О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Перспективы ГЛОНАСС

Главный тезис момента: спутники есть, нужны приемники

В Москве 7-8 апреля проходил Международный форум по спутниковой навигации. В здании Российской Академии Наук на Ленинском проспекте в течение двух дней шли пленарные заседания, презентации, круглые столы, пресс-конференции... Специалисты по отдельным направлениям обсудили интересующие их темы, разбившись "по секциям". В фойе здания, а также в обширных коридорах здания на первом, втором и третьем этажах разместили свои стенды десятки фирм, в основном российских. Они представили образцы приборов и систем, использующих навигационные спутниковые сигналы. А также образцы элементной базы, антенные устройства, различного вида комплектующие.

Заместитель главы Роскосмоса Юрий Носенко сообщил: в настоящее время орбитальная группировка ГЛОНАСС насчитывает 16 спутников. В течение этого года добавится еще шесть, что позволит полностью покрыть территорию России навигационным сигналом. В прошлом году по соответствующей федеральной целевой программе "Глобальная спутниковая система" было выделено около 10 млрд руб. В 2008-м эта цифра увеличится (по имеющейся информации, речь идет об удвоении суммы годового бюджета на ФЦП если не в текущем, то в следующем году).

Продолжается строительство и запуски усовершенствованных спутников Глонасс-М. Они отличаются повышенным сроком службы - 7 лет. Для сравнения: среднестатистическая продолжительность "полноценной жизни" на орбите КА первой серии составляет 4,5 года. Работоспособность российской системы во многом уже восстановлена. Что позволяет вплотную заняться вопросами разработки, запуска в производство и реализации навигационных терминалов государственным и коммерческим пользователям.

Участники форума получили отличную возможность познакомиться с образцами такого рода изделий. На стендах была представлены решения для корпоративного использования, а также для широко потребления. В частности, автомобильные ГЛОНАСС/GPS навигаторы, другие виды навигационно-приемных индикаторов. Здесь можно было подержать в руках известный на всю страну - благодаря телевидению и центральным газетам - мультимедийный автомобильный комплект Glospace SGK-70 сборки ФГУП НИИ КП. Устройство имеет приемный модуль КБ "Навис", и имеет в комплекте цифровую карту местности компании "Киберсо".

В конце декабря 2007 года один товарный образец устройства первый вице-премьер Сергей Иванов передал в качестве новогоднего подарка президенту России Владимиру Путину. По заявлению ответственных руководителей, Glospace уже разошелся в розничной торговой сети в количестве порядка трех тысяч комплектов. Как сказал генеральный директор - генеральный конструктор ФГУП РНИИ КП Юрий Урличич, первая партия предлагалась в магазинах розничной сети по цене порядка 15 тыс. руб., вторая - около 20 тыс. руб. за комплект. Обе партии распроданы.

А на стенде Московского конструкторского бюро "Компас" демонстрировался предсерийный образец автомобильного навигатора-регистратора "Изделие "MKB Compas". Равно как SGK-70, Рассчитанное на массового автолюбителя, это устройство несколько превосходит Glospace по потребительским качествам и функционалу. Приемник оснащен 5,7-дюймовым TFT жидкокристаллическим экраном с сенсорной панелью, против 7-дюймового монитора у Glospace, однако имеет более высокое разрешение - 640x480 точек против 480x234.

Оба типа устройства питаются от автомобильного аккумулятора, потребление: ток силой 2А по линии 12В. Оба используют операционную систему Windows CE 5.0. В самой простой комплектации - только мониторчик и приемная антенна - "MKB "Compas" будет предлагаться за 16 тыс. руб. В комплекте с ТВ-камерой (система позволяет вести запись с регистрацией параметров движения), блоком "карт-ридера", средствами воспроизведения звука и колонками цена повышается до 28 тыс руб. Устройство появится в продаже в сентябре текущего года.

На стендах четырех фирм демонстрировались платы навигационных приемников (на профессиональном языке их называют OEM-модули) для потребительского рынка - КБ "Навис", Ижевский радиозавод", ФГУП НИИ микроэлектронной аппаратуры "Прогресс" и РиРВ. Современные образцы имеют размер банковской пластиковой карточки. Основная проблема - относительно высокое энергопотребление, от 0,5 до 1Вт. Проблема кроется в топологии ЧИПов, в частности микросхемы "коррелятора". К сожалению, это проблема комплексная, и ее решение требует усилий нескольких ведомств, направленных на возрождение электронной промышленности страны.

На стенде Группы компаний "Ижевский радиозавод" (ИРЗ) демонстрировались серийные образцы плат навигационных приемников МНП-М1 и МНП-М3. ИРЗ выпустила серию в три тысячи М1, а в прошлом году получила сертификат и перешло на выпуск М3. Прогресс - налицо: "новый" приемник в несколько раз легче и компактнее, по весу и размеру - с 5-рублевую монетку. Энергопотребление снижено до 0,9Вт. Это позволяет использовать его не только в автомобильных системах с питанием от аккумулятора транспортного средства. Но и переносных, скомплектованных аккумуляторной батарейкой.

ФГУП НИИ микроэлектронной аппаратуры "Прогресс" представил еще более интересный образец OEM-модуля - "навигационный приемник спутниковых систем Глонасс/GPS ГАЛС-II". Он потребляет 0,65Вт - рекордный показатель для представленных образцов. Дальнейшее снижение требует понижение напряжения (сегодня 3,3_3,5 В) и переход на новую топологию. Создание такого рода чипа следующего поколения оценивается в 4-7 млн долларов, при цене реализации одного серийного образца за сумму порядка 3-5 долларов. Ввиду неочевидности возврата первоначальных инвестиций, соответствующие проекты ведутся пока только федеральными государственными предприятиями за счет бюджета. Однако намерение разработать "продвинутые" чипы для коммерческой реализации, а также пользовательские терминалы на их базе, высказали несколько российских фирм частного сектора.

Руководители этих организаций поведали журналистам, что российский рынок портативных навигаторов переживает настоящий бум. В прошлом году на нем было реализовано от 80 до 100 тысяч таких устройств (в основном "односистемных", принимающих навигационных сигнал американской спутниковой системы GPS Navstar). В текущем году прогнозируется увеличение продаж в три раза! Наличие второго приемного модуля - ГЛОНАСС - дает известное конкурентное преимущество. Во-первых, повышается надежность приема сигнала в сложных условиях, как то лесная местность, и городские кварталы. Во-вторых, повышается устойчивость к различным помехам, в том числе искусственным.

Сначала "двойные приемники" будут ориентированы именно на российский рынок, который призван выступить в качестве "якорного". А затем, по мере отработки технологий и поставке массового производства, сеть продаж распространиться и на другие страны. Спрос ожидается колоссальный: ежегодно на мировом рынке продается порядка 30 миллионов автомобильных и "карманных" спутниковых навигаторов! Перспективы международных продаж связывают с наметившимся сотрудничеством между Роскосмосом, головными предприятиями отрасли и КБ "Навис" в области товаров для конечного пользователя.

Журналисты задали Юрию Урличичу вопрос: смогут ли "двойные" приемники ГЛОНАСС/GPS выдержать конкуренцию на свободном рынке, более сложные в техническом плане и, соответственно, более дорогие, чем "односистемные". Руководитель ФГУП РНИИ КП сказал, что до 10% покупателей готовы заплатить "сполна" за принципиально новое изделие, если оно отличается новизной и расширенными функциональными возможностями, при условии сохранения высокого качества изготовления и надежности в работе. Интернет-опрос посетителей тематического сайта показал интересный результат: 17% покупателей готовы приобрести качественный ГЛОНАСС приемник практически за "любые деньги".

К данной теме обратился и Юрий Носенко: "Если приемник односистемый (принимает сигнал только GPS Navstar), то он, очевидно, и будет дешевле. Если приемник двух системный, он получается дороже, и надо объяснить покупателю, за что с него просят дополнительные деньги. А им просят за надежность, которая у двух системного аппарата выше. Во-первых, американцы на сегодняшний день не отказались от практики загрубления сигнала Navstar по отдельным районам в условиях кризисных ситуаций или по решению правительственных структур. Это очень чувствительно для многих. Во-вторых, двух системный "аппарат" всегда "видит" больше спутников - а это лучшая доступность, надежность и точность. Есть потребители, которым очень важна надежность и они готовы за это платить".

Конечно, что товары для потребительского рынка и комплектующие к ним составляют лишь маленькую толику проблематики ГЛОНАСС. Однако же их значение в деле популяризации системы среди широких народных масс трудно переоценить. Приобретая автомобильный или "карманный" навигатор, простой гражданин приобщается к могучему национальному проекту, на практике ощущает выгоды от политики инновационного развития страны.

Сегодня усилия головных организаций, занимающихся выполнением ФЦП по развитию ГЛОНАСС, направляются на улучшение характеристик точности системы. Речь идет не только о повышении точности "прямого" сигнала. Работа также идет над математикой и числовыми алгоритмами обработки данных. В ближайшее время планируется открытие специального сайта с поправками к "прямому" навигационному сигналу. Информация будет носить открытый характер для пользователей приемников ГЛОНАСС. Уже сегодня специальные геодезические системы, используя статистические данные и точные алгоритмы обработки сигнала, позволяют определять расстояния между наземными объектами с точностью 5-7 см на характерной дистанции 1000 км.

По просьбе журналистов, ответственные руководители Роскосмоса и ФГУП РНИИ КП прокомментировали сообщения СМИ о якобы более высокой точности измерений при помощи GPS Navstar. Они утверждали, что в большинстве практических ситуаций, измеренные с помощью пользовательских терминалов GPS и ГЛОНАСС координаты наземных объектов имеют навигационные ошибки одного порядка.

Обе системы - американская и российская - продолжают развиваться, предоставляя пользователям все более качественные услуги. Правительство США объявило о начале программы развертывания модернизированной спутниковой группировки GPS III, с выводом первого в 2015 году. Она будет отличаться введением дополнительных сигналов, в частности L5. В результате точность измерения "прямого" сигнала улучшится. Ошибка уменьшится на порядок - от нескольких метров до десятков сантиметров. Аналогичные мероприятия планирует провести и российская сторона. Как сообщил Юрий Урличич, ФГУП РНИИ КП ведет консультации с заинтересованными сторонами по дополнительному навигационному сигналу "по типу L5"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Промышленный еженедельник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка