О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет над Москвой

Для защиты столицы от воздушных террористов потребуется решение правительства и президента

День Войск противовоздушной обороны - один из самых значимых военных праздников, который отмечается во второе воскресенье апреля. В самом начале холодной войны СССР благодаря созданию совершенно нового по тем временам зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО), в частности ЗРС С-25, и Войскам ПВО предотвратил ядерную бомбардировку авиацией США городов Советского Союза. Увы, у американцев после Хиросимы и Нагасаки были такие планы... Сегодня Войска ПВО в связи с опасностью воздушного терроризма и совершенствованием средств воздушного нападения приобретают все большую значимость. Как они решают поставленные перед ними задачи? На этот и другие вопросы в интервью "ВПК" отвечает командующий войсками Командования специального назначения генерал-полковник Юрий Соловьев.

Личное дело

Соловьев Юрий Васильевич


Родился 11 мая 1948 г. в г. Сретенске Читинской области. Окончил Орджоникидзевское зенитное ракетное училище Войск ПВО страны (1969 г.), Военную командную академию ПВО им Г.К. Жукова (1983 г.), Военную академию Генерального штаба (1989 г.). Офицерскую службу начал начальником разведки зенитного ракетного дивизиона. Командовал дивизионом, бригадой, корпусом ПВО, был первым заместителем командующего отдельной армией ПВО. С 1999 г.- начальник штаба - первый заместитель командующего войсками Московского округа ВВС и ПВО.

С 24 сентября 2002 г. - командующий войсками Командования специального назначения. Награжден орденами "За службу Родине в ВС СССР" III степени, "За военные заслуги", многими медалями. Заслуженный военный специалист РФ. Женат, имеет сына.


- Юрий Васильевич, как идет техническое переоснащение соединений и частей войск Командования специального назначения? Что, на ваш взгляд, могло бы ускорить этот процесс?

- Техника поступает в наши соединения и части в соответствии с планами и задачами гособоронзаказа. Техника хорошая, надежная. Но темпы ее поступления, прямо скажем, нас пока не удовлетворяют по целому ряду позиций. Это относится как к технике ПВО, так и ВВС.

Полагаю, это во многом связано с тем, что наш оборонно-промышленный комплекс после распада Советского Союза и 15 лет деградации пока еще не может набрать необходимые обороты и выйти на заданные режимы работы. Те жуткие времена нам сейчас и аукаются. Но проблема еще и в том, что за один-два года это поправить просто физически невозможно. Не говоря уже о решении кадровых и целого ряда других вопросов, связанных с закупками нового технологического оборудования, созданием собственной современной микроэлементной базы...

Почему об этом говорю? Потому что необходимо, образно говоря, реанимировать наш ОПК, хотим мы того или нет. В последнее время, конечно, для этого делается немало. Выделяются средства, действует гособоронзаказ. Но, видимо, необходимы все же более энергичные действия: восстановление межкооперационных связей, налаживание производства высокотехнологичной продукции, создание новых производств. Лишь тогда можно будет говорить о достижении поставленных целей.

Председатель Военно-промышленной комиссии Сергей Борисович Иванов не раз говорил именно об этом, акцентируя внимание на разработке и создании нано-технологий. Мы, в свою очередь, на уровне Главкомата ВВС также высказывали свои пожелания и требования к ТТХ поставляемой продукции. Необходимо, чтобы промышленность выдавала "на-гора" то, что необходимо войскам, а не то, что она может сделать. Тут, чего скрывать, пока еще есть определенные проблемы.

А второе - это, конечно, люди. Многие классные специалисты за эти годы ушли из ОПК. Те, кто остался, находятся уже в приличном возрасте. Судите сами. Средний возраст специалистов в оборонной промышленности составляет сегодня, к сожалению, уже 55-60 лет. Без молодежи, без передачи опыта и знаний новому поколению нельзя говорить о преемственности науки и технологий.

Почему не идет молодежь в ОПК? Низкие оклады. Но не только. Это и отсутствие перспектив в получении жилья, других социальных льгот и благ. То есть, по большому счету, это проблема комплексная, требующая решения с разных сторон. Пока же, повторю, большая часть инициативных, не лишенных коммерческой сметки молодых людей сразу после вузов и колледжей идет в бизнес, где живые деньги и манящие горизонты.

Чуть лучше у нас обстоит дело с поступлением техники РТВ. А в авиации и ЗРВ, как уже сказал, хотелось бы лучших показателей. Даже поступления по гособоронзаказу порою приходят с отставанием.

- Если говорить о темпах поступления ВВТ, то какими бы они могли быть в идеале?

- Тут смотря с чем сравнивать. Если, скажем, с временами Советского Союза, то тогда ЗРС С-300 мы получали до 40-50 комплексов в год. Сегодня, конечно, иной подход. Но необходима стабильность, жесткое выполнение намеченных планов, ритмичное финансирование.

- Кстати, о финансировании. Это один из больных вопросов. Денег на "оборонку" в последние годы выделяется в обрез. Но сегодня немало средств, полученных от продажи энергоносителей, сосредоточено в руках коммерсантов, которых вы прикрываете с воздуха, обеспечивая им спокойное ведение бизнеса, а значит, и получение прибыли. Не пробовали бросить клич о помощи?

- Председатель совета ветеранов Московского округа ПВО - заслуженный военный летчик Москвитин как-то обратился с этим вопросом в коммерческие структуры. Ответ так и не поступил...

- Видимо, надо стимулировать нашу промышленность с помощью того же гособоронзаказа, оперативно перенацеливая средства на наиболее эффективные программы.

- Это можно. Скажем, для серийного создания того же истребителя-бомбардировщика Су-34 необходимо произвести примерно 10 предсерийных самолетов. На это выделяются средства. Но если на выходе получается совсем не то, что ожидалось, то их поступление можно и нужно корректировать.

- В войска сейчас поступает все более сложная техника. Взять ту же зенитную ракетную систему С-400 "Триумф". Чтобы овладеть ею, нужны месяцы. А призыв с 2008 года осуществляется всего на один год. Многое в связи с этим ложится на плечи офицерского состава. Не видите ли вы тут скрытой проблемы?

- Вижу. Нынешнему молодому человеку, призванному в армию, просто не хватает времени подобную технику изучить, чтобы грамотно потом ее эксплуатировать. Год службы - это, конечно, мало. Если бы все юноши приходили в армию с высшим образованием... Но это нереально.

На первый взгляд выход видится в наборе на службу контрактников. Однако и тут не все так просто. В Московском регионе, например, найти контрактников очень непросто. В связи с тем, что их должностные оклады не выдерживают конкуренции с заработной платой на "гражданке". Тот же водитель автобуса или машинист в метро сегодня получает до 50 тыс. рублей и выше. Не удивительно, что у нас не хватает солдат-контрактников, прапорщиков. И вы совершенно правы, говоря, что вся нагрузка в связи с этим ложится на офицерский состав.

- Как же выходить из этой ситуации?

- Необходим и тут, на мой взгляд, комплекс мер. Как вы знаете, разработана Программа поэтапного повышения денежного довольствия военнослужащих, которая реально воплощается в жизнь. Эффективнее заработал ряд других социальных программ.

По решению Генерального штаба Вооруженных Сил многие призывники обучаются в школах младших специалистов. И таким образом на самые сложные специальности приходят уже подготовленные люди, хотя сроки их службы остаются такими же.

Но есть еще РОСТО-ДОСААФ, которое сегодня должно играть более важную и существенную роль. Именно оно призвано готовить призывную молодежь для Вооруженных Сил еще со школьной скамьи. Тогда и отдача от таких воинов будет более полной. И такая система начинает работать все более эффективно.

Наконец, не грех и в школах, профтехучилищах возродить начальную военную подготовку (НВП). Потому как сокращение срока службы до 1 года должно, безусловно, компенсироваться повышением качества подготовки призывников.

Можно возродить и давно забытые, но не утратившие актуальности школы младших специалистов в соединениях и частях, штатно ввести их в каждой дивизии.

Сегодня Минобороны заключает с РОСТО также соответствующие договоры на подготовку молодых летчиков. У нас, например, с первых чисел апреля три летчика будут готовиться в Вязьме на базе РОСТО. Они будут осваивать самолет Л-39. После этого им гораздо легче будет пересаживаться на тот же Миг-29, то есть на боевые самолеты. В 2007 году мы в Вяземском РОСТО уже подготовили 6 летчиков с налетом каждого 40-50 часов. Это, скажу вам, неплохой результат. Убежден, у РОСТО-ДОСААФ огромный потенциал, который надо раскрывать и дальше.

- Вопрос борьбы с воздушным терроризмом приобрел в последние годы особую остроту. Что у вас делается на этом направлении?

- Мы постоянно держим эту проблему в поле зрения. Необходимые предложения докладываются министру обороны, президенту. Более того, с руководством Москвы была разработана целевая программа. В ней предусматривалось создание систем разведки, управления воздушными судами над Москвой на предельно малых высотах, системы пресечения воздушных терактов, закупок РЛС миллиметрового диапазона. Но пока нет необходимой законодательной базы.

Для запуска программы требуются соответствующие решения на уровне правительства России, президента страны. Поэтому начальник Генерального штаба обратился с такой озабоченностью в Национальный антитеррористический комитет РФ. Упреждая ваш вопрос, скажу, что воплощение такой программы будет стоить около 12 млрд. рублей. Деньги немалые. Но воздушные террористы - враг коварный и опасный. Вспомните, что произошло 11 сентября 2001 года в США, и, думаю, многое станет понятно. Вряд ли кто хочет, чтобы нечто подобное повторилось в Москве.

- Американский "Пэтриот" по многим показателям превосходила еще наша "трехсотка" - ЗРС С-300. А что бы вы могли сказать о ЗРС С-400 "Триумф", первый дивизион которой, как известно, впервые поступил в августе 2007 года именно в ваши части и сейчас находится на опытно-боевом дежурстве?

- Могу однозначно заявить, что сейчас в мире нет зенитной ракетной системы, которая была бы лучше "Триумфа" по своим техническим характеристикам. Хотя вы правы в том, что даже предыдущие ЗРС С-300ПМУ1, С-300ПМУ2 были на голову выше "Пэтриота" по своим ТТХ. Я постоянно профессионально изучаю материалы иностранных армий, невольно сравниваю наше вооружение с современным западным и пока не вижу, чтобы к нам хоть кто-нибудь близко придвинулся в этом отношении. Тут можно говорить и о дальности, и о скорости, и о высотах, на которых работают наши средства ПВО. И своим лучшим в мире оружием мы по праву можем гордиться.

А взять Су-27, МиГ-31, МиГ-29. Это те самолеты, которые составляют гордость нашей авиации и могут достойно бороться со всеми типами летательных аппаратов.

- 6 августа 2007 года первый дивизион С-400 "Триумф" заступил на боевое дежурство в г. Электросталь. Что показала практика его эксплуатации за прошедшее время?

- Это первый дивизион, который мы приняли на вооружение. Опытно-боевое дежурство и эксплуатация ЗРС показали, что техника это надежная, а главное - нам знакомая. В ней сохранена преемственность в компоновке аппаратуры, ряда узлов и агрегатов, оборудовании боевых постов. Это облегчило ее освоение и обслуживание офицерами, личным составом.

Радует и то, что постановка на вооружение "Триумфа" не потребовала подключения большего количество людей, чем в свое время ЗРС С-300. Системы в этом отношении идентичны.

Конечно, как и у всего первого, есть некоторые проблемы в эксплуатации, но они не носят принципиального характера. Этим летом, в августе, мы ЗРС С-400, что называется, отстреляем на полигоне. Скорее всего, вместе с С-300ПМ. На стрельбах будем работать и по перспективным средствам воздушного нападения. Так что уже сейчас начали готовить расчеты. Пока все идет по плану.

Что касается поставок, то в ближайшее время мы должны получить еще один дивизион ЗРС С-400 "Триумф". Об этом уже сказал и главком ВВС генерал-полковник А. Зелин. Первыми будут перевооружаться на новую технику полки постоянной боевой готовности.

- Как строятся ваши взаимоотношения с промышленностью, в частности с Концерном ПВО "Алмаз-Антей", ГСКБ "Алмаз-Антей" имени академика А.А. Расплетина? Насколько отлажены эти контакты?

- Наши контакты осуществляются на постоянной основе. Их можно назвать рабочими, деловыми, продуктивными. С представителями промышленности, с Концерном ПВО "Алмаз-Антей", ГСКБ "Алмаз-Антей" имени академика А.А. Расплетина, другими предприятиями находим полное взаимопонимание, ощущаем их поддержку. Этим приходится заниматься в основном моему первому заместителю по вооружению. Мы в полной мере удовлетворены тем, как техника, которая находится на гарантии, обслуживается промышленностью.

Есть, правда, одна не до конца еще решенная проблема своевременного выкупа ячеек. Речь о замене отслужившего свой срок технического оборудования РЛС, так называемых типовых элементов замены (ТЭЗ). Мы старые ячейки отдаем, и они должны выкупаться. Но это далеко не всегда происходит именно так. Поэтому недавно как раз занимались тем, чтобы использовать на эти цели средства, которые поступают по гособоронзаказу. Думается, в ближайшее время этот вопрос будет решен. Промышленность тоже не виновата в том, что средства своевременно не поступают.

- Что бы вы, как командующий, пожелали нашей промышленности в плане выпуска современных ВВТ? Может, ЗРС С-400 "Триумф" уже предел совершенства?

- Думаю, тут предела нет. Поэтому необходимо двигаться дальше, ставить перед собой амбициозные задачи, задействовать нано-технологии. Мы должны переходить от создания систем ПВО к созданию систем ПРО, ВКО. Это не мои запросы - военного человека, генерала, а требование времени. Надо, что называется, плясать от развития средств воздушного нападения потенциального противника или, как принято говорить, наших контрпартнеров. А они из года в год становятся все более совершенными. К 2015 году появится уже совсем другой спектр средств нападения. Это будут гиперзвуковые объекты, космические блоки, другое оружие. И к этому надо быть готовым.

- Сегодня ряд военных объектов выводится за пределы Москвы. Если встанет вопрос о штабе КСпН, то как это может отразиться на управлении воздушным движением?

- Мы - люди военные и выполним любое распоряжение. Но если такое решение состоится, то, на мой взгляд, будет нарушена система управления воздушным движением над Москвой. Ведь именно в штабе КСпН находятся все органы управления им, в том числе Центр управления авиацией. Мы отслеживаем и сопровождаем до 2500 самолетов в сутки(!), на нас завязаны все каналы оперативной и других видов связи. Уж не говорю о том, что на переезд и прокладку новых коммуникаций потребуются огромные финансовые вложения.

- Очень важный по нынешним временам вопрос об обеспечении военнослужащих жильем. Как тут обстоят дела? Сколько у вас бесквартирных?

- В соответствии с президентской программой "15+15" мы получили практически 100% запланированного для нас жилья. И по Москве, и по Московской области. Львиную долю средств выделили для Кубинки, где было наиболее сложное положение в этом отношении.

Эта программа будет работать и дальше. Как обещал президент страны, до 2010 года мы должны обеспечить всех военнослужащих жильем. А до 2012 года - еще и служебным. Хотя опасность в том, что цены на рынке жилья растут просто баснословно. У нас на сегодняшний день около 3 тыс. человек бесквартирных. Из них в Москве - около 500 человек. А говорить о том, что офицер может взять кредит в банке и потом расплатиться по нему, не влезая в долговую кабалу, просто нереально.

- Сейчас заработала ипотечная система кредитования жилья, которая распространяется на молодых офицеров. В ходе эксперимента она доказала свою эффективность...

- Это так. Однако ипотеку тоже надо грамотно использовать. Взять лейтенанта, который получил на себя по ипотеке однокомнатную квартиру. Через год он женится, и ему уже нужна двухкомнатная квартира. С рождением второго ребенка - трехкомнатная. Как тут быть? Считаю, ипотечная система должна быть более унифицирована. Кроме того, она будет тогда наиболее эффективна, когда в ВС появится достаточное количество служебного жилья. Тогда до увольнения в запас офицер спокойно может жить в служебной квартире, не заботясь о своем будущем.

...В преддверии праздника поздравляю воинов Войск ПВО, ветеранов, тружеников оборонного комплекса, и в частности сотрудников Концерна ПВО "Алмаз-Антей", ГСКБ "Алмаз-Антей" имени академика А.А. Расплетина, где создаются знаменитые ЗРС "Фаворит" и "Триумф", с Днем Войск противовоздушной обороны. Желаю всем крепкого здоровья, успехов в производстве непревзойденного оборонительного оружия, которое предостерегает потенциальных агрессоров от нападения на нашу страну. О значимости этого оружия говорит и тот факт, что в День Победы, до которого рукой подать, впервые по Красной площади пройдут мобильные пусковые установки модельного ряда С-300. Последний раз они участвовали в параде на Поклонной горе в 1995 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка