О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Диспетчер спас два самолета

В небе над Шереметьевом едва не произошла катастрофа. Один из пассажирских самолетов, выполнявший рейс Москва - Ростов-на-Дону, вопреки указаниям диспетчера отклонился от курса. В это же время на посадку заходил самолет из Атланты. Развести суда удалось за несколько минут до столкновения

В небе над Шереметьевом едва не произошла страшная катастрофа. В воскресенье утром один из пассажирских самолетов, выполнявший рейс Москва - Ростов-на-Дону, вопреки указаниям диспетчера отклонился от курса. В это же время на посадку заходил самолет из Атланты. Боинги двигались на встречу друг другу со скоростью 1100 километров в час. Развести суда удалось за несколько минут до столкновения.

Угроза столкновения возникла из-за нарушения указаний диспетчера, сообщили в Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД).

В 9.44 воскресенья Boeing 737, выполнявший рейс Москва - Ростов-на-Дону, на борту которого находились 51 пассажир и 6 членов экипажа, после взлета из Шереметьева получил указание диспетчера о наборе высоты в 2100 метров.

Тем временем в Москву на посадку заходил Boeing 767, летевший из Атланты с 219 пассажирами и 12 членами экипажа. Самолет снизился до положенных 2400 метров.

По предварительным данным, критическая ситуация возникла по вине российского экипажа. Вопреки указаниям диспетчера занять заданный свободный эшелон, самолет продолжал интенсивно набирать высоту, пройдя указанную отметку. Суда сходились с суммарной скоростью 1100 километров в час.

Следивший за ситуацией в небе Владимир Самарин дал команду американскому "Боингу" немедленно принять вправо. Буквально за 1-2 минуты до столкновения самолеты удалось развести. Правда, вместо предусмотренных всеми нормами безопасного интервала в 30 километров они разминулись на опасных 11. Вскоре оба самолета благополучно приземлились в аэропорту.

Для расследования причин инцидента была создана комиссия. Не исключено, что на российском борту возникли технические неполадки.

Стоит отметить, что это не первая опасная ситуация подобного рода, возникшая над Шереметьевом. В январе прошлого года в небе чуть не столкнулись два иностранных самолета.

Тогда с аэродрома Шереметьево вылетел в Стамбул самолет деловой авиации Beech 400 Airliner. На борту воздушного судна находились бизнесмены. Диспетчер выдал ему указание набирать высоту 3000 метров с одновременной информацией о встречном самолете Airbus 321, следовавшем в Шереметьево из Парижа.

Турецкие пилоты совершили ошибку, в результате которой их лайнер "проскочил" заданную диспетчером высоту более чем на 250 метров. Таким образом, двигавшиеся навстречу друг другу самолеты находились практически в одной точке в момент, когда турецкий борт занял неправильную высоту. Расстояние в момент расхождения самолетов составило около 1 километра.

Диспетчер оперативно дал указание экипажу воздушного судна прекратить набор и снизиться до заданной высоты 3000 метров. Замедленная реакция турецких пилотов привела к тому, что их самолет занял высоту 3260 метров. И только после настойчивых указаний диспетчера, они вернулись на заданную высоту 3000 метров.

К несчастью, подобные происшествия не всегда заканчивались благополучно. В июле 2002 года катастрофа в небе над Боденским озером, когда столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой Boeing компании DHL, унесла жизни 71 человека. Тогда было доказано, что трагедия произошла по вине диспетчера, который не смог вовремя развести самолеты.

Всего по делу о столкновении проходили 8 сотрудников компании Skyguide, отвечавшей за диспетчерское обеспечение полетов.

Суд высшей инстанции Цюриха признал четырех сотрудников Skyguide виновными в убийстве по неосторожности. Трое из осужденных были приговорены к 12-месячным срокам заключения с отсрочкой исполнения приговора, еще один сотрудник выплатил штраф в крупном размере.

Позже история получила печальное продолжение. Россиянин Виталий Калоев, потерявший в авиакатастрофе свою семью, в феврале 2004 года убил диспетчера Петера Нильсена.

После того как Калоев отбыл две трети своего наказания, он был досрочно освобожден....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка