О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рекомендации по итогам заседания Подкомитета по вопросу: "О состоянии и перспективах развития рынка моторного топлива в России"

Рекомендации по итогам заседания Подкомитета по вопросу: "О состоянии и перспективах развития рынка моторного топлива в России"

Участники заседания Подкомитета отмечают, что в России есть необходимые условия для формирования стабильного рынка моторных топлив. В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост объёмов добычи и переработки нефти, увеличивается производство нефтепродуктов, в том числе, моторных топлив. Поставки автобензинов и дизельного топлива на внутренний рынок в 2007 году выросли на 6%. Компании приступают к реализации программ производства моторных топлив, соответствующих евростандартам. В 2007 году производство автобензинов класса Евро-3 составило около 7%. Снижается производство дизельного топлива с высоким содержанием серы. В настоящее время нефтеперерабатывающая промышленность России полностью удовлетворяет растущий внутренний спрос на моторное топливо. Ведущие российские нефтяные компании, получая поддержку Правительства РФ, увеличивают инвестиции в геологоразведку, добычу и переработку нефти, что создаёт благоприятные перспективы развития рынка моторного топлива.

Правительство РФ уделяет постоянное внимание развитию рынка, включая вопросы увеличения производства и качества нефтепродуктов, формирования конкурентной среды, организации биржевой торговли, регулирования цен и деятельности естественных монополий в топливной сфере. Одной из мер по ужесточению требований к качеству нефтепродуктов стало утверждение Правительством РФ Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", в соответствии с которым установлен график перехода на европейские стандарты качества нефтепродуктов до конца 2012 года.

Вместе с тем, в последние годы, несмотря на наличие объективных условий для устойчивого функционирования отечественного рынка моторного топлива и предпринимаемые меры по его развитию, в этом секторе экономики всё острее проявляются неблагоприятные тенденции. Нефтепереработка по темпам развития начинает отставать от других отраслей. Если рост валового внутреннего продукта в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 8,1%, то поставки автобензинов и дизельных топлив на внутренний рынок выросли лишь на 6%, а поставки авиакеросина даже сократились. При этом цены на нефтепродукты растут значительно быстрее, чем на другие товары. За 2007 год розничные цены выросли в среднем: на автобензины - 10%, на дизельное топливо - 15%, на авиакеросин - 30%.

Рост цен на нефтепродукты вызван отчасти ростом цен на нефть на внутреннем рынке страны из-за увеличения себестоимости добычи нефти, а также увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которая прямо зависит от цен на нефть на внешнем рынке. В результате компании вынуждены компенсировать потери за счет увеличения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Подкомитет вынужден констатировать, что:
  • внутренний рынок моторных топлив неустойчив, практически отсутствует конкуренция продавцов нефтепродуктов, как в оптовом, так и в розничном звене, в результате наблюдается скачкообразный рост цен на ряд ключевых топлив;

  • несмотря на сбалансированность объемов производства и потребления, периодически возникают региональные дефициты, связанные либо с необоснованным нарушением поставок, либо с картельными сговорами, при этом после преодоления кризиса цены превышают докризисный уровень;

  • качество моторных топлив, за исключением авиатоплива, по которому сохранилась жесткая система контроля качества, остается в целом на низком уровне, велика доля нефтепродуктов, произведенных с нарушением технологических норм, с применением компонентов, запрещенных к применению. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозок в настоящее время потребителей больше всего беспокоит качество топлив;

  • практически не используются биржевые финансовые инструменты, не создана общепризнанная система ценовых индикаторов. На внутреннем рынке практически не используются долгосрочные контракты с ценообразованием по формуле цены. Отчасти это происходит и потому, что внутренний рынок РФ пока служит для ВИНК инструментом компенсации недополученной прибыли от экспорта.
Нередко продавцы нефтепродуктов увеличивают выручку за счет роста цен, а не за счет роста объемов продаж. В результате это ускоряет инфляцию, а российские производители теряют конкурентные преимущества и не могут расширять производство.

В стране проявляется региональный монополизм в реализации нефтепродуктов. В частности, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке розничные цены на нефтепродукты растут более высокими темпами, в среднем на 15% в год.

Сохраняется непрозрачность рынка нефтепродуктов, что в определённой степени связано с низким качеством информации о сети нефтебаз и автозаправочных станций (АЗС) в России, потреблении нефтепродуктов по субъектам Российской Федерации.

Участники заседания Подкомитета также высказали озабоченность по поводу сроков перехода на европейские стандарты качества нефтепродуктов, установленных вышеуказанным Регламентом, поскольку это не обеспечивается программами технического перевооружения российских нефтеперерабатывающих заводов.

С целью стабилизации цен на нефтепродукты, обеспечения устойчивого развития рынка моторных топлив России, повышения качества нефтепродуктов Подкомитет считает необходимым обратить внимание Правительства РФ на необходимость создания условий по обеспечению устойчивого развития нефтяной отрасли, включая нефтепереработку, и с этой целью рассмотреть предложения по совершенствованию системы налогообложения и механизмов экспортной пошлины, для чего:
  • Разработать комплекс мер по стимулированию инвестиций ВИНК в модернизацию технологического оборудования нефтепереработки, предусматривающий налоговое поощрение увеличения глубины переработки нефти и увеличение выпуска высокотехнологических продуктов, в частности путем снижения акцизов на экологически чистые топлива.

  • Пересмотреть механизм исчисления экспортной пошлины на нефть с учётом реального уровня операционных и капитальных затрат на производство нефти и обесценения валютной выручки вследствие укрепления рубля.

  • Ежемесячно пересматривать пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Установить единую ставку пошлины на экспорт дистиллятов и мазутов в размере 55% от ставки пошлины на экспорт нефти

  • Изменить порядок определения экспортных пошлин на нефтепродукты, в частности, установить возможно низкие ставки экспортной пошлины на высокотехнологические нефтепродукты (автобензины АИ-95, АИ-98), а также дизельные топлива, соответствующие спецификации Евро-3 и Евро-4. Одновременно установить максимально возможную пошлину на топочные мазуты, прямогонный бензин и печное топливо.

  • Отказаться от связи между ценами на нефть на внешнем рынке и НДПИ. При определении льгот по НДПИ отказаться от прямого учета количества добываемой нефти по каждому объекту разработки. Контроль над правильным определением льгот по НДПИ осуществлять с помощью Всероссийского института по переработке нефти и Российского Федерального Геологического Фонда.

  • В целях дополнительного стимулирования отечественной нефтепереработки рассмотреть вопросы введения нулевой ставки по акцизам на высококачественные экологически чистые продукты, единой ставки таможенной пошлины на все нефтепродукты, а также введения механизма расчёта экспортной пошлины на нефтепродукты в текст закона вместо действующей практики выпуска постановлений Правительства РФ.

  • Рассмотреть возможность перехода от квартального к годовому планированию экспортных поставок и соответствующему распределению квот среди компаний. Гарантия поставок, как минимум на год, создаст определённость на рынке, позволит избежать внутренней конкуренции и существенно укрепить переговорные позиции российских поставщиков в вопросах формирования цены на нефть.

  • Внести уточнения и дополнения в Налоговый кодекс РФ для обеспечения возможности практического применения норм по использованию пониженных ставок НДПИ для участков недр с выработанностью более 80% без дополнительных рисков и затрат для налогоплательщика, имея ввиду исключение ссылки на обязательность применения "прямого метода" при определении количества добытой нефти.

  • Внести технические уточнения в статью 338 Налогового кодекса в части определения количества добытого полезного ископаемого (с указанием, что это масса- "нетто") и фактических потерь.

  • Повысить требования к качеству бензинов и дизельных топлив. Разработать систему контроля качества нефтепродуктов в розничной сети. Разработать юридическую основу для прекращения деятельности компаний, реализующих моторные топлива, не соответствующие Регламенту.

  • С целью развития конкурентной среды обязать нефтяные компании продавать все производимые нефтепродукты через биржи с обязательной публикацией цен сделок и объемов продаж. Исключением может быть только объем нефтепродуктов, реализуемый через собственную розничную сеть компаний. В собственную сеть могут входить и участники рынка, работающие на условиях коммерческой концессии.

  • Изменить систему определения транспортного налога, предусмотрев прогрессивное снижение этого налога для транспортных средств, соответствующих требованиям Евро-3, -4, -5.

  • Рекомендовать за счет бюджетных средств силами Федеральной службы государственной статистики один раз в пять лет проводить полную перепись (статистическое обследование) всех нефтебаз и АЗС, размещенных на территории страны, независимо от их подчиненности и формы собственности.

  • Рекомендовать администрациям субъектов Российской Федерации ежегодно публиковать данные о потреблении нефтепродуктов по маркам в этих регионах.

  • Поручить ОАО "РЖД" и ОАО "Транснефть" разработать меры, направленные на достижение логистического равенства производителей нефтепродуктов, предусматривающую возможность равной конкуренции на региональных рынках.


Председатель Подкомитета Е.А. Островский...
Авторские права на данный материал принадлежат «Торговый Дом "Топливное Обеспечение Аэропортов». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка