О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Истребитель BRIC пятого поколения

И.о. секретаря Совета безопасности Валентин Соболев в Бразилии подписал соглашение, предусматривающее совместную разработку истребителя пятого поколения

И.о. секретаря Совета безопасности Валентин Соболев в Бразилии подписал соглашение, предусматривающее совместную разработку истребителя пятого поколения.

Всемирный истребитель

Бразилия не первый партнер России в проекте создания истребителя пятого поколения. Ранее к разработке сверхсовременного самолета была привлечена Индия. Дели является давним партнером России в военно-технической сфере и может стать не только соразработчиком, но и рынком сбыта еще не построенного истребителя.

Чем отличается пятое поколение истребителей

Многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей; наличие круговой информационной системы. Крейсерские режимы полета на сверхзвуковых скоростях. Кардинальное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Способность обстреливать в ближнем воздушном бою цели с разных ракурсов, способность вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности. Установки в кабине одноместного самолета индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе "картинок" от различных датчиков). Аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолета без сколько-нибудь ощутимых запаздываний. Самолет должен "прощать" грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета.

Опрошенные корреспондентом "Газеты" эксперты считают, что теперь рынком сбыта может стать и Бразилия, иначе зачем Объединенной авиастроительной корпорации еще один партнер? Нужно также учитывать, что в стране карнавалов есть дешевая рабочая сила (именно это стало конкурентным преимуществом бразильского авиапредприятия Embraer, не обладающего никакими собственными технологиями, но коммерчески успешного). Одна из самых сложных задач, стоящих перед разработчиками самолета, - сделать его недорогим. Американский истребитель F-22 (это единственный в мире самолет пятого поколения, который уже стоит на вооружении) стоит около $140 млн. Это дорого даже для американского оборонного бюджета, который сопоставим со всеми российскими золотовалютными резервами.

Примечательно, что конгресс США запретил продажу F-22 за рубеж: сенаторы испугались утечки технологий и даже не пошли на уступки Израилю, который просил F-22 для защиты от возможной опасности со стороны имеющего ядерную программу Ирана.

Россия уже допустила два иностранных государства к разработке своей военной тайны. Правда, государства, входящие не в военный блок НАТО, а в достаточно условную группу набирающих экономическую силу стран - BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Легкие и тяжелые

В разработке истребителя пятого поколения Россия идет по пути США. В Америке сначала появился тяжелый истребитель F-22, обладающий всеми характеристиками пятого поколения, но недостаточно маневренный. Например, F-22 не может вертикально взлетать и зависать в воздухе. Именно это стало предметом критики фильма "Крепкий орешек - 4", в котором сложные фигуры по сценарию выполнял F-22. На самом деле все эти фигуры сможет выполнять следующий самолет пятого поколения - F-35, который поступит на вооружение через пять лет. Это будет легкий вариант существующего F-22, намного больше подготовленный для ближнего воздушного боя, хотя также способный развивать сверхзвуковые скорости и точно поражать одновременно несколько целей с больших расстояний.

Гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров на выставке "Двигатели 2008" вчера подтвердил, что по такому же пути пойдет Россия: сначала будет построена тяжелая версия ПАК ФА (так называется наш ответ F-22), затем - легкая.

Точную дату выпуска самолета пока никто назвать не может. Однако ясно, что это не ближайшие три года.

Особый момент в производстве истребителя пятого поколения - двигатель. В отличие от самолета он делается не из титана, а из специальных сплавов. При этом цена двигателя на 60% зависит от стоимости металла. На прошлой неделе премьер-министр Виктор Зубков даже провел совещание, посвященное выпуску спецсталей. Он поручил Минпромэнерго проработать меры для стимулирования выпуска спецсталей и сплавов. Пока же, как считает генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов Евгений Каблов, положение дел в российской металлургической промышленности не обеспечивает возможность создания конкурентоспособной авиатехники нового поколения.

Тех ли партнеров выбирает Россия в производстве самолета пятого поколения?

Борис Рыбак / гендиректор консалтинговой компании Infomost:


- Достаточно сложно оценить, те партнеры или не те, ведь все это сложный переговорный процесс. Но вообще Бразилия и Индия вполне нам способны помочь - например, деньгами. Кроме того, там имеются трудовые ресурсы, которых у нас недостаточно, а также приличная промышленность. Скажем, состояние бразильской авиации на сегодня неплохое хотя бы потому, что там строят большое количество современных гражданских самолетов и продают их по всему миру (в отличие от нас). А у индусов также хорошие заводы, они много чего умеют выпускать по лицензии. Так что рассматриваемое нами сотрудничество вполне нормально. Плюс к этому не забывайте, что существует еще политическая компонента.

Евгений Копышев / военный летчик-истребитель, генерал-майор авиации:

- Россия сегодня выбирает себе тех партнеров, которые готовы платить за создание самолета пятого поколения. У меня нет уверенности, что в первую очередь он пойдет в Вооруженные силы России. Скорее первые же образцы отправят в иностранные военно-воздушные силы - в ту же Индию и Бразилию. Так что здесь просто очевиден их интерес. Да и нас в каком-то плане успокаивает, что самолеты по крайней мере не пойдут в НАТО. Здесь мы хотя бы заработаем и дадим возможность нашим рабочим трудиться на наших предприятиях. Будем в какой-то степени развивать экономику.

Ирина Рукина / главный научный сотрудник Института региональных экономических исследований, доктор экономических наук, член президиума РАЕН:

- Поскольку сейчас все больше говорят о необходимости укрепления связей в так называемой четверке БРИК, подписание соглашения о сотрудничестве в производстве самолета пятого поколения может принести пользу обеим сторонам. Ведь мы очень серьезно теряем прежние рынки торговли вооружением, поэтому нам нужны новые. А чтобы их завоевывать, необходима новая техника, а также развитие конкуренции с бывшими партнерами. В то же время Россия пока еще обладает серьезным потенциалом в области технологий для развития авиации и ракетостроения, поэтому мы можем предоставить научные наработки и интеллектуальную собственность. В мире авиационных держав вообще раз-два и обчелся. А для глобального прорыва нужно новое сотрудничество.

Олег Пантелеев / руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт":

- Каких бы партнеров мы ни брали для создания истребителя пятого поколения, в подавляющем большинстве случаев именно России будет принадлежать право последнего слова. И тот истребитель, который мы сможем создать самостоятельно, будет в первую очередь отвечать требованиям российских ВВС. Другое дело, что сегодня, в том числе и для ускорения работ по созданию новой машины, необходимо не только привлечь текущее финансирование, но и обеспечить ей неплохой рынок сбыта, чтобы программа могла себя окупить. А в этом случае взаимодействие с Индией, может быть, Бразилией или какими-то другими потенциальными крупными заказчиками авиатехники могло бы уже сейчас гарантировать самолету широкую область распространения в будущем. В конце концов, создание истребителя пятого поколения - это не только решение оборонной задачи, но и в значительной степени бизнес. Понятно, что Россия, Бразилия и Индия - это три страны из четверки наиболее динамично развивающихся государств. Поэтому владение подобными рынками - это успех и стабильность. Иными словами, с точки зрения экономики все оправдано. А участие иностранных компаний в формировании облика самолета, думаю, будет незначительным. Скорее всего, каждая из сторон сможет предлагать и реализовывать решения, которые позволят наиболее полно привязать машину к требованиям, выдвигаемым военно-воздушными силами этих стран....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка