О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Спецсвязь поднимется в воздух

До конца года авиаотряд управделами президента РФ должен пополниться двумя новыми самолетами-ретрансляторами Ту-214СР для главы государства и премьер-министра РФ

До конца этого года авиаотряд управделами президента РФ должен пополниться двумя новыми самолетами-ретрансляторами Ту-214СР для главы государства и премьер-министра РФ. Первая такая машина должна была войти в строй еще до конца 2006 года. Для ее сборки на Казанском авиазаводе пришлось задержать сдачу российским военно-воздушным силам стратегического ракетоносца Ту-160.

До конца этого месяца на Казанском авиапроизводственном объединении имени Горбунова (КАПО) должны завершиться наземные испытания первого самолета-ретранслятора Ту-214СР (бортовой номер RA-64515), заказанного управлением делами администрации президента РФ для своего авиаотряда (структурно входит в ГТК "Россия"). Как сообщил "Ъ" заместитель генконструктора - директор ЦКБ ОАО "Туполев" Валерий Солозобов, "в начале мая машина должна начать летные испытания, первый Ту-214СР должен быть передан заказчику в августе, второй (борт RA-64517) - в октябре-ноябре". "По правилам авиаотряда должно быть два самолета одного типа, чтобы оперативно можно было заменить один другим в случае неисправности",- пояснил "Ъ" источник в администрации президента РФ. Однако рассматривается вариант, при котором один борт будет обслуживать президента РФ Дмитрия Медведева, а второй - премьер-министра РФ, которым с мая должен стать Владимир Путин. Тем самым глава государства и глава правительства будут, по сути, равны хотя бы по используемым ими самолетам.

До сих пор для поездок президента РФ внутри страны и за рубежом использовались самолеты Ил-96-300ПУ (пункт управления). В настоящее время в ГТК "Россия" имеется три такие машины, четвертая в рамках контракта с "Ильюшин Финанс Ко." должна быть поставлена до конца 2008 года. Изначально Ил-96 предназначались для полетов на большие расстояния - до 12 тыс. км. Однако Владимир Путин предпочитал использовать дальнемагистральные Ил-96-300ПУ и для полетов на средние расстояния. Для визитов правительственных делегаций РФ, включая премьер-министра, использовались самолеты старых проектов Ил-62, Ту-154М, Ту-134 и Як-40, оборудованные средствами спецсвязи. Лишь в исключительных случаях президентский борт предоставлялся для визитов премьер-министра. Теперь, когда парк Ил-96 достигнет четырех машин, их поделят по два между президентом и главой правительства.

В ноябре 2005 года управделами президента РФ разместило заказ на КАПО на изготовление шести среднемагистральных спецсамолетов для перевозки главы государства. Первый самолет-ретранслятор Ту-214СР должен был войти в строй в четвертом квартале 2006 года, второй Ту-214СР - во втором квартале 2007 года, два летающих пункта управления Ту-214ПУ - в 2008 году, а два Ту-214СУС с самолетными узлами связи - в 2009 году. Дальность полета у них составляла более 8,5 тыс. км. Каждая из этих машин имела VIP-салон для президента РФ. Отличия между машинами заключались в используемой на борту аппаратуре спецсвязи. Так, Ту-214СР предназначен для полетов в северные районы, где проблематично использовать спутники связи над экватором.

Комплексы спецсвязи для Ту-214СР и Ту-214ПУ уже готовы. Как сообщил в конце прошлой недели заместитель гендиректора Омского радиозавода имени Попова Александр Самгин, специалисты предприятия приступили к монтажу комплекса спецсвязи на самолетах президента и премьер-министра России. "Комплекс будет базироваться на двух авиалайнерах Ту-214, предназначенных для официальных визитов за рубеж президента России и председателя правительства,- пояснил господин Самгин.- Также мы должны оборудовать новейшей системой несколько наземных станций".

Стоит заметить, что в США и странах Западной Европы для связи первых лиц государств используется криптозащищенная спутниковая связь в отличие от РФ, где применяется старая радиорелейная. "Такая связь работает только в пределах прямой видимости. Поэтому нужна система наземных радиостанций, самолетов-ретрансляторов и спутников российского производства,- говорит гендиректор омского центрального конструкторского бюро "Автоматика" Эдуард Седунов.- Неоспоримое преимущество такой системы - ее высокая защищенность. Информация идет по узкому лучу с большой скоростью и качеством. В отличие от обычной радиосвязи информацию, передаваемую радиорелейными комплексами, очень сложно перехватить, а также установить точки ее отправления и приема. Система дорогая, но максимально обеспечивает требования секретности". Новые Ту-214СР должны заменить эксплуатируемые более 40 лет два устаревших Ил-22 (летающий командный пункт на базе Ил-18).

Однако сборка президентских Ту-214СР задержалась на полтора-два года. Поставка Ту-214ПУ также сдвинулась с 2008 на 2009 год. Работы по Ту-214СУС вообще лишь начались. "По ним с ОАО "Туполев" даже не заключен еще договор,- сообщил "Ъ" Валерий Солозобов.- Мы на свои средства разрабатываем сейчас документацию". По словам представителя "Туполева", "деньги на разработку документации по предыдущим президентским Ту-214 пошли лишь через год после заключения договоров". Однако в администрации президента РФ "Ъ" сообщили, что все необходимые бюджетные средства были перечислены в срок. Уже в 2006 году на создание двух Ту-214СР из госбюджета было выделено 985 млн руб., а на два Ту-214ПУ - 1,2 млрд руб. В прошлом году эти суммы составили соответственно 1,4 млрд и 2,1 млрд руб. Кроме того, в 2007 году 700 млн руб. из бюджета было направлено на создание двух Ту-214СУС. В текущем году Ту-214СР должны были уже быть сданы, потому на них выделение средств не планировалось. На создание двух Ту-214ПУ в 2008 году предусмотрено выделить 679 млн руб., на два Ту-214СУС - 2,2 млрд руб.

По мнению представителей авиаотрасли, задержка с поставкой Ту-214 для управделами президента РФ была связана не только с недостаточным финансированием, но и с кадровыми проблемами на КАПО. "На предприятии сегодня ощущается острая нехватка квалифицированных рабочих,- отметил источник в Объединенной авиастроительной корпорации.- Причем на КАПО сейчас идет работа сразу над несколькими разнотипными программами. Помимо Ту-214 это региональный Ту-334, достройка стратегического бомбардировщика Ту-160, ремонт бомбардировщиков Ту-22М3 и пассажирских Ил-62М". По словам источника, на предприятии, по сути, имеются лишь три полностью укомплектованные бригады: одна работает на сборке Ту-160, две собирают Ту-214. Однако чтобы завершить сборку и провести наземные испытания двух президентских Ту-214, пришлось снять часть людей с достройки Ту-160. Из-за этого была отложена передача бомбардировщика военно-воздушным силам, которая планировалась на конец прошлого года. По словам господина Солозобова, "новый Ту-160 будет сдан заказчику в ближайшие дни - в конце апреля"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка