О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Почем сбитый самолет?

Героизм во время войны поощрялся и морально, и материально

На войне - как на войне: любая воинская профессия и опасна, и трудна. Но фронтовики справедливо полагали, что профессия летчика связана с особым риском. На всех этапах войны летный состав ВВС нес постоянные людские потери: в воздушных боях, от огня зенитной артиллерии, в результате авиакатастроф наконец.

Цена "Мессера" - тысяча

Поэтому для поддержания боевого духа, как тогда говорили, летно-подъемного состава в ВВС Красной армии была разработана и введена в действие система наград и поощрений. Уже в самом начале войны, 19 августа 1941 года, председатель Государственного комитета обороны и Ставки Верховного командования И.В.Сталин подписал соответствующий документ, который до сих пор помнят многие ветераны военной авиации - приказ № 02999. Им определялся порядок награждения экипажей самолетов ВВС РККА.

Командирам и комиссарам авиационных дивизий рекомендовалось представлять членов экипажей к наградам в соответствии с этим приказом. В частности, летчики-истребители награждались, как бы сейчас сказали, по трем номинациям: воздушный бой, удары по наземным целям, удары по аэродромам противника.

Так, за каждый сбитый в воздушном бою самолет противника предусматривалась выплата денежного вознаграждения в размере 1000 рублей. За каждые три сбитых вражеских самолета командование представляло пилота к правительственной награде. Те, кто сумел выстоять в 40 боевых вылетах на штурмовку вражеских наземных войск, удостаивались звания Героя Советского Союза и получали премию в 5000 рублей.

Что касается наград и поощрений за удары по аэродромам, то за четыре штурмовки, в ходе которых были уничтожены самолеты противника, пилот получал денежное вознаграждение в сумме 1500 рублей; за десять дневных или пять ночных ударов размер вознаграждения составлял 2000 рублей, а пилота представляли к правительственной награде. Основанием для второго представления к награде и получения премии в 3000 рублей служили 20 дневных или 10 ночных штурмовок.

За 35 дневных или 25 ночных ударов по аэродромам на летчика оформлялось представление к званию Героя Советского Союза, и он, кроме того, получал денежное вознаграждение в сумме 5000 рублей. При этом учитывались только результативные боевые вылеты, подтвержденные официально.

Что касается правительственных наград, особенно медали Золотая Звезда, то тут все понятно: их моральный вес был очень высок, а повсеместное уважение и авторитет летчика-героя неоспоримы и в армии, и в народе. По-иному обстояла ситуация с денежными премиями за успешные бои в воздухе и удары по наземным целям. Дело в том, что упоминавшиеся выше суммы в то время были скорее символическими.

Так, на те же 1000 рублей в зиму 1941-42 годов можно было разве что один раз без шика пообедать в московском ресторане. Что летчикам иногда удавалось, когда они изредка бывали в столице по служебным делам. Более эффективным и полезным, чем элементарные "закусоны" с водочкой, оказалось расходование премиальных денег на покупку "улучшенных", нежели это предусматривалось нормами, предметов вещевого снабжения. В частности, более качественной военной формы, теплых вещей.

В полевых же условиях, особенно в ходе наступательных операций, когда авиационным полкам и дивизиям приходилось часто менять место дислокации, а личному составу обитать в сырых землянках и блиндажах далеко не в комфортных условиях, летчики нередко тратили "премиальные" деньги на покупку дополнительных продуктов питания, чтобы быть в хорошей физической форме.

Медали и доллары

В американской авиации была тщательно продумана военная форма, система регалий, наград и поощрений. Все выпускники авиационных колледжей и академий получали отличительный нагрудный знак в виде серебряных крыльев с условным обозначением принадлежности к той или иной службе. Пилоты очень гордились этими знаками отличия.

Среди призывников никаких знаков различия не имели рядовые, только что прошедшие курс молодого бойца, они получали всего 50 долларов в месяц, что по нынешнему курсу валюты соответствует 500 долларам. Среди этой категории больше всех получал первый сержант, или мастер-сержант - 138 долларов. Служащие по призыву отличались между собой шевронами на рукаве.

Среди офицеров, служивших по контракту, наименьшим званием обладали летчики-офицеры, которые получали в год 1800 долларов и дополнительное пособие-вознаграждение - 60 долларов в квартал для женатых и 45 для холостых. Выше их стояли уоррент-офицеры, получавшие от 1800 до 2100 долларов в год. Второй и первый лейтенанты на погонах и в петлицах имели по одной шпале: золотая - у младшего, серебряная - у старшего. Их ежегодный оклад составлял 1800-2000 долларов. Капитан имел в петлице, на погонах и на пилотке две серебряные шпалы и получал 2400 долларов в год.

Майор и подполковник имели одинаковые знаки отличия - металлическую розочку: золотого цвета - у майора и серебряную - у подполковника. Их годовой оклад составлял 3000 и 3500 долларов. Самый оригинальный знак отличия - белоголовый орлан с распростертыми крыльями был у полковников. Многие американцы той поры считали, что этот знак больше похож на цыпленка, а поэтому полковники имели нарицательное имя "чикен", т.е. цыпленок.

Высшие офицеры - генералы имели звание бригадного генерала, генерал-майора, генерал-лейтенанта и генерала, знаки различий которых определялись числом звезд на погонах и пилотках. Их ежегодное жалование - от 6000 до 8000 долларов.

Кроме денежного вознаграждения военнослужащие армии США и ВВС за свои воинские подвиги и отличия награждались орденами и памятными медалями. Самой распространенной медалью являлся знак "Пурпурное сердце", которым отмечались все военнослужащие, получившие ранение. Самой редкой и почетной была медаль Почета, которая по нашим понятиям может быть приравнена к Золотой Звезде Героя Советского Союза.

Медаль Почета впервые была выдана генерал-лейтенанту Джеймсу Дулитлу за то, что 18 апреля 1942 года под его командованием 16 средних бомбардировщиков B-25 нанесли первый бомбовый удар по четырем городам Японии в ответ на бомбардировку Перл-Харбора в декабре 1941 года. Подвиг заключался в том, что сухопутные бомбардировщики взлетали с палубы авианосца "Хорнет" на расстоянии 400 миль от японских островов без какой-либо надежды вернуться на его палубу. Не всем летчикам того налета удалось остаться в живых.

Всего по состоянию на 1 марта 1944 года медалью Почета были награждены 15 человек, из числа которых 10 погибли в жарких воздушных боях с японцами. В их числе капитан Харл Пис-младший; бригадный генерал Кеннет Н.Уоркер, полковник Демас Т.Кроу, лейтенант Джек У.Матс, майор Джозеф Р.Сакорский, бригадный генерал Лион У.Джонсон, полковник Джон Р.Кейн, лейтенант Ллойд Х.Хьюз, подполковник Эддисон И.Бакер, майор Ралф Челл.

В живых из награжденных медалью Почета на то время оставались полковник Пиерпонн М.Хамилтон, старший сержант Майнард Х.Смит, майор Джай Зимер-младший; лейтенант Джон Си Морган, полковник Нил И.Кирби.

Военнослужащие ВВС, как и вооруженных сил США в целом, в ходе Второй мировой войны награждались за свои подвиги и другими медалями и крестами. Наиболее значительными из них являлись: Крест "За отличие по службе", медаль "За отличие по службе", Легион Почета, Серебряная звезда, Летный крест за отличие, Воздушная медаль.

Особое место занимали медали, которыми отмечались повседневная деятельность и усердие по службе рядового и офицерского состава. К ним относятся: Солдатская медаль, медаль "Пурпурное сердце" - за ранение, Американская оборона, медаль "За участие в боевых действиях на азиатско-тихоокеанском театре военных действий", медаль "За участие в боевых действиях на американском ТВД и ТВД в Европе, Северной Африке и Среднем Востоке", медаль "За хорошее поведение".

Указанные награды носились на парадном мундире. На повседневной форме одежды знаки отличия обозначались колодкой нашивок на груди. В случае, когда какой-либо медалью военнослужащий награждался неоднократно, на медальной колодке или нашивке размещались золотые звезды по числу кратности этой награды.

Особые знаки отличия наносились на фюзеляже самолетов, участвовавших в воздушных боях и бомбардировках территории противника. На борту истребителей с левой стороны пилотской кабины квадратами с фашистской свастикой в центре обозначалось число фашистских самолетов, сбитых пилотом индивидуально и в группе. На борту бомбардировщиков слева от кабины пилота рисовались бомбы, число которых указывало количество боевых вылетов с бомбометанием.

Среди лучших истребителей ВВС Армии США отмечен майор Томас Мак-Гауер, летчик истребителя "Локхид" Р-38 из состава 431-й эскадрильи, командиром которой он являлся. На его счету на момент гибели 6 января 1945 года числилось 40 сбитых японских самолетов. В своем последнем неравном бою он сбил 3 самолета. За свой боевой подвиг он был удостоен медали Почета, а его имя увековечено в названии военно-воздушной базы Мак-Гауер, штат Нью-Джерси.

Следует заметить, что в США очень бережно относятся к памяти своих военнослужащих, в том числе летчиков, которые проявили личные мужество и героизм в ходе выполнения своего воинского долга в различных войнах и вооруженных конфликтах, что проявляется в названиях многочисленных военных баз, разбросанных по всей территории США. Например, всем известны авиационная и ракетная база Вандерберг, штат Калифорния, названная так в честь бывшего командующего стратегической авиации ВВС Армии США в годы Второй мировой войны Хоута Вандерберга. И таких примеров десятки.

В акватории Мирового океана более 20 лет плавало разведывательное судно вспомогательного флота ВМС США под названием "Генерал Арнольд". Его главной задачей являлось ведение радиолокационной, радиотехнической и инфракрасной разведки за полетом баллистических ракет большой дальности, их боевых головок в районе падения на Тихом океане, а также слежения за запуском и полетом космических аппаратов СССР.

Центральное разведывательное управление США считало этот корабль и его экипаж - семьдесят моряков и 130 научных сотрудников - ценнейшим органом электронной, радио- и радиотехнической разведки в зоне Тихого океана. В 1983 году, в связи с техническим износом судна, оно было списано, а разведывательная аппаратура перенесена на о. Гуам, где работает по настоящее время. Этот корабль был назван в честь главнокомандующего ВВС армии США в годы Второй мировой войны полного (четырехзвездного) генерала Генри Арнольда....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка