О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Голос за ГЛОНАСС

Запланированное на апрель заседание Совета безопасности, посвященное обсуждению программы ГЛОНАСС, едва ли будет отмечено рапортами о великих свершениях, осуществленных на выделенные предприятиям космической отрасли бюджетные средства

Запланированное на апрель заседание Совета безопасности, посвященное обсуждению федеральной целевой программы ГЛОНАСС, едва ли будет отмечено рапортами о великих свершениях, осуществленных на выделенные предприятиям космической отрасли бюджетные средства. Напротив, президенту Владимиру Путину, который, как известно, является сторонником развития суверенной системы спутниковой навигации, судя по всему, и в должности премьера придется решать вопросы выделения дополнительных ассигнований - как для поддержания уже существующей орбитальной группировки, так и для ее расширения и развития принимающей аппаратуры. О необходимости скорректировать, в том числе и финансово, буксующую программу заявил вчера на открывшемся в Москве Международном форуме по спутниковой навигации заместитель главы "Роскосмоса" Юрий Носенко. По его словам, дополнительные запросы уже направлены в МЭРТ и Минфин, и "в течение апреля-мая должны быть приняты решения".

Напомним, что руководители правительства перешли от напутствий создателям ГЛОНАСС к жесткой критике разработчиков системы в начале этого года, когда стало ясно, что далеко не все поставленные задачи выполнены в срок. В январе куратор навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, первый вице-премьер Сергей Иванов обрушился на "Роскосмос" и ответственные за программу спутниковой навигации космические предприятия с обвинениями в отсутствии "100-процентной доступности услуг на территории страны", неконкурентоспособности отечественной аппаратуры и т.д. Тогда глава "Роскосмоса" Анатолий Перминов признал справедливость претензий к некоторым предприятиям, в том числе и к головному по программе ГЛОНАСC РНИИ космического приборостроения, и пообещал, что к апрелю ошибки будут исправлены, а темпы развития системы навигации ускорятся.

Вчера Юрий Носенко заверил корреспондента "Времени новостей", что "вопросы, которые надо было решить к апрелю, все-таки решены". Однако из его выступления на форуме стало ясно, что без корректировки программы не обойтись. "Изначально планировалось, что к началу 2008 года на орбите будет 18 российских навигационных спутников, однако два аппарата уже вышли из строя, а еще два находятся на техобслуживании. Мы рассчитывали, что они смогут проработать 4-4,5 года, однако они проработали только три", - сетовал г-н Носенко. Из-за этого "форсмажорного обстоятельства", ведомству необходимо наращивать темп запусков спутников, чтобы, как и планировалось, орбитальная группировка сформировалась в расчетном составе: в этом году 18 единиц, а в следующем - 24. "Теперь нам приходится удвоить усилия. Но результат будет зависеть и от того, сколько правительством будет выделено средств", - заявил замглавы "Роскосмоса", уточнив, что в прошлом году ведомство получило ассигнования в объеме 9,8 млрд руб., а в этом - чуть больше 10 млрд. В идеале же, считают в космическом агентстве, группировка должна состоять из 30 спутников, и, судя по всему, возлагают надежды на то, что о необходимости развития ГЛОНАСС неоднократно говорил президент Владимир Путин. Во всяком случае г-н Носенко подчеркнул, что вопрос о дополнительном финансировании "будет решаться на самом высоком уровне".

Российские участники международного навигационного форума в массе своей старались излучать оптимизм относительно перспектив ГЛОНАСС. После выступления представителя госдепартамента США Марка Круза, рассказывавшего о преимуществах практически покорившей мир американской системы GPS (Global Position System), отечественные специалисты уверяли друг друга в том, что отставание в развитии от американцев, которые намерены повысить точность позиционирования в пространстве до 25 см, не критично. Заместитель главного конструктора и генерального директора компании "Информационные спутниковые системы" Виктор Косенко отметил, что реально таких результатов американцам удастся добиться к 2025-2030 году, а "к этому времени показатели системы ГЛОНАСС будут не хуже". Радовались россияне и тому, что ГЛОНАСС все же более развит, чем европейская навигационная система Galileo, которая, по словам исполнительного директора Европейского комитета по ГНСС Пэдро Педрейро, должна начать работу в 2011-2012 году.

В отсутствие Сергея Иванова, проигнорировавшего форум, критиков у отечественной системы не нашлось, зато на похвалы ГЛОНАСС никто не скупился. "Мы смогли согласовать тактико-технические требования, которые говорят о том, что наша система в ближайшем будущем станет на лидирующие позиции среди других систем навигации", - заверил генеральный директор РНИИ КП Юрий Урличич.

Впрочем, весьма показательно, что форум, собравший 1200 делегатов из 25 стран, не был удостоен внимания первых лиц государства и правительства, хотя приоритетность развития ГЛОНАСС действительно неоднократно подчеркивалась на самом высоком уровне. В президиуме мероприятия появился лишь глава Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров. И то не столько по служебной нужде, сколько по личной инициативе. "Я помню, как мой отец сидел на кухне нашей коммунальной квартиры со своими коллегами и писал записку в Совет министров СССР о необходимости создания навигационной системы", - поведал г-н Чуров "Времени новостей". И достал из своего набитого бумагами портфеля толстую папку, в которой находились чертежи, расчеты, авторское свидетельство и даже ксерокопия той самой записки, которая так и осталась без ответа, из-за чего "американцы в своей работе вырвались вперед". Г-н Чуров настолько увлекся навигационной системой, что даже не исключил возможность использования достижений ГЛОНАСС для поддержания в России суверенной демократии. Глава ЦИК считает, что со временем спутниковые навигаторы могли бы стать идеальным средством голосования. "Избиратель мог бы нажать кнопку на своем приемнике и таким образом проголосовать. А мы по его координатам вычислили бы, из какого он избирательного округа, и учли это при подведении результатов", - поделился своими глобальными замыслами Владимир Чуров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка