О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Государственная транспортная компания "Россия": "Летчиков не принуждают принимать таблетки"

Публикация "Известий" "Какие таблетки глотают летчики, чтобы их допустили до штурвала" вызвала массу откликов

Публикация "Известий" "Какие таблетки глотают летчики, чтобы их допустили до штурвала" вызвала массу откликов. Мы, напомним, рассказали о наступающем кадровом голоде в российской гражданской авиации. Из-за дефицита летного состава пилоты стараются любыми способами удержаться за штурвалом подольше. Один из способов - выпить перед медицинской комиссией специальный препарат, с помощью которого на короткое время можно добиться положительных результатов обследования. Мы предположили, что именно о таких препаратах идет речь в переговорах пилотов Ту-154 авиакомпании "Пулково", разбившегося под Донецком 22 августа 2006 года. После публикации мы получили письмо Государственной транспортной компании "Россия" (авиакомпания "Пулково" - теперь часть этой организации). Мы публикуем это письмо без купюр. Комментарий редакции читайте ниже.

"Вывод, сделанный в статье "Какие таблетки глотают летчики, чтобы их допустили до штурвала", основан на малой части переговоров экипажа и противоречит официальному заключению комиссии по расследованию катастрофы.

В "Отчете комиссии по расследованию причин катастрофы Ту-154 22 августа 2006 года" нет установленных фактов употребления каких-либо препаратов членами экипажа. Опираясь на материалы расследования и данные медицинских освидетельствований, можно сделать заключение, что приведенные в статье переговоры летчиков велись о диагностических исследованиях, проводимых в рамках ежегодных осмотров. По мнению экспертов, речь идет о фиброгастроскопии - методе эндоскопического исследования пищевода, желудка и других органов. Процедура связана с глотанием гибкой трубки с волоконной оптикой. Об этом со словами "заставить глотать эту (нрзб) ради эксперимента /.../ вам хочется посмотреть, полюбоваться" говорит командир в ранее опубликованных переговорах. Там же есть слова одного из членов экипажа о том, что он "4 года глотал". По имеющимся в ГТК "Россия" данным, один из них действительно проходил такое обследование 4 раза и должен был через 5 дней пройти его вновь. Очевидно, это и стало поводом для горячего обсуждения и воспоминаний. Процедура фиброгастроскопии действительно связана с ощущением дискомфорта, что объясняет эмоциональность обсуждения пилотами этой темы.

Полностью опровергают версию "Известий" переговоры следующей минуты полета, не приведенные в статье:

"11:17:56 (КВС) (нрзб) все врачи пи..., елы-палы, мучают нас.

11:18:01 (КВС) Здоровых пацанов, да?

11:18:04 (КВС) Этим мучают?

11:18:07 (КВС) Да, сделай мне кофе.

11:18:09 (Э) Да, в академии проходил.

11:18:11 (КВС) Поехали вместе проходить (нрзб).

Внешняя связь

11:18:23 (КВС) Набирать бы хотя в академию.

11:18:28 (КВС) А если будут сильно зазывать, посылай всех на х... (нрзб). Скажи: у меня там мои врачи, и я у них наблюдался и не собираюсь менять, меня это устраивает".

Очевидно, что слово "проходить" не применимо к употреблению каких-либо таблеток или препаратов. Дальнейшее рассуждение о месте (речь идет об Университете гражданской авиации, бывшей Академии гражданской авиации, у которой есть своя медсанчасть) также указывает на прохождение процедуры.

По имеющимся в ГТК "Россия" данным медицинских заключений, ни у одного из членов этого экипажа не было выявлено заболеваний, способных стать причиной запрета на продолжение летной работы по состоянию здоровья. В частности, при прохождении врачебно-летной экспертной комиссии и в межкомиссионный период ни у одного из них не было обнаружено никаких нарушений сердечного ритма, а следовательно, и не было необходимости в назначении специальных препаратов.

Федеральное государственное предприятие "Государственная транспортная компания "Россия"

Комментарий "Известий": Вам шашечки или ехать?


Мы изучили доводы ГТК "Россия". Тем не менее остаемся при своем мнении.

Давайте разберемся, имеет ли отрывок из расшифровки переговоров, который привели авторы письма, отношение к предыдущему диалогу пилотов? Напомним, что разговор начался вопросом штурмана к капитану, который явно был озабочен самочувствием второго пилота.

"11:16:37 (ШТ) Второй пилот ничего (неразборчиво), да, командир?

11:16:37 (БИ) Мало летал (неразборчиво).

11:16:47 (БИ) Я ж (неразборчиво) не глотал, поэтому я лучше себя чувствую".

По логике авторов письма, бортинженер на плановой медкомиссии, приблизительно год назад (потому что следующая комиссия через 5 дней, а проводится она раз в год), не делал фиброгастроскопии, поэтому чувствовал себя лучше, чем остальные члены экипажа. Причем целый год. На мой взгляд, абсолютно ясно, что пилоты глотали какие-то препараты перед самым вылетом, перед прохождением обычного предполетного обследования. Примечательно, что подтверждения такой практики в редакцию начали приходить еще до письма ГТК "Россия".

Пить таблетки не было нужды, поскольку "ни у одного из членов экипажа не было выявлено заболеваний, способных стать причиной запрета на продолжение летной работы"? Но ведь летчики для того и глотают препараты, чтобы скрывать свои заболевания от медкомиссии. И наконец, если комиссия по расследованию причин катастрофы не установила фактов употребления членами экипажа препаратов, то это не значит, что летчики их не употребляли. Просто экспертиза наличия этих препаратов в их крови не проводилась.

Можно, конечно, взять и удовлетвориться выводами комиссии. Но... Вам шашечки или ехать? Остановиться на формальных выводах - это значит увидеть шашечки и успокоиться. И никуда не поехать. То есть свалить все на ошибку пилотов и не сделать никаких выводов.
Для нас же конкретный случай с Ту-154 - лишь повод задуматься над тем, какие люди управляют самолетами с сотнями пассажиров? Пилоты, которые без таблеток не могут пройти медкомиссию? Или здоровые люди? В материале мы пишем о том, что авиакомпании из-за дефицита кадров закрывают на сложившуюся практику глаза. Формально наниматель не может знать о том, что пилоты за стенами медсанчасти могут принимать какие-либо медикаменты. Но, как нам представляется, гражданская авиация - такая отрасль, где нужно знать все.

"Этот препарат есть во всех аптеках"

Большое спасибо за статью Александра Андрюхина "Какие таблетки глотают летчики" ("Известия" от 28.03.2008). Спасибо не только от меня, но и от всех ребят, которые праведным трудом зарабатывают свой хлеб в авиации. Я бывший пилот, сейчас на пенсии, 20 лет проработал в авиации. Таблетки за час перед медкомиссией глотают практически все пилоты, кому за сорок, потому что, как совершенно верно было написано, самое страшное для пилота - быть отправленным на пенсию и тем самым превратиться в нищего. Нужно проглотить одну восьмую таблетки*, которые есть во всех аптеках. И можно смело садиться на велосипед. Препарат затормаживает работу сердца, когда на велосипеде врач увеличивает нагрузку. Это очень вредно, но что делать? Я знал очень многих, кто глотал эти таблетки и проходил медкомиссию. Впервые таблетку перед медкомиссией я выпил в 39 лет. В тот момент у меня был сильный стресс - буквально накануне погиб мой командир экипажа. А мне на медкомиссию. Вот и проглотил эту одну восьмую. Но врач меня раскусил. Он хорошо знал мои показатели и почувствовал неладное.

Вообще, я считаю 55 лет - это предельный срок для пилота. После этого срока летать нельзя. Пилот уже полностью изношен. Ведь кроме стрессов его здоровье убивает и радиация на большой высоте, и электрическое поля в кабине.

Владимир Вагошин, пилот с 20-летним стажем. Станица Мечетенская Зерноградского района Ростовской области

*Владимир Вагошин сообщил нам название препарата, но мы не считаем возможным публиковать его по этическим причинам.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка