополисов в России. Эта идея, насколько я понимаю, близка и вам?

Это и моя идея. Только я говорю "аэросити", а не "аэротрополис". А по сути разницы никакой, главное, что этот термин подразумевает выстраивание определенной инфраструктуры вокруг аэропорта. Но опять же - все зависит от спроса. Будет спрос, получит развитие и территория при аэропорте. Я не строю иллюзий на наш счет. Вокруг "Толмачево" вряд ли появится такой аэротрополис, который существует вокруг Схипхола в Амстердаме, или во Франкфурте, или Шарль де Голле в Париже, Хитроу в Лондоне... Конечно, такого у нас никогда не будет.

Почему?

Да взять хотя бы плотность населения. Здесь у нас в радиусе 300-400 километров живет 10-15 миллионов человек. И это все, по большому счету. Если мы рассчитываем на дальневосточную часть населения Российской Федерации - то стоит прибавить еще 7,5 млн на всем Дальнем Востоке. Что касается потенциальных авиапассажиров, то их довольно мало. С точки зрения воздушных маршрутов, нашими потенциальными пассажирами могут быть хабаровчане, сахалинцы, приморцы и все. Людей мало.

Вообще, если говорить о системе хабов, то она не имеет дальнейшего развития. Аэропорт в рамках хаба растет до какого-то момента, а потом этот рост фактически останавливается. Сегодня в авиации налицо потребность пассажиров летать без пересадок, особенно это касается европейских пассажиров. Такие направления перспективны, для этого создаются новые воздушные суда. Мы в этом плане тоже работаем, но рассчитывать, что мы будем строить хаб в "Толмачево" бесконечно - просто глупо. Когда-то пассажиры предпочтут, да и уже предпочитают, летать в Европу напрямую, не делая пересадок в России. Поэтому наша реальная 100%-ная перспектива хаба - собирать в "Толмачево" пассажиров из малых городов РФ, в СФО, в восточной и европейской части России, с Урала и отправлять их в юго-восточную Азию. Вот реальный тот пассажиропоток я вижу. В дальнейшем же я вижу перспективы "Толмачево" как аэропорта при Новосибирске, городе с растущей деловой активностью. Это я вижу очень четко. Новосибирск будет играть роль делового центра.

Когда, по-вашему, это произойдет?

Лет через 10-15 лет. Не меньше. Не создадим мы инфрастуктуру быстрее. Проблема в создании нормальной инфраструктуры в том, чтобы сломать менталитет людей. Ну, не видели наши люди хорошего. 80% населения страны не могут понять, что такое хорошо. Когда ты не видел хорошего, ориентироваться не на что. Поэтому мы очень плохо представляем, что такое - нормальная дорога. Нам любая дорога с более-менее ровным покрытием уже кажется неплохой. При этом какая на ней разметка, какие знаки, развязки - не обращаем уже внимания. Мы не понимаем, что такое нормальная гостиница. Мы не понимаем даже, как ее построить. И во всем вот так. Единственное, с чем у нас хорошо, так это с ресторанным бизнесом. Есть приличные заведения в городе.

Вы говорите, что хабы - ограничены в развитии. А аэротрополисы?

Аэротрополис - это инфрастуктура. Вот смотрите, летит пассажир транзитом - ему надо где-то переночевать. А он не хочет ехать в город. Ему бы где-нибудь возле аэропорта переночевать. Причем, желательно, комфортно. Поэтому нам нужно создать гостиничный комплекс для разных категорий людей. Кому-то ведь надо подешевле, а кто-то, наоборот, предпочитает отдыхать с размахом. Но русская действительность такова: у нас, если гостиница дешевая, значит в ней хлам и бедлам. На западе все по-другому. Если ты на западе выбираешь дешевый гостиничный номер, то получаешь полный комплекс услуг, в ванной не будут отломаны краны, никакого хамского обслуживания. Все очень вежливо, культурно, все работает, все свеженькое, красивенькое. За 5 "звезд" ты получаешь только другой интерьер, а сервис - везде одинаковый. И мы должны у нас также работать. Если город будет развиваться, как центр деловой активности, то в "Толмачево" могут прилетать для проведения переговоров. Здесь вполне смогут расположиться офисы каких-то компаний, филиалов, многие зарубежные компании будут желать иметь у нас представительство. Поэтому нужно строить не только гостиницы, но и офисные здания, выставочный комплекс, чтобы можно было ярмарки проводить, боулинг, бассейн, фитнес-клубы - для отдыха.

Нормальный аэропорт должен иметь нормальную инфраструктуру, натуральный полноценный город, разве что без жилых зданий. Наша цель - "затянуть" сюда даже не пассажира, а просто человека, которому будет интересно приехать в аэропортовую зону и приятно провести здесь время. В скором времени мы планируем открыть в Оби, недалеко от аэропорта, большой спортивный комплекс. Тогда здесь можно будет проводить спортивные сборы, соревновательные процессы устраивать.

Алексей Николаевич Чертенков родился 24 июля 1970 года в городе Арсеньев Приморского края. Окончил Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и Московский государственный технический университет гражданской авиации. Генеральный директор ГУАП "САТ-Карго" с марта 2002 года. В декабре 2002 года назначен коммерческим директором ГУП "Аэропорт "Южно-Сахалинск", а в марте 2003-го - уже заместитель генерального директора по экономике, финансам и коммерческой работе. В июне 2003 года Алексей Чертенков стал первым заместителем генерального директора ОАО "Аэропорт "Толмачево", а с февраля 2006 и по настоящее время является генеральным директором этого аэропорта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка